Оценка источников финансирования и их использования в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница скорой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью выпускной квалификационной работы является проведение оценки источников финансирования и использования полученных средств, а так же поиск путей улучшения их использования.
Исходя из поставленной цели, определены конкретные задачи работы:
1) исследование теоретических проблем, связанных с оценкой источников финансирования и использования полученных средств;
2) изучение особенностей и экономическая оценка деятельности организации;
3) изучение источников финансирования;
4) оценка соблюдения сметных назначений в целом и по отдельным статьям;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..4
Обзор литературы………………………………………..………..6
Экономическая характеристика муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1»…………………………………..……………17
2.1. Общие сведения о больнице…...………………..……………….17
2.2.Организация бухгалтерского учета и экономической работы…19
2.3. Анализ основных экономических показателей деятельности больницы…………...…………………………………………..…………..24
Оценка источников финансирования и их использования в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1»……………………………33
3.1. Анализ финансирования больницы…..………………………...33
3.2. Анализ исполнения сметы расходов…………………………...40
3.3. Анализ кассовых и фактических расходов…………………….51
3.4. Пути улучшения использования ресурсов муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1»…………………………………………….….55
Выводы и предложения………………………………………………57
Библиографический список……………………………………….…59

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

В распоряжении учреждений здравоохранения кроме бюджетных средств могут быть и те средства, которые у них образуются за счет платных услуг. Все дополнительные средства, которые получены помимо бюджета, проходят по сметам внебюджетных средств.

На следующем этапе  анализа Панков Д.А рекомендует  изучить состав, структуру и динамику доходов и расходов по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения и представить данные по каждому виду поступлений отдельно.

Важным элементом в  процедуре оценки эффективности  использования средств бюджетного учреждения является правильное формирование сметных показателей. От правильности составления сметы доходов и расходов во многом зависит эффективность использования финансовых ресурсов.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, по определению  Методсовета БИнО [16], - это основной финансовый документ на соответствующий отчетный период. В смете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, все расходы, необходимые для осуществления управленческих, социально-культурных, научно–технических и других функций некоммерческого характера. Сметы могут быть составлены по каждому источнику отдельно. На основании сметы доходов и расходов соответствующего бюджета должна финансироваться именно основная уставная деятельность учреждения.

В свою очередь предпринимательскую и иную внебюджетную деятельность учреждение может вести только в рамках тех целей и задач, которые были определены ему собственником при создании. Средства, получаемые и расходуемые учреждениями в рамках внебюджетной деятельности, должны быть тоже представлены в смете доходов и расходов.

Смета доходов и расходов, отражая основную бюджетную деятельность учреждения, является важнейшим документом, который определяет объем и целевое  направление бюджетных ассигнований. В ней обязательно должны содержаться расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

В статье 70 Бюджетного кодекса  Российской Федерации [6] приведен перечень расходов, которые могут быть осуществлены бюджетным учреждением:

    • оплата труда;
    • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;
    • трансферты населению;
    • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской федерации;
    • оплата товаров, работ, услуг.

Все расходы в смете  должны быть подтверждены расчетами.

Одно из основных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации  эффективное и экономное использование  бюджетных средств. Это означает, что учреждение должно использовать наименьший объем средств, для достижения наилучшего результата.

При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения, прежде всего, необходимо изучить состав и структуру расходов. С этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации. В процессе анализа структуры расходов определяется удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и производится сравнение с показателями сметы предыдущего года. В ходе анализа исполнения сметы определяются отклонения фактических расходов от предусмотренных сметой в целом и по отдельным статьям.

Расходы учреждения здравоохранения подразделяются на текущие и капитальные. К текущим расходам относятся расходы на заработную плату, канцелярские и хозяйственные расходы, командировочные, оплата коммунальных услуг, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря, медикаментов и перевязочных средств и прочие расходы. Капитальные расходы – это расходы на приобретение оборудования и инвентаря, на проведение капитального ремонта зданий, сооружений.

