Назначение и содержание учётной политики для ведения бухгалтерского учёта в целях налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Содержание работы

Ведение 3
I. Теоретическая часть 5
Основные понятия учетной политики 5
Содержание учетной политики 5
Формирование учетной политики 8
Порядок утверждения и применения учетной политики 13
Структура учетной политики и ее основные элементы 15
Изменение учетной политики 18
Учетная политика для целей налогообложения как элемент стратегического планирования 20
Выбор способа (метода) налогового учета как средства минимизации налогов 21
II. Практическая часть 30
2.1 Сальдо начальное 30
2.2 Журнал хозяйственных операций 31
2.3 Синтетический учет 41
2.4. Бухгалтерская отчетность 47

Файлы: 1 файл

бух учет МОЙ.docx

— 106.16 Кб (Скачать файл)

Изменения учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение  организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию  в бухгалтерской отчетности.

По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям НК РФ и иных нормативных  актов по налогам и сборам изменения  в учетной политики организации  могут производиться в случаях:

- изменения  законодательства РФ по налогам  и сборам; 

- принятие  организацией новых или иных  способов ведения налогового  учета; 

- существенного  изменения условий деятельности  организации.

Изменения учетной политики, связанные с  добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводиться с начала нового налогового периода (с 1 января).

Изменения и дополнения учетной политики, связанные  с изменениями законодательства РФ по налогам и сборам либо введением  новых видов деятельности предприятия, подлежащих особому порядку налогообложения, или реорганизации предприятия, допускается с момента вступления в силу соответствующих документов, в т.ч. и в течение отчетного (налогового) периода.

При этом все изменения должны найти отражение  в соответствующем организационно-распорядительном документе организации в виде изменений и дополнений вносимых в уже действующую учетную  политику предприятия.

Выбранные в учетной политике способы ведения  налогового учета устанавливаются  в целом для предприятия. Таким  образом, отдельные цеха, обособленные подразделения, филиалы (включая выделенные на отдельный баланс) должны придерживаться, установленной предприятием учетной  политики.

 

 

 

1.6 Учетная политика для целей налогообложения как элемент стратегического налогового планирования

 Учетная  политика для целей налогообложения  призвана обеспечить гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач.

Одним из основных методов налоговой политики является налоговое планирование, основу которого составляют наиболее полное и правильное применение установленных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умение использовать существующих в законодательстве о налогах и сборах возможностей с целью минимизации налоговых платежей [9, стр.331].

При формировании элементов учетной политики для  целей налогообложения организация  выбирает один способ из нескольких допустимых законодательством. При этом по каждому  пункту учетной политики рекомендуется  делать ссылку на конкретную статью НК РФ или других актов налогового законодательства, позволяющую использовать соответствующий  метод или норму.

Также организация  вправе отразить в учетной политике для целей налогообложения вопросы, по которым в налоговом законодательстве существуют противоречия либо решения  которых нет на законодательном  уровне. Это связано с тем, что  учетная политика для целей налогообложения, оформленная в установленном  порядке, может служить веским аргументом при защите интересов организации  перед налоговыми органами и в  арбитражном суде.

В п.1 ст. 269 НК РФ при описании особенностей отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам дается определение долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях. Под  этим понятием подразумевается долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки под аналогичные обеспечения. Детализация «аналогичных обеспечений» не дается. Поэтому организация вправе в учетной политике для целей налогообложения отразить свое понимание этого термина, пользуясь п.7 ст.3 НК РФ. В соответствии с этим все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В случае, когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения  налогового учета, при формировании учетной политики организацией разрабатывается  соответствующий способ или форма (регистр) налогового учета в отношении  исчисления конкретного налога или  сбор, исходя из действующих положений  законодательства.

Влиять  на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами.

Однако  не все аспекты варьирования в  бухгалтерском учете могут быть учтены при налогообложении.

Доходы  и расходы для целей налогообложения  могут быть определены двумя методами: методом начисления и кассовым методом, в то время как для целей  бухгалтерского учета – только методом  начисления.

В случае определения доходов от реализации для целей налогообложения кассовым методом у организации оборотные  средства в виде налоговых платежей не изымаются, в то время как при методе начислений налоговые обязательства возникают до завершения оборота средств организации. Возникает ситуация, когда реально объект налогообложения не появился, а налоги нужно платить.

Если  фирма работает по предоплате, то ей целесообразнее применять метод  начисления. Ведь при применении кассового  метода полученные организацией авансы признают налогооблагаемыми доходами. А вот для тех, кто получает деньги только после передачи товаров  покупателю, безусловно, выгоднее кассовый метод. Ведь он позволяет платить  налог только с оплаченной прибыли.

Выбирая позицию, организация должна обосновать свой выбор, рассчитав налоговую  нагрузку. Эффективное управление бизнес-процессом  предполагает выбор таких способов учета, которые оптимизируют налоговые  обязательства организации.

Для целей  налогообложения прибыли амортизацию  начисляют одним из методов, предусмотренных  ст.259 НК РФ – линейным и нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения  может применяться амортизационная  премия.

При линейном способе амортизацию начисляют  равномерно на протяжении срока службы имущества.

При нелинейном способе амортизацию рассчитывают так [15, стр.38]:

Первоначальная (восстановительная) стоимость  имущества – Начисленная амортизация

Х

2 : срок службы (в месяцах)

=

Сумма амортизации за месяц


 

После того как остаточная стоимость имущества  составит 20 процентов от первоначальной, амортизацию считают по-другому. С этих 20 процентов амортизацию начисляют уже линейным методом исходя из оставшихся месяцев полезного использования имущества.

