НДС Белоруссии при экспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одной из основных проблем налогового администрирования НДС является неправомерное использование возможностей возмещения (возврата) налога. Основная цель введения системы спецсчетов – улучшение налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эта система предназначается для борьбы со схемами уклонения от уплаты налога с использованием “короткоживущих” предприятий (фирм-однодневок). Она также упростит процедуру взыскания сумм пеней по НДС. Мне кажется, что на практике эта цель мало достижима, т.к. однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые смогут взыскать впоследствии органы налоговой инспекции. После введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится, тарифы на их услуги возрастут, количество занимающихся этим фирм уменьшится, уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно, наверняка, по моему мнению, всем участникам рынка.

Содержание работы

Введение 3
Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” 4
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 7
2.1. Реэкспорт 7
2.2. Перемещение припасов 10
2.3. Экспорт 11
2.3.1. Применение ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров 13
2.3.2. Документы, представляемые в налоговые органы при экспорте товаров 16
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ 21
Введение спецсчетов по НДС: «плюсы» и «минусы» 22
4.1. Мотивы 23
4.2. Изменение системы администрирования НДС. 27
4.3. Последствия реформы. 28
4.3.1. Потенциальные преимущества: 28
4.3.2. Потенциальные недостатки: 29
Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями 31
Резюме 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух учету.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Пунктом 2 указанной статьи ТК РФ установлено, что при вывозе товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производятся, если иное не установлено законодательством РФ.

Однако еще раз отметим, что в целях применения ставок НДС в размере 0% и 18% налогоплательщику следует руководствоваться положениями налогового законодательства. Так, ставка налога в размере 0% применяется при реализации припасов, вывозимых с таможенной территории РФ в рассматриваемом таможенном режиме (п.п. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом следует учитывать, что припасами в данном случае признаются только топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река – море) плавания.

Операции по реализации других товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% и налоговых вычетов при реализации припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, в налоговые органы представляются следующие документы:

1. Контракт (копия  контракта) российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории РФ.

2. Выписка банка (копия выписки), подтверждающая  фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке.

3. Грузовая таможенная  декларация на припасы (ее копия) с отметками российского таможенного  органа, в регионе деятельности  которого находится пункт пропуска, через который вывезены припасы за пределы таможенной территории РФ.

4. Копии транспортных, товаросопроводительных или иных  документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы таможенной территории РФ воздушными и морскими судами, судами смешанного (река – море) плавания.

2.3. Экспорт

Статьей 165 ТК РФ установлено, что экспорт – это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. При этом ст. 166 ТК РФ определены следующие условия помещения товаров под данный таможенный режим:

  • экспорт товаров осуществляется, если уплачены вывозные таможенные пошлины в порядке, предусмотренном ТК РФ, соблюдены ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнены иные требования и условия, установленные ТК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
  • при экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем непосредственный порядок применения НДС к товарам, помещаемым под рассматриваемый таможенный режим (размер ставки налога и необходимые условия для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации экспортируемых товаров), определяется НК РФ.

Кроме того, до 1 января 2005 г. налогоплательщикам, реализующим товары в государства - участники СНГ, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 1.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах», а также Федеральным законом от 22.05.01 г. № 55-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве».

В настоящее время при экспорте товаров особенность применения НДС в РФе заключается в том, что предусмотренная в мировой практике нулевая ставка налога действует в отношении не всех товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в режиме экспорта.

Исключения сделаны для товаров, реализуемых хозяйствующими субъектами РФ хозяйствующим субъектам Республики Белоруссия, а также для нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территорию государств - участников СНГ. В соответствии с российским налоговым законодательством в отношении названных товаров до 1 января 2005 г. действуют ставки налога, предусмотренные пп. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.

Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров, работ и услуг, использованным при производстве и реализации товаров в Республику Белоруссия, а также нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа на территорию государств – участников СНГ, до 1 января 2005 г. принимаются к вычету в порядке, аналогичном тому, который действует при реализации товаров на территории Российской Федерации, т.е. без представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

2.3.1. Применение ставки НДС в  размере 0% при экспорте товаров

В отношении не упомянутых выше товаров, следуя международным нормам применения НДС, в Российской Федерации действует ставка налога в размере 0%.

Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ товары, помещаемые под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0% в случае представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Кроме того, в отношении операций по реализации экспортируемых товаров в налоговые органы представляется отдельная налоговая декларация.

На основании п. 10 ст. 165 НК РФ документы и декларация по налоговой ставке 0% представляются в налоговые органы одновременно.

В связи с тем, что большинство возникающих у налогоплательщиков вопросов связано непосредственно с подтверждением права на получение возмещения НДС в случаях применения ставки НДС в размере 0%, рассмотрим данную норму законодательства более подробно.

При реализации товаров на экспорт следует обратить внимание на тот факт, что право на применение ставки налога в размере 0% имеют российские хозяйствующие субъекты, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 НК РФ.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, предусмотренные главами 26.2 «Упрощенная система налогообложения», 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)»), при реализации товаров иностранным покупателям не применяют ставку НДС в размере 0%.

Следует также иметь в виду, что хозяйствующие субъекты, производящие и реализующие на экспорт товары, операции по реализации которых на территории Российской Федерации освобождены от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, не применяют в отношении указанных операций ставку налога на добавленную стоимость в размере 0%.

Пример 1.

В марте 2005 года ООО "Вымпел" купило для поставки в Республику Беларусь автошины на сумму 118 000 рублей (в том числе НДС - 18 000 рублей). В том же месяце товары были оплачены поставщику. 10 апреля товары были реализованы белорусской компании за 120 000 рублей. Деньги за товар поступили на расчетный счет ООО "Вымпел" 5 мая 2005 года. В этом же месяце российской организацией был собран комплект необходимых документов, которые были представлены в налоговую инспекцию.

