Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа
В настоящее время одной из основных проблем налогового администрирования НДС является неправомерное использование возможностей возмещения (возврата) налога. Основная цель введения системы спецсчетов – улучшение налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эта система предназначается для борьбы со схемами уклонения от уплаты налога с использованием “короткоживущих” предприятий (фирм-однодневок). Она также упростит процедуру взыскания сумм пеней по НДС. Мне кажется, что на практике эта цель мало достижима, т.к. однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые смогут взыскать впоследствии органы налоговой инспекции. После введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится, тарифы на их услуги возрастут, количество занимающихся этим фирм уменьшится, уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно, наверняка, по моему мнению, всем участникам рынка.
Введение 3
Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” 4
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 7
2.1. Реэкспорт 7
2.2. Перемещение припасов 10
2.3. Экспорт 11
2.3.1. Применение ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров 13
2.3.2. Документы, представляемые в налоговые органы при экспорте товаров 16
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ 21
Введение спецсчетов по НДС: «плюсы» и «минусы» 22
4.1. Мотивы 23
4.2. Изменение системы администрирования НДС. 27
4.3. Последствия реформы. 28
4.3.1. Потенциальные преимущества: 28
4.3.2. Потенциальные недостатки: 29
Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями 31
Резюме 33
Список литературы 36
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра «Экономики»
по бухгалтерскому учету
на тему:
‹‹НДС Белоруссии при экспорте››
Выполнила:
Проверила: Морозова С. М.
Дубна, 2006
Перемещение через таможенную границу товаров – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозе с этой территории товаров любым способом.
Вывоз товаров с таможенной территории РФ предполагает подачу таможенной декларации или совершение определенных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы.
Вывоз товаров с таможенной территории РФ сам по себе не является объектом обложения НДС. Однако при реализации товаров российскими налогоплательщиками иностранным покупателям с последующим вывозом товаров с таможенной территории РФ действует особый порядок применения НДС, в частности используются “нулевая” ставка налога и соответствующий порядок возмещения сумм НДС, уплаченных поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).
В налоговой системе России почетное место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), введенный с 1992 г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”.
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Статья 1 Закона о НДС “Общие положения” устанавливает налог как “форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости”. Добавленная стоимость, в свою очередь, определяется как “разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения”.
Из этих общих положений Закона следует, что:
Статья 3 устанавливает, что “объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг”. Отсюда следует, что “добавленная стоимость” и “оборот по реализации” не тождественны.
Статья 4 “Определение облагаемого оборота” посвящена определению налоговой базы. “Определяемый оборот” определяется на основе стоимости и реализуемых товаров.
“В облагаемый оборот” включаются также любые получаемые предприятием денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)”. Получается: чтобы возник объект, реализация уже не обязательна. Отсюда и НДС с авансовых платежей.
Рассмотрим часть первую статьи 7: “Реализация товаров (работ, услуг) предприятиями производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой”.
Во-первых, заметим, что включение суммы НДС в цену Закон устанавливает императивно для всех предприятий, независимо от того, пользуются они льготой по уплате НДС в бюджет, или нет.
Во-вторых, указываемая в счетах “сумма налога на добавленную стоимость” налогом не является.
Статья 2 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” гласит: “Под налогом, сбором, пошлиной или другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами”.
Следовательно, неуплата «суммы НДС» по выставленному счету налоговым правонарушением не является. Ответственность за такое деяние может регулироваться только гражданским законодательством, поскольку «сумма НДС» является элементом обязательства по сделке.
Часть вторая статья 7: «Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного от покупателей и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам».
Часть третья статья 7: «В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период».
Если «суммы налога, исчисленные по реализации» расценить как «суммы налога, полученные от покупателей после реализации», то поставщик, не получивший НДС от покупателя, может рассчитывать на зачет или возмещения сумм налога из бюджета.
Резюмируя сказанное можно отметить, что неуплата «суммы НДС» поставщику не является существенным нарушением обязательств покупателя, поскольку согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Неуплата «суммы НДС» поставщику налоговым правонарушением также не является.
ТК РФ устанавливает ряд таможенных режимов, под которые помещаются товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации. При этом порядок применения НДС в отношении товаров, вывозимых в таможенных режимах экспорта, реэкспорта и перемещения припасов, регламентируется положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.