Уменьшить облагаемую прибыль можно, если амортизировать основные средства с тем или иным коэффициентом ускорения (п. 7 ст. 259 НК РФ). Например, по имуществу, которое  используется в агрессивной среде  или многосменном режиме, начислять  амортизацию можно вдвое быстрее. А по имуществу, сдаваемому в лизинг, разрешено применять коэффициент  ускорения до 3.

Для целей  бухгалтерского учета организации  могут применять один из четырех  способов амортизации, предусмотренных  в п.18 ПБУ 6/01. Способ уменьшаемого остатка с применением коэффициента 3, а также способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования позволяют уменьшить среднегодовую стоимость имущества организации и соответственно ведут к уменьшению выплат по налогу на имущество.

При оценке материальных ресурсов могут применятся несколько способов списания. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующем подразделе.

Начисление  различных видов резервов (на предстоящие  отпуска, на ремонт основных средств) при  имеющихся суммах отклонений в структуре  себестоимости позволяет равномерно распределить налоговые платежи  во времени их уплаты.

Каждая  организация, решая задачу оптимизации  налогообложения, выбирает из десятков моделей одну, призванную обеспечить оптимальное налоговое планирование при заданных производственных и  финансовых результатах деятельности.

В итоге  общие подходы организации по формированию налоговой базы по налогам  и специфика способов формирования информации о порядке их исчисления определяются в специальном внутреннем регламенте учетной политики организации  для целей налогообложения.

В этом документе  раскрывается информация о выбранном  варианте способа налогового учета  в случае, когда законодательство о налогах и сборах допускает  вариантность; раскрывается конкретная информация о тех случаях, когда  законодательство по налогам устанавливает  только общие нормы, но не содержит конкретных способов исчисления налогов, отражается информация о позиции  организации, занятой в случае, когда  налоговое законодательство содержит противоречия и неясности.

Таким образом, налоговая политика организации, отражаемая в учетной политике для целей  налогообложения, является важнейшим  элементом налогового планирования.

Учетная политика для целей налогообложения  является центральным по значимости документом системы постановки и  ведения налогового учета.

Это подтверждается следующими обстоятельствами:

  • прямым законодательным требованием формирования учетной политики для целей налогообложения (ст.167 т 313 НК РФ);
  • наличием по некоторым вопросам законодательства о налогах и сборах только общих норм, не содержащих конкретных способов исчисления налогов, а также многочисленных противоречий и неясностей, на которые имеется прямая ссылка в п.7 ст.3 НК РФ.

Базовые элементы взаимодействия учетных систем предприятия для целей налогообложения приведены в таблице 1.6.1 [9, стр. 335-336].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Выбор способа (метода) налогового учета как средства минимизации налогов

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность  самостоятельно выбрать способ учета  той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения  и основана разработка схем минимизации  налогов [11].

Основными разделами документа «Учетная политика»  являются:

1) порядок  организации бухгалтерского учета;

2) методы  оценки активов и обязательств;

3) порядок  контроля за хозяйственными операциями;

4) порядок  документооборота и технология  обработки учетной информации;

5) порядок  проведения инвентаризации активов  и обязательств организации;

6) рабочий  план счетов бухгалтерского учета;

7) формы  первичных учетных документов;

Учетная политика фактически представляет собой  законный способ манипулирования показателями отчетности: величиной прибыли, оценкой  активов и т. д. Следовательно, учетная  политика предприятия представляет собой реальный инструмент влияния  на мнение пользователей отчетности о финансовом положении компании. От того, какой метод учета тех  или иных хозяйственных операций будет выбран в учетной политике предприятия, напрямую будет зависеть картина финансового положения  компании, демонстрируемая в бухгалтерской  отчетности. Например, от того, какой  будет применяться метод оценки запасов, способ начисления амортизации, механизм списания условно-постоянных расходов, зависит то, как будет  выглядеть организация: прибыльной или убыточной, платежеспособной или  не могущей своевременно погасить свои обязательства, финансово устойчивой или чрезмерно зависящей от привлеченных источников финансирования [20].

Аналогично, учетная политика для целей налогообложения  организации представляет собой  легальный способ минимизации налогооблагаемых величин.

При составлении  отчетности любое предприятие, которое  платит налоги и зависит от привлекаемых в свой бизнес инвестиций, как правило, преследует две цели: заплатить как можно меньше налогов и как можно больше "понравиться" инвесторам.

В том  случае, если методика формирования финансовой и налоговой отчетности совпадают, цели эти начинают противоречить  друг другу.

Если  организация хочет показать инвесторам то, насколько привлекательно для  них финансовое положение компании и как выгодно вкладывать в  нее деньги, задачей организации  будет максимально завысить значения соответствующих показателей отчетности. Организация захочет максимально  увеличить прибыль, чтобы добиться хороших показателей рентабельности

Вместе  с тем, достижение этих целей приведет к совершенно обратной ситуации в области налогообложения. Так, например, завысив свою прибыль, организация столкнется с необходимостью платить высокий налог на прибыль, показав высокую оценку основных средств, организация должна будет платить большой налог на имущество.

Если  же организация хочет заплатить  в бюджет как можно меньше налогов, то задачей будет наоборот максимально  занизить соответствующие показатели отчетности, например, показать как  можно меньшее значение прибыли. За счет этого организации удастся  заплатить меньше налога на прибыль, однако автоматически снизятся показатели рентабельности деятельности организации.

Информация о работе Назначение и содержание учётной политики для ведения бухгалтерского учёта в целях налогообложения