Текущие расходы предназначены  для приобретения материальных ценностей, расходов на оплату труда и другие, которые полностью потребляются в течение года. Поэтому при оценке эффективности их использования следует учитывать уровень выполнения плана по производственным показателям: число коек, число дней функционирования коек в году, общий штат с выделением врачебных ставок, среднего и младшего обслуживающего персонала.

Группировка текущих  расходов на зависящие и не зависящие  от объема работы имеет смысл для  оценки отклонений фактической их суммы  от сметы и обоснования потребности  учреждения в ассигнованиях из бюджета. Такая группировка важна в связи с тем, что бюджетным организациям предоставляется право направлять сэкономленные средства на собственные и производственные нужды, при этом следует учитывать характер зависимости полученной экономии от показателей хозяйственной деятельности учреждения. К примеру, в случаях выполнения или перевыполнения плановых заданий по койко-дням в больнице не допускается экономия по расходам на питание. В то же время при применении прогрессивных форм организации труда медицинского персонала возможна экономия по расходам на заработную плату.

Следующим этапом анализа  исполнения сметы является сопоставление  кассовых расходов с назначениями по смете. Такое сопоставление позволяет  выявить недорасход или перерасход выделенных из бюджета средств, обеспечить контроль над исполнением сметы расходов. В результате анализа нередко устанавливаются факты превышения кассовых расходов по одним статьям сметы с одновременным недоиспользованием средств по другим статьям. Такие случаи означают нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований. В ходе анализа особое внимание уделяется изучению случаев превышения расходов по статьям, по которым превышены сметные назначения. За этим могут скрываться различные нарушения. Например, приобретение излишних или дорогостоящих материальных ценностей, содержание сверхштатного персонала, нарушения в оплате труда, завышение плана по объему строительно-монтажных работ или выполнение работ на сверхплановых объектах при капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д.

При анализе кассового  исполнения сметы расходов в учреждениях  здравоохранения особое внимание следует  обращать на выявление перерасхода  бюджетных средств по таким основным статьям, как расходы на заработную плату, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, совокупный удельный вес которых обычно составляет более 70% расходов по текущему содержанию учреждения. Это связано с тем, что финансирование перерасхода по этим статьям может осуществляться лишь за счет сокращения финансирования по другим статьям. Поэтому выявление фактов нецелевого использования средств как в виде экономии, так и их перерасхода в разрезе отдельных статей имеет важное значение для соблюдения финансовой дисциплины в учреждении и успешного выполнения им возложенных задач по оказанию услуг по охране здоровья населения.

После общего анализа  сметы расходов бюджетного учреждения Панков Д.А. предлагает перейти к  анализу расходов по статьям сметы.

Первым шагом анализа  является установление отклонений фактических расходов от предусмотренных по смете как в целом, так и по отдельным видам расходов. Для этого используются данные расчетов к смете и бухгалтерские регистры учета фактических расходов. Для каждой статьи расходов составляются таблицы.

Анализ хозяйственных  расходов включает оценку полноты исполнения сметы расходов, обеспеченности учреждения хозяйственными материальными ресурсами и эффективности их использования, выявление факторов отклонения фактического расхода от сметы, проверку соблюдения установленных норм расхода.

При анализе статьи «Хозяйственные расходы» рассматриваются расходы  на отопление, освещение, содержание и  наем транспорта, водоснабжение, текущий  ремонт зданий, ремонт оборудования и  инвентаря, приобретение канцелярских принадлежностей, санитарно-гигиенические мероприятия и прочие. Значительный удельный вес в общей сумме хозяйственных расходов занимают расходы на отопление и освещение.

В сметах многих бюджетных  учреждений предусматриваются расходы  на питание. Их размер определяется исходя из действующих норм питания, числа дней питания и контингента питающихся. Однако объем расходов, их назначение и организация расходования средств на питание в различных учреждениях имеет свои особенности. Наиболее значительны эти особенности в учреждениях здравоохранения. В соответствии с действующей бюджетной классификацией продукты питания относятся к материалам. Их особенность в том, что по мере расходования они полностью выбывают из оборота.

Расходы учреждений здравоохранения  можно разделить на две группы:

  • элементы затрат, которые возможно сократить без значительного ущерба для качества обслуживания населения;
  • элементы затрат, оказывающие прямое воздействие на обслуживание контингента больных.