Согласно ст. 239 ТК РФ реэкспорт – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены:
Условия реэкспорта товаров, выпущенных для свободного обращения, определены ст. 242 ТК РФ. Так, товары, выпущенные для свободного обращения, в отношении которых установлено, что на день пересечения таможенной границы у них имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу, могут быть помещены под таможенный режим реэкспорта, если указанные товары:
Суммы НДС, уплаченные таможенным органам при выпуске товаров для свободного обращения, подлежат возврату при реэкспорте данных товаров.
При этом следует учитывать, что в случае, если НДС, уплаченный таможенному органу в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение, был принят налогоплательщиком к вычету в соответствии с налоговым законодательством (право на такой установлено п. 2 ст. 171 НК РФ), соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет, так как товары не будут использоваться на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Пример 1.
Российская организация в январе 2004 г. ввезла на территорию Российской Федерации оборудование, требующее монтажа, стоимостью 2000 долл. США. Для выпуска оборудования в свободное обращение организацией были уплачены сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина и НДС. Курс Центрального банка Российской Федерации на 30 января 2004 г. – дату оформления таможенной декларации – 28,4916 руб. за 1 долл. США.
Таможенная пошлина, подлежавшая уплате таможенному органу, составила 2849 руб. (2000 долл. США · 28,4916 руб./долл. · 5%).
Уплаченный таможенному органу НДС – 10 770 руб. ((2000 долл. США · 28,4916 руб./долл. + 2849руб.) · 18 %).
В процессе сборки данного оборудования был обнаружен производственный брак, в связи с чем оно было помещено под таможенный режим реэкспорта с целью обратного вывоза с таможенной территории РФ и возврата иностранному поставщику.
В данном случае российская организация имеет право на возврат НДС, уплаченного при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ, так как налог не был предъявлен к вычету при исчислении платежей в бюджет.
В бухгалтерском учете организации делаются следующие записи:
Дебет 68, Кредит 51 – 2849 руб. – уплачена таможенная пошлина;
Дебет 19, Кредит 68 – 10 770 руб. – начислен НДС для уплаты таможенному органу при ввозе оборудования;
Дебет 68, Кредит 51 – 10 770 руб. – перечислен НДС таможенному органу;
Дебет 51, Кредит 68 – 10 770 руб. – возвращена сумма НДС, уплаченная таможенному органу при выпуске оборудования для свободного обращения, в связи с реэкспортом.
Пример 2.
Российская организация в январе 2004 г. ввезла на территорию Российской Федерации оборудование, не требующее монтажа, стоимостью 1000 долл. США. Для выпуска оборудования в свободное обращение организацией были уплачены сборы за таможенное оформление, таможенная пошлина и НДС. Курс Центрального банка Российской Федерации на 6 января 2004 г. – дату принятия таможенной декларации –29,4545 руб. за 1 долл. США.
Таможенная пошлина, подлежавшая уплате таможенному органу, составила 1473 руб. (1000 долл. США · 29,4545 руб./долл. · 5%).
Уплаченный таможенному органу НДС – 5567 руб. ((1000 долл. США · 29,4545 руб./долл. + 1473 руб.) · 18%).
В связи с тем, что российская организация, являющаяся плательщиком НДС, предполагала использовать указанное оборудование в процессе изготовления товаров, реализуемых на территории РФ, налог на добавленную стоимость был принят к вычету при исчислении НДС за январь 2004 г.
Вследствие обнаружения неустранимого дефекта оборудования в марте 2004 г. оно было помещено под таможенный режим реэкспорта с целью его обратного вывоза с таможенной территории РФ и возврата иностранному поставщику.
В данном случае у российской организации суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, так как ввезенное оборудование не будет использовано на территории РФ для осуществления операций, признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Однако в дальнейшем организация имеет право на возврат НДС, уплаченного при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ, согласно таможенному законодательству.
В бухгалтерском учете организации производятся следующие записи:
Дебет 68, Кредит 51 – 1473 руб. – уплачена таможенная пошлина;
Дебет 19, Кредит 68 – 5567 руб. – начислен НДС для уплаты таможенному органу при ввозе оборудования;
Дебет 68, Кредит 51 – 5567 руб. – перечислен НДС таможенному органу;
Дебет 68, Кредит 19 – 5567 руб. – принят к вычету НДС (при выполнении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ);
Дебет 19, Кредит 68 – 5567 руб. – восстановлен ранее принятый к вычету НДС;
Дебет 51, Кредит 68 – 5567 руб. – возвращена сумма НДС, уплаченная таможенному органу при выпуске оборудования для свободного обращения, в связи с реэкспортом;
Дебет 68, Кредит 51 – 5567 руб. – уплачен в бюджет НДС, ранее принятый к вычету.
Согласно ст. 264 ТК РФ перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.