В бухгалтерском учете ООО "Вымпел" были сделаны следующие проводки.

При приобретении товаров:

Дебет 41 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" – 100 000 руб. (118 000 – 18 000 руб.) – оприходованы автошины.

Дебет 19 субсчет "НДС по ТМЦ для реализации на экспорт" Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" – 18 000 руб. – выделен НДС.

При оплате поставщику:

Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 51 – 118 000 руб. – произведена оплата поставщику товара.

В апреле при реализации автошин белорусскому покупателю:

Дебет 62 субсчет "Расчеты с покупателями" Кредит 90 субсчет "Выручка от реализации товаров" – 120 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров в Республику Беларусь.

Дебет 90 субсчет "Себестоимость реализованных товаров" Кредит 41 – 100 000 руб. – списана себестоимость автошин.

В мае при поступлении денег на расчетный счет:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Расчеты с покупателями" – 120 000 руб. – поступили деньги в оплату за товар.

Не позднее 20 мая 2005 года в налоговую инспекцию нужно подать декларацию по НДС по ставке ноль процентов.

В мае ООО "Вымпел" собрало все необходимые документы для подтверждения экспорта и представило их в налоговую инспекцию. После этого сумму НДС, уплаченного поставщику, можно принимать к вычету.

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 субсчет "НДС по ТМЦ для реализации на экспорт" – 18 000 руб. – НДС принят к вычету.

Чтобы не начислять НДС по товарам, проданным белорусской фирме, экспорт нужно подтвердить в течение 90 дней со дня отгрузки. При этом днем отгрузки следует считать дату, проставленную в документах, подтверждающих, что продавец выполнил свои обязательства перед партнером.

Опоздали подтвердить экспорт

Что же делать, если в течение 90 дней организация не представит в налоговые органы пакет необходимых документов? В этом случае она должна заплатить в бюджет НДС со стоимости экспортированных товаров в общеустановленном порядке по ставке 10 или 18 процентов, а также пени за просрочку уплаты налога. Право на вычет "входного" НДС сохраняется.

При этом можно будет в течение трех лет со дня возникновения обязательства по уплате налога представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт.

Тогда организация сможет вернуть уплаченный налог из бюджета.

Но вернуть суммы штрафных санкций (если таковые имелись), а также пени, начисленных и уплаченных за нарушение сроков уплаты НДС в любом случае не удастся.

Если подтвердить экспортную сделку не получится и в течение трех лет с даты отгрузки товара, то сумму НДС по неподтвержденному экспорту нужно списать проводкой:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 76 субсчет "НДС по неподтвержденному экспорту".

Вот только не принятая к возмещению сумма НДС не учитывается при налогообложении прибыли, так как не подпадает под случаи, перечисленные в статье 170 Налогового кодекса РФ, и не признаются расходом.

2.3.2. Документы, представляемые в  налоговые органы при экспорте  товаров

Перечень документов, необходимых для подтверждения права на получение возмещения НДС при налогообложении по ставке в размере 0%, установлен пп. 1-3 ст. 165 НК РФ, с учетом особенностей, связанных с реализацией товаров на экспорт.

1. Контракт (копия  контракта) налогоплательщика с  иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ.

При представлении в налоговый орган данного документа следует обратить внимание на то, что копия контракта должна быть изложена на русском языке (переведена на русский язык). В случае представления этого документа на иностранном языке налоговые органы имеют право отказать в применении налоговой ставки в размере 0%.

Кроме того, согласно ст. 165 НК РФ при экспорте товаров контракт на их поставку должен быть заключен с иностранным лицом.

В НК РФ предусмотрено только два случая, когда для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% контракт в налоговые органы можно не представлять:

  • если при реализации на экспорт товаров контракт, заключенный между организацией-экспортером и иностранным покупателем, содержит сведения, составляющие государственную тайну (в этом случае в налоговые органы представляется выписка из контракта, содержащая информацию, необходимую для налогового контроля);
  • при реализации на экспорт товаров в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам (в этом случае в налоговые органы представляются копия соглашения между Правительством РФ и правительством соответствующего иностранного государства об урегулировании вопросов задолженности или предоставления государственных кредитов и соглашение между Минфином России и налогоплательщиком о финансировании поставок товаров).

2. Выписка банка (копии выписки), подтверждающая  фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя на счет налогоплательщика в российском банке.

Следует иметь в виду, что положениями НК РФ не предусмотрено обязательное поступление всей выручки на расчетный счет экспортера в российском банке в размере, соответствующем полной сумме оплаты за поставку товаров согласно контракту.

Освобождение организаций-экспортеров от уплаты НДС и возмещение налога, уплаченного поставщикам, в случае если выручка от иностранного покупателя не поступила на расчетный счет экспортера в российском банке, может иметь место, когда:

  • расчет производится наличными денежными средствами (в этом случае в налоговые органы представляется копия выписки банка, подтверждающая внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое получение выручки от иностранного покупателя товаров);
  • незачисление валютной выручки от реализации товаров осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле (в этом случае в налоговые органы должны быть представлены документы или их копии, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ (лицензия Банка России);
  • осуществляются внешнеторговые товарообменные (бартерные) операции (в этом случае вместо выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке, в налоговые органы представляются документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации и их оприходование на соответствующих счетах бухгалтерского учета);
  • выручка от иностранного лица – покупателя экспортируемых товаров поступает на счет российской посреднической организации (в этом случае в налоговые органы представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя экспортного товара на счет посреднической организации в российском банке).

Информация о работе НДС Белоруссии при экспорте