Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа
В настоящее время одной из основных проблем налогового администрирования НДС является неправомерное использование возможностей возмещения (возврата) налога. Основная цель введения системы спецсчетов – улучшение налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эта система предназначается для борьбы со схемами уклонения от уплаты налога с использованием “короткоживущих” предприятий (фирм-однодневок). Она также упростит процедуру взыскания сумм пеней по НДС. Мне кажется, что на практике эта цель мало достижима, т.к. однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые смогут взыскать впоследствии органы налоговой инспекции. После введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится, тарифы на их услуги возрастут, количество занимающихся этим фирм уменьшится, уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно, наверняка, по моему мнению, всем участникам рынка.
Введение 3
Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” 4
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 7
2.1. Реэкспорт 7
2.2. Перемещение припасов 10
2.3. Экспорт 11
2.3.1. Применение ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров 13
2.3.2. Документы, представляемые в налоговые органы при экспорте товаров 16
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ 21
Введение спецсчетов по НДС: «плюсы» и «минусы» 22
4.1. Мотивы 23
4.2. Изменение системы администрирования НДС. 27
4.3. Последствия реформы. 28
4.3.1. Потенциальные преимущества: 28
4.3.2. Потенциальные недостатки: 29
Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями 31
Резюме 33
Список литературы 36
Из данной статьи следует, что реализация товаров на территории Беларусь приравнивается к реализации товаров на территории РФ.
Немногим позднее, а именно 22 мая 2001 года, Федеральным Законом № 55-ФЗ был ратифицирован еще один Договор, участником которого также стала Республика Беларусь. Это Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный 26 февраля 1999 года в г. Москве. В указанном Договоре участники Договора обязались применять единую систему взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. Но, несмотря на то, что Договор был подписан Республикой Беларусь, ратифицирован он был Федеральным Законом № 55-ФЗ с оговоркой применения статей 16 и 18 Договора по отношениям с Республикой Беларусь.
Законом № 55-ФЗ предусмотрено, что РФ во взаимной торговле с государствами – участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами – участниками Содружества Независимых Государств переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами РФ о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
Таким образом, при взаимной торговле с Республикой Беларусь как до 1 июля 2001 года, так и после 1 июля 2001 года сохранен порядок взимания косвенных налогов, предусмотренный статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, то есть в отношении с Республикой Беларусь у РФ сохранен порядок взимания косвенных налогов по принципу происхождения. В подтверждение этому можно привести Письма: МНС РФ от 29.06.01 № ВГ-6-03/502@, УМНС РФ по г. Москве от 31.07.01 № 02-14/35611, а также Письмо Минфина РФ при ответе на частный запрос от 27.09.01 № 04-03-17/31.
Приравнивание реализации товаров (работ, услуг) на территории Беларусь к реализации на территории РФ означает применение порядка взимания косвенных налогов, установленных НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 13 Закона № 118-ФЗ.
В статье 13 Закона № 118-ФЗ реализация товаров в республику Беларусь приравнена к реализации товаров на территории РФ.
Иными словами, с точки зрения налоговых последствий реализация товаров при экспорте товаров на территорию Беларусь не отличается от реализации этих товаров на территории РФ.
Это означает, что при экспорте товаров на территорию Республики Беларусь неправомерно использовать ставку 0%. Применимыми ставками должны быть либо 10% при реализации товаров, перечисленных в пункте 2 ст.164 НК РФ, либо 20% (п.3 ст. 164 НК РФ).
Данный вывод подтверждается письмом УМНС РФ по г. Москве от 05.02.02 № 24-11/5143.
Вычет по товарам, экспортируемым на территорию Белоруссии, осуществляется в порядке, установленном статьями 171 и 172 НК РФ, поскольку статья 13 ФЗ № 118-ФЗ не определила специальных правил для данной ситуации.
В настоящее время одной из основных проблем налогового администрирования НДС является неправомерное использование возможностей возмещения (возврата) налога. Основная цель введения системы спецсчетов – улучшение налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эта система предназначается для борьбы со схемами уклонения от уплаты налога с использованием “короткоживущих” предприятий (фирм-однодневок). Она также упростит процедуру взыскания сумм пеней по НДС. Мне кажется, что на практике эта цель мало достижима, т.к. однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые смогут взыскать впоследствии органы налоговой инспекции. После введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится, тарифы на их услуги возрастут, количество занимающихся этим фирм уменьшится, уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно, наверняка, по моему мнению, всем участникам рынка. Предприятия не могут начать платить налог до тех пор, пока их конкуренты имеют возможность его не платить, вследствие чего возникнет нарушение конкурентных условий между налогоплательщиками, затруднится правомерное возмещение (возврат) НДС, который связан с экспортом товаров.
