Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа
В настоящее время одной из основных проблем налогового администрирования НДС является неправомерное использование возможностей возмещения (возврата) налога. Основная цель введения системы спецсчетов – улучшение налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эта система предназначается для борьбы со схемами уклонения от уплаты налога с использованием “короткоживущих” предприятий (фирм-однодневок). Она также упростит процедуру взыскания сумм пеней по НДС. Мне кажется, что на практике эта цель мало достижима, т.к. однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые смогут взыскать впоследствии органы налоговой инспекции. После введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится, тарифы на их услуги возрастут, количество занимающихся этим фирм уменьшится, уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно, наверняка, по моему мнению, всем участникам рынка.
Введение 3
Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” 4
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 7
2.1. Реэкспорт 7
2.2. Перемещение припасов 10
2.3. Экспорт 11
2.3.1. Применение ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров 13
2.3.2. Документы, представляемые в налоговые органы при экспорте товаров 16
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ 21
Введение спецсчетов по НДС: «плюсы» и «минусы» 22
4.1. Мотивы 23
4.2. Изменение системы администрирования НДС. 27
4.3. Последствия реформы. 28
4.3.1. Потенциальные преимущества: 28
4.3.2. Потенциальные недостатки: 29
Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями 31
Резюме 33
Список литературы 36
Схема уклонения от НДС никак не ущемляет интересы ни поставщиков фирмы-неплательщика, ни ее покупателей; государство же недополучает очень значительные суммы денег. Для предприятия-неплательщика использование такой схемы не несет практически никакого риска: финансовая отчетность предприятия остается чистой, весь риск принимает на себя фирма-однодневка. В то же время выгоды от использования такой схемы огромны: списывая добавленную стоимость на однодневку, предприятие может сэкономить до 20% от добавленной стоимости. Уклонение от НДС посредством списания добавленной стоимости на фирмы-однодневки является самым дешевым и самым распространенным способом уклонения от налогов крупных предприятий.
Кроме того, широко распространена практика использования однодневок экспортерами для завышения сумм НДС, предъявляемых к возмещению из государственного бюджета. Схема такова: фирма-экспортер покупает у однодневки фиктивную услугу, при оплате сделки перечисляет на счет однодневки НДС и затем требует возмещения перечисленного НДС из бюджетных средств; однодневка же исчезает, не заплатив НДС в бюджет.
Собираемость НДС в Белоруссии в последние годы стала отрицательной величиной, что само по себе делает Белоруссию уникальной страной. Кроме того, точно оценить потенциально возможные поступления НДС в бюджет очень трудно, т.к. по НДС действовали многочисленные льготы и освобождения, эти льготы и освобождения год от года частично изменялись. В ряде случаев льготы и освобождения распространялись на довольно специфические категории товаров или услуг, добавленную стоимость в производстве которых трудно оценить.
Сравнивая оценку потенциально возможных поступлений НДС в бюджет с объемами НДС, реально поступившими в российский бюджет в 1996 — 2002 годах, аналитики вычислили, что российский бюджет собирал от 50 до 65% причитающегося по закону НДС. Если предположить, что Госкомстат РФ недооценивал теневой ВВП, то собираемость будет еще ниже. Если также допустить, что официальные оценки завышают добавленную стоимость в производстве товаров и услуг, облагаемых НДС по льготным ставкам 10 или 0% («оптимизируя» налоговые платежи, предприятия стараются, по возможности, списывать добавленную стоимость на сектора, облагаемые налогом по льготным ставкам, что отражается в официальной отчетности), то собираемость налога будет еще ниже. Если учесть недовозврат НДС экспортерам, распространенный также и в Белоруссии, то оценки собираемости будут еще ниже.
В большинстве развитых стран НДС собирается значительно лучше. Есть страны, которые собирают НДС практически полностью. Впрочем, в Италии собирается только 65% НДС. Анализ собираемости НДС в развитых странах показывает, что собираемость существенно падает в случае наличия льготных ставок и растет со временем — каждый дополнительный год опыта взимания НДС увеличивает собираемость при прочих равных условиях на 1%.
