НДС Белоруссии при экспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одной из основных проблем налогового администрирования НДС является неправомерное использование возможностей возмещения (возврата) налога. Основная цель введения системы спецсчетов – улучшение налогового администрирования налога на добавленную стоимость. Эта система предназначается для борьбы со схемами уклонения от уплаты налога с использованием “короткоживущих” предприятий (фирм-однодневок). Она также упростит процедуру взыскания сумм пеней по НДС. Мне кажется, что на практике эта цель мало достижима, т.к. однодневки, исчезая, будут оставлять на своих спецсчетах накопленные ими суммы НДС, которые смогут взыскать впоследствии органы налоговой инспекции. После введения НДС-счетов деятельность фирм-однодневок не прекратится, тарифы на их услуги возрастут, количество занимающихся этим фирм уменьшится, уйдут самые непрофессиональные, а это выгодно, наверняка, по моему мнению, всем участникам рынка.

Содержание работы

Введение 3
Анализ Закона РФ №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” 4
Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации 7
2.1. Реэкспорт 7
2.2. Перемещение припасов 10
2.3. Экспорт 11
2.3.1. Применение ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров 13
2.3.2. Документы, представляемые в налоговые органы при экспорте товаров 16
Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ 21
Введение спецсчетов по НДС: «плюсы» и «минусы» 22
4.1. Мотивы 23
4.2. Изменение системы администрирования НДС. 27
4.3. Последствия реформы. 28
4.3.1. Потенциальные преимущества: 28
4.3.2. Потенциальные недостатки: 29
Особенности налогообложения НДС во взаимоотношениях с белорусскими организациями 31
Резюме 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по бух учету.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

3. Грузовая таможенная  декларация (ее копия) с отметкой регионального таможенного органа (органа, осуществлявшего выпуск товара в режиме экспорта) «выпуск товара разрешен» и отметкой пограничного таможенного органа «товар вывезен».

При вывозе отдельных товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа.

Налогоплательщики должны указывать в специальном реестре:

– номер полной грузовой таможенной декларации (ГТД) (полной периодической ГТД или неполной ГТД);

– номер временной ГТД или временной периодической ГТД;

– код товара по ТН ВЭД России;

– наименование товара;

– вес брутто;

– количество товара, оформленного по полной ГТД или неполной ГТД;

– вид и номер транспортных средств;

– тип и номер транспортных документов;

– номера контейнеров;

– номер и дату поручения на погрузку;

– дату вывоза;

– наименование и код таможни на границе;

– дату оформления реестра.

Этот специальный реестр должен быть подписан уполномоченным сотрудником таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе РФ, заверен оттиском его личной номерной печати, а также подписан начальником таможни, в регионе деятельности которой находится пункт пропуска, и заверен гербовой печатью.

Если товар вывозится через границу с государством Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (в настоящее время таким государством является только Республика Белоруссия), то необходимо сделать отметку регионального таможенного органа.

4. Копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Подтверждение таможенными органами фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ в целях обеспечения реализации права российских налогоплательщиков на применение ставки НДС в размере 0% осуществляется в порядке, установленном приказом ГТК России от 21.07.03 г. № 806 об утверждении соответствующей инструкции.

Согласно данной инструкции фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ подтверждается на основании обращений, непосредственно представляемых заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки, в таможенные органы.

Подтверждение фактического вывоза товаров через границу РФ, на которой осуществляется таможенный контроль, производится таможней, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу РФ, через который вывозились товары.

Для получения подтверждения фактического вывоза товаров в пограничную таможню представляются следующие документы:

1. Письменное  заявление, подписанное руководителем организации-заявителя или лицом, им уполномоченным, заверенное печатью организации и содержащее:

  • просьбу подтвердить фактический вывоз товаров;
  • наименование налогового органа, в который заявитель при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию заявителя).

В заявлении либо в приложении к нему также указываются следующие сведения:

  • наименование и код (если он известен заявителю) таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
  • регистрационный номер таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации (далее - таможенная декларация);
  • наименование и количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);
  • период вывоза товара (с указанием месяца и года), а при перевозках товаров морскими, речными, смешанного (река - море) плавания судами либо воздушными судами - ориентировочной даты фактического вывоза товаров, известной заявителю на момент подачи заявления;
  • сведения о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации, известные заявителю на момент подачи заявления;
  • наименование пункта пропуска товаров через государственную границу РФ (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный пункт пропуска), через который осуществлялся фактический вывоз товаров, известный на момент подачи заявления.

2. Экземпляр таможенной  декларации или ее копия, заверенная  в установленном порядке.

Если товар вывозится через границу с государством Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (в настоящее время таким государством является только Республика Белоруссия), фактический вывоз товаров с территории РФ подтверждается таможней, в регионе деятельности которой расположен таможенный пост (либо отдел таможенного оформления и таможенного контроля), производивший таможенное оформление товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Налоговыми органами должны быть проанализированы также:

  • договор (копия договора) купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, претендующим на применение налоговой ставки 0% и налоговые вычеты, и организацией – поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации таких товаров;
  • документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0%.

При реализации товаров на экспорт российским налогоплательщикам следует учитывать, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, включаются у налогоплательщика в налоговую базу по НДС.

В настоящее время исключением из указанной нормы являются авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ).

Денежные средства, полученные налогоплательщиком после даты выпуска товаров региональным таможенным органом в режиме экспорта, не следует включать в налоговую базу по НДС. Что касается денежных средств, полученных до момента выпуска товаров в режиме экспорта, то они включаются в налоговую базу по НДС.

Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ

При вывозе товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:

  1. при вывозе товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается. Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта;
  2. при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы НДС возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
  3. при вывозе товаров, перемещенных через таможенную границу РФ в таможенном режиме перемещения припасов, НДС не уплачивается;
  4. при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными по сравнению с вышеуказанными таможенными режимами освобождение от уплаты НДС и (или) возврат уплаченных сумм НДС не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.

При перемещении физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты НДС, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяется ТК РФ.

В случае, если в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, взимание НДС с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию РФ, осуществляют налоговые органы РФ. Объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию РФ, включая затраты на их доставку до границы РФ. НДС уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ. Порядок уплаты НДС на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством РФ.

Введение спецсчетов по НДС: «плюсы» и «минусы»

Негативное сальдо по операциям государства с налогом на добавленную стоимость (взимание/компенсация) с момента его введения в 1997 году составляет уже порядка 6 миллиардов гривен. За весь период с момента введения этого налога государство получило около 62 миллиардов гривен и направило на компенсации по нему 68 миллиардов гривен. Так что пока этот налог убыточен для государства.

Кроме того, НДС является самым криминализированным налогом: в 2003 году доля нарушений по НДС в общем числе нарушений увеличилась с 20-25% до 50%. В результате налоговые органы отменили неправомерное возмещение НДС на 1,3 миллиарда гривен, только в январе 2004 года налоговая милиция предупредила незаконную компенсацию по этому налогу на 150 миллионов гривен.

Естественно, рано или поздно власти должны были скорректировать налоговую политику, либо вообще отменить НДС, либо изменить правила его администрирования. Выбор был сделан в пользу второго. Согласно подписанному 1 марта президентскому указу в 5-месячный срок Кабмин и Нацбанк обязаны были разработать новый механизм уплаты НДС. Таким образом, с 1 июля 2004 года каждое белорусское предприятие должно было открыть специальный банковский счет для уплаты налога на добавленную стоимость: т.е. наряду с расчетным счетом компании открывался НДС-счет, деньги с которого можно перевести либо в бюджет для уплаты НДС, либо другому поставщику на его НДС-счет.

Впрочем, спустя всего несколько недель сроки перехода на новую систему были перенесены уже на 1 апреля. Понятно, что за такой короткий срок ни разработать сколько-нибудь качественное «нормативное обеспечение», ни упредить озабоченность бизнеса невозможно. Между тем предварительные оценки аналогичного болгарского законодательства, а также анализ потенциально возможных новаций Минфина позволяют спрогнозировать потенциальные точки рискового налогообложения.

4.1. Мотивы

  1. Теневой сектор: проблема фирм-однодневок.

Одной из основных проблем делового климата в Белоруссии в настоящий момент является проблема фирм-однодневок. Фирмы-однодневки позволяют уходить от налогов без существенного риска даже крупным предприятиям. С формальной точки зрения такие фирмы создаются совершенно независимо от предприятия-заказчика, проводят для заказчика одну или несколько теневых операций, после чего исчезают. Таким образом, пока не доказана причастность крупного предприятия к деятельности фирмы-однодневки, действия предприятия остаются в рамках закона. Доказать причастность предприятия-заказчика к созданию фирмы-однодневки трудно. Однодневки регистрируются на имена людей, никак не связанных с предприятием-заказчиком. Однодневки нередко регистрируются по поддельным паспортам или же на имена людей, живущих за границей. Таким образом, сейчас законодательно преследовать предприятия, осуществляющие теневые операции с помощью фирм-однодневок, крайне трудно. Однодневки представляют собой дешевый и безрисковый способ проведения теневых операций. Однодневки используются не только для уклонения от налогов (в первую очередь от НДС), но и для незаконного обналичивания денежных средств, вывода денежных средств в оффшорные зоны. Использование однодневок для уклонения от НДС позволяет предприятиям «экономить» до 20% добавленной стоимости, получая тем самым существенное преимущество перед конкурентами. По самым оптимистическим оценкам, в Белоруссии собирается не более 20%-30% причитающего бюджету НДС.

  1. Манипуляции с НДС: уклонение от уплаты налога и завышение сумм НДС, предъявляемых к возмещению.

Фирмы-однодневки широко используются крупными предприятиями для уклонения от НДС. Вообще говоря, НДС считается самым простым в администрировании и самым собираемым налогом. Налог передается от предприятия предприятию одновременно с осуществлением платежей за товары и услуги, таким образом, контроль над правильностью начисления НДС предприятием-покупателем осуществляет не государство, а предприятие-поставщик.

Пример 1.

Как должен работать механизм сбора НДС. Фирма В покупает сырье у фирмы А за X гривен и продает готовую продукцию фирме С за Y гривен. Одновременно с осуществлением платежей по сделкам с А и С фирма В перечисляет А сумму НДС в размере 0.2*Х и получает НДС от С в размере 0.2*Y. Добавленная стоимость, произведенная фирмой В, равна Y–X. В конце налогового периода В должна уплатить в бюджет 20% от добавленной стоимости, 0.2*(Y–X), т.е. как раз разницу между полученным и уплаченным НДС. Допустим, фирма В для того, чтобы уменьшить платежи по НДС, хочет занизить свою добавленную стоимость. Для этого фирме В нужно либо завысить декларируемую цену сырья X, либо занизить декларируемую цену готовой продукции Y. Первое приведет к увеличению добавленной стоимости, приписанной фирме А, таким образом А должна будет заплатить в бюджет больший НДС. Второе приведет к увеличению добавленной стоимости фирмы С, таким образом С будет вынуждена платить больший НДС. Конфликт интересов между фирмами вдоль производственной цепочки и обуславливает честное декларирование фирмами добавленной стоимости.

Информация о работе НДС Белоруссии при экспорте