По моему мнению, введение системы спецсчетов позволит прекратить нечестные сделки при возмещении НДС экспортерам, но это также вызовет ряд проблем, которые связанны с возвратом НДС налогоплательщикам. Все организации должны будут открыть в банке специальные НДС-счета в дополнение к расчетному счету, на который поступают суммы НДС от покупателей за реализованные товары (работы и услуги) и средства, которые находятся на этом счете, могут расходоваться на цели уплаты НДС в бюджет, а также на оплату НДС-поставщикам. НДС – самый важный налог для российского федерального бюджета – более 46% всех налоговых поступлений. НДС-счет предназначен для зачисления сумм налога на добавленную стоимость. Уплата НДС будет производиться только с этих счетов. Если организация имеет несколько расчетных счетов, то НДС-счета открываются в дополнение к каждому. При получении оплаты за проданный товар или оказанную услугу часть средств будет поступать на обычный расчетный счет, а часть, которая соответствует объему НДС, – на специальный. В случае обменных сделок, расчетов векселями, чеками на спецсчета также будут зачисляться деньги для уплаты налога, но каждому субъекту нужно будет оформлять две платежки по каждой операции – на сумму налога и на стоимость товаров. Если с НДС-счёта деньги можно будет перевести только в бюджет или на другой НДС-счёт, обналичить их будет невозможно. Также заполучить их в бюджет тоже будет нелегко, т.к. для этого нужно или платежное поручение от владельца НДС-счета, или его официальное прекращение деятельности, или вообще, будет полная отмена наличных денег.
В нашей стране сложилась ситуация, когда косвенный налог на добавленную стоимость взимается с большинства граждан дважды: сначала мы его платим, когда покупаем товары в магазине или оплачиваем какие-нибудь услуги, НДС включён в цену. Второй раз его платят работодатели (лица, которые предоставляют работу). У нас в России налогом на добавленную стоимость косвенно облагается фонд з/п, т.е. чем большую з/п платит предприниматель, тем меньший НДС он сможет предъявить к вычету. Также косвенно облагается налогом возврат кредита, который осложняет всякую инвестиционную деятельность.
Если Белоруссия откажется от ввода НДС-счетов, то введение этой системы в России теряет смысл. У нас с Белоруссией единое экономическое пространство. Наша фирма работает с белорусской так же, как с отечественной, т.е. клиент перечисляет деньги российской фирме, которая занимается обналичкой, например, за оказанные услуги, которых никто не оказывал, и получает все необходимые документы. При этом фирма-обнальщик заключает договор с белорусской фирмой, например, поручает ей закупить товар и перечисляет ей деньги с расчетного счета и НДС-счета. Белорусская фирма закупает товар у российской фирмы, которая НДС не платит, т.е. деньги, которые изначально находились и на расчетном счете, и на НДС-счете клиента, оказываются только на расчетном счете российской фирмы, которая НДС не платит. Обналичить их уже не составляет проблем.
В Белоруссии нет необходимости введения параллельной системы НДС-счетов. Представители налоговых и финансовых органов Республики Беларусь относятся к идее введения НДС-счетов отрицательно, т.к. в Белоруссии функционирует более жесткая система администрирования НДС.
В заключении можно сделать краткий вывод о том, что:
– каждая фирма открывает не менее двух счетов: расчетный и специальный для НДС;
– все суммы НДС проходят только через спецсчет и оформляются отдельной платежкой;
– НДС нужно перечислить на спецсчет поставщика даже при неденежных (бартер, взаимозачет, вексель) и наличных расчетах;
– к вычету можно принять те суммы, которые были перечислены с НДС-счета на НДС-счет;
– при недостатке денег на спецсчете его нужно пополнить с расчетного счета, а на расчетный счет НДС попадает только при прекращении деятельности фирмы;
– переплата по НДС возвращается только на спецсчет;
– банки обязаны представлять налоговым инспекциям сведения о движении денег по НДС-счету фирмы;
– экспортер может выбрать, куда ему вернется НДС из бюджета – на расчетный счет или на спецсчет.
Введение НДС-счетов создаст проблемы для создания новых предприятий, т.к. их расходы будут выше, чем расходы крупных юридических лиц. Проведение реформы позволит повысить собираемость НДС. Результатом проведения реформы станет повышение эффективной ставки НДС для предприятий.
“Нельзя отрицать, что введение специальных счетов для уплаты НДС приведет к некоторому увеличению доходов федерального бюджета, однако, масштабы такого прироста не поддаются оценке и издержки общества (издержки государства и налогоплательщиков, потери доходов других бюджетов бюджетной системы и т.д.), связанные с проведением данной реформы, могут превысить выгоды, получаемые в виде прироста федеральных доходов” – заявляет МинФин экономики.
Перспективными в России являются, по моему мнению, направления совершенствования администрирования НДС путем внесения изменений в налоговое законодательство и перехода предприятий на метод исчисления налога «по отгрузке».