В последние годы в развитии крупного и среднего бизнеса наметилась позитивная тенденция: появилась заинтересованность предпринимателей в выходе из теневого сектора. Легализация необходима для привлечения внешних инвестиций, для большей свободы в выборе стратегии развития предприятия, для доступа к организованному рынку капитала. Однако предприятие не может начать платить налоги, если его конкуренты налогов не платят, — это сделало бы его неконкурентоспособным. Тем не менее, многие компании были бы рады легализоваться, если бы получили поддержку со стороны властей. В сложившейся на данный момент ситуации эффективные предприятия заинтересованы в том, чтобы власти перекрыли основные каналы проведения теневых операций, в частности, наиболее используемые каналы уклонения от налогов. В настоящее время распространенная практика использования фирм-однодневок для уклонения от НДС не пресекается властями. Тем не менее, использование такой схемы уклонения от НДС все же связано с определенными издержками для предприятий. Во-первых, списывая значительную часть добавленной стоимости на однодневки, предприятия лишаются возможности раскрыть свои истинные обороты. Предприятия вынуждены декларировать либо заниженные доходы, либо завышенные расходы, что затрудняет привлечение внешних инвестиций, усложняет процедуру поиска партнеров на глобальном рынке. Во-вторых, в большинстве случаев однодневки возвращают предприятиям деньги наличными, после чего предприятия-заказчики сталкиваются с проблемой реализации наличных. Кроме того, для крупных предприятий важна репутация. С одной стороны, государство не имеет возможности формально доказать связь предприятий-неплательщиков с однодневками и, соответственно, предприятия-неплательщики не рискуют понести наказание. С другой стороны, как правило, члены делового сообщества располагают информацией о том, честно ли играют их партнеры и конкуренты, поэтому использование схемы с однодневками, хотя и безопасно, вредит репутации предприятий и в частности препятствует их выходу на рынок капитала. Таким образом, использование схемы с однодневками для уклонения от НДС существенно тормозит развитие многих предприятий.
В развитых странах сознательное уклонение от уплаты налогов (в том числе и посредством создания фиктивных юридических лиц) преследуется в уголовном порядке. Если бы создание фирм-однодневок сопровождалось серьезным риском уголовного наказания и в Белоруссии, то в реформе администрирования НДС не было бы необходимости. Однако в сложившейся на данный момент ситуации силовые методы борьбы с фирмами-однодневками вряд ли могут быть эффективными (по крайней мере, до сих пор существенных успехов достигнуто не было). В условиях высокого уровня коррумпированности ужесточение контроля за регистрацией новых предприятий, а также за функционированием уже зарегистрированных малых предприятий с целью выявления фиктивных юридических лиц, скорее всего не столько затруднит процесс создания фирм-однодневок, сколько приведет к увеличению административного давления на малый бизнес, которое и без того высоко.
Другим способом борьбы с массовым уклонением от уплаты НДС посредством списания добавленной стоимости на однодневки может стать изменение системы администрирования НДС. Действующие сейчас схемы манипуляций с НДС основаны на том, что фирма-однодневка может исчезнуть вместе с полученной от ее поставщика суммой НДС, которая, по закону, должна быть перечислена в государственный бюджет. Система администрирования налога должна быть изменена таким образом, чтобы фирма не могла исчезнуть с деньгами, принадлежащими бюджету, т.е. доступ фирм к средствам, полученным в качестве НДС от других фирм или из бюджета, должен быть ограничен. В частности, каждая гривна, возвращаемая бюджетом налогоплательщику в качестве возмещения за уплаченный НДС, должна быть действительно уплачена бюджету другим налогоплательщиком.
Идея реформирования системы администрирования НДС с целью ограничения доступа фирм к деньгам, получаемым ими в качестве НДС от других фирм или из бюджета, начала обсуждаться в Белоруссии после того, как это было опробировано в Болгарии. Там подобная схема начала реализовываться с 2003 г. Идея реформы заключается в следующем. Каждое предприятие должно будет открыть специальный НДС-счет, на котором в течение налогового периода будут накапливаться средства, получаемые предприятием в качестве НДС от других предприятий и из бюджета. Доступ предприятия к средствам на НДС-счете будет ограничен. Предприятие сможет использовать средства на НДС-счете только для совершения выплат НДС другим предприятиям или в бюджет. В случае нехватки средств на НДС-счете для совершения той или иной выплаты НДС предприятие будет обязано доплатить недостающую сумму со своего расчетного счета. Реформа предусматривает возможность компенсации сумм НДС, уплаченных предприятием с расчетного счета из средств на НДС-счете при пополнении НДС-счета. Если предприятие перестает платить налоги («исчезает»), средства с НДС-счета этого предприятия перечисляются в государственный бюджет. Таким образом, в течение налогового периода на НДС-счете предприятия аккумулируется разница между НДС, полученным от других предприятий или из бюджета, и НДС, уплаченным другим предприятиям. При отсутствии отложенных платежей в конце налогового периода сумма, накопившаяся на НДС-счете предприятия, была бы в точности равна сумме НДС, которую предприятие обязано уплатить в бюджет.