Особое значение расходы  на питание имеют в больницах, где они определяются исходя из среднегодового количества коек по отдельным их профилям, количества дней функционирования одной койки и нормы расхода на питание в расчете на одного больного в день.

Основными задачами анализа  расходов на питание являются оценка полноты использования сметных назначений по расходам, характеристика соблюдения денежных и натуральных норм расхода, изучение факторов, влияющих на полноту исполнения сметы по расходам, и причин нарушения установленного набора продуктов питания. При этом учитывается организация питания в различных учреждениях.

Далее необходимо проанализировать эффективность использования средств  в расчете на единицу объема работ, выполненных учреждением здравоохранения. Средний расход средств, приходящийся на один койко-день можно рассчитать по формуле:

 

              ЭКД=Р/КД=(ТР+КР)/К*Д=(ТР+КР)/К*С*О                    (1.1);

 

где: Р – расходы  по смете;

ТР – текущие расходы;

КР – капитальные  расходы;

КД – количество койко-дней;

К – количество коек;

Д – среднее количество дней использования койки;

С – средний срок пребывания на койке;

О – средняя оборачиваемость  койки.

 

Данные о среднем  размере бюджетных средств на единицу измерения сети используется для оценки изменения уровня расходов по сравнению с предыдущими периодами, с показателями других учреждений и со сметой. Они характеризуют качество работы учреждения по исполнению сметы расходов. Однако использование этих данных для сравнительной характеристики эффективности расходования средств бюджета в различных типах учреждений требует нормативов затрат на единицу услуг не только по отдельным отраслям, но и в территориальном разрезе, в связи с объективными различиями в условиях их хозяйствования, обусловленными природно-климатическими особенностями района обслуживания, численности и плотности населения, местных традициях.

Изучение соотношения  между кассовыми и фактическими расходами позволяет выявить  причины, направления и размеры  отклонений расходов, возникших в  процессе исполнения сметы.

Фактические расходы  представляют собой затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения, списанные в установленном порядке. Их изучение позволит судить об эффективности использования бюджетных средств, установить степень соответствия расходов объему выполненной работы или установленным нормам.

Кассовыми расходами  являются затраты бюджетных средств  в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или  в порядке безналичного расчета. Они являются показателем полноты  использования выделенного финансирования или перечисленных средств.

При характеристике связи  между кассовыми и фактическими расходами необходимо исходить из того, что перечисление средств из бюджета  учреждениям осуществляется согласно утвержденной смете расходов. Она  отражает потребность учреждения в  денежных ресурсах для хозяйственных операций, связанных с их деятельностью в текущем бюджетном году. Поэтому в идеальных условиях кассовые и фактические расходы должны быть равны, т.е. кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выданных учреждению, а фактические расходы – полноту их использования.

Изучение отклонений между кассовыми и фактическими расходами осуществляется в целом  по смете  и по отдельным ее подстатьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов, аналитических  карточек кассовых и фактических расходов по отдельным статьям и видам.

В ходе дальнейшего анализа  выясняются причины отклонений кассовых и фактических расходов по отдельным  статьям. Для выявления факторов, влияющих на соотношение кассовых и  фактических расходов, необходимо изучить обороты по счетам, состояние остатков по ним.

После выявления и  объяснения причин отклонения кассовых расходов от фактических необходимо провести анализ отклонений кассовых и фактических расходов от сметных  ассигнований.

Изучение соблюдения сметных расходов – основной этап анализа исполнения сметы бюджетного учреждения, осуществляется путем сопоставления кассовых и фактических расходов с расходами по смете в целом и по каждой подстатье в отдельности. Это позволяет установить недорасход сметных назначений или сверхсметные расходы и тем самым с разных точек зрения охарактеризовать деятельность учреждения по исполнению сметы расходов.

Анализ проводится на основании данных отчета об исполнении сметы по сравнению с показателями выполнения плана по сети, штатам и контингентам. Сопоставление кассовых и фактических расходов с назначениями по смете дают возможность выяснить соответствие:

Информация о работе Оценка источников финансирования и их использования в муниципальном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница скорой