Описанная реформа сохранит все плюсы существующей системы взимания НДС. Налог по-прежнему будет исчисляться по отгрузке. Налог будет передаваться от предприятия предприятию, таким образом контроль над правильностью начисления НДС предприятием-покупателем будет осуществляться не государством, а предприятием-поставщиком. При этом описанное изменение системы администрирования налога сделает для крупных предприятий бессмысленным списывание добавленной стоимости на фирмы-однодневки, у однодневок не будет возможности возвращать предприятиям-заказчикам перечисленный на счета однодневок НДС. Таким образом, реформа позволит существенно повысить собираемость налога.
Результатом проведения реформы станет повышение собираемости налога, что позволит постепенно снижать ставку НДС. Снижение ставки положительно отразится на добросовестных налогоплательщиках.
Проведение реформы значительно облегчит легализацию крупного бизнеса. Существующая в настоящее время возможность безнаказанно уклоняться от уплаты НДС и тем самым «экономить» до 20% добавленной стоимости не позволяет предприятиям выйти из теневого сектора и добросовестно платить налоги — это сделало бы их неконкурентоспособными. В результате проведения реформы возможность практически безрискового уклонения от уплаты НДС будет уничтожена.
Проведение реформы убьет довольно большую часть теневого сектора. По свидетельству бизнесменов, основным источником финансирования серых схем с использованием однодневок является сокрытый от бюджета НДС. Если этот источник финансирования будет перекрыт, «серая зона», скорее всего, существенно сократится, хотя, возможно, однодневки по-прежнему будут использоваться для других целей.
Реформа позволит решить проблему однодневок. При этом проведение реформы не приведет к увеличению административного давления на малый бизнес: такой метод борьбы с однодневками не приведет ни к появлению дополнительных трудностей при регистрации новых предприятий, ни к появлению на уже зарегистрированных малых предприятиях дополнительных проверок, нацеленных на выявление фиктивных юридических лиц.
Сейчас собираемость НДС низка. Многие (в том числе и крупные) предприятия уклоняются от уплаты НДС, используя фирмы-однодневки. В «серой зоне» оказались целые отрасли экономики. В случае проведения реформы системы администрирования НДС эффективная ставка налогообложения для предприятий-неплательщиков (которые сейчас составляют значительную часть экономики) резко возрастет, что может вызвать серьезные изменения цен в экономике.
В настоящее время возможность практически безрискового уклонения от НДС позволяет предприятиям экономить, что часто составляет очень значительную часть прибыли предприятия. В результате проведения реформы канал уклонения от уплаты НДС с помощью фирм-однодневок будет перекрыт. Переход предприятий на другие способы уклонения от налогов может привести к появлению негативных побочных эффектов: бойкотированию банковской системы, широкому распространению сделок за наличный расчет, возрождению обращения денежных суррогатов, дальнейшему разрастанию теневого сектора.
Проведение реформы будет сопряжено с некоторыми издержками для предприятий. Каждое предприятие будет вынуждено открыть и поддерживать дополнительный счет, несколько изменится процедура приема банками платежей. Увеличение издержек для предприятий не будет существенным. Банк не имеет права принимать платеж без одновременной уплаты НДС. После проведения реформы единственным усложнением процедуры станет разделение одного платежного документа на два: один будет использоваться для оплаты сделки, другой — для перечисления фирмой-покупателем НДС на НДС-счет фирмы-продавца. Также принципиально не усложнится процедура контроля за уплатой налога для сотрудников налоговых органов. Налог будет исчисляться по той же схеме, что и сейчас, на основании данных о сделках, совершенных предприятием в течение налогового периода. Так же, как и сейчас, банкам будет запрещено принимать платеж по сделке без одновременной уплаты НДС. Усложнение администрирования НДС в большей степени увеличит удельные издержки малых предприятий, однако недавние изменения в налоговом законодательстве открывают широкому кругу малых предпринимателей доступ к упрощенной шкале налогообложения и возможность отказа от уплаты НДС.
8 декабря 1999 года
РФ и Республика Беларусь
Данный порядок нашел свое отражение в статье 13 Федерального Закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", который вступил в силу с 1 января 2001 года.