Оценка материалов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие изменяют только свою форму и размер (смазочные материалы, краски), третьи - входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части).
В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….2
1. Теоретические основы учета материалов ………………….3
1.1 понятие и классификация материалов …………………….3
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов…………….8
1.3 Первичные документы учета материалов ………………..14
2. Бухгалтерский учет наличия и движения материалов…..17
2.1 Оценка материалов …………………………………………..17
2.2 Учет поступления и наличия материалов ……………….19
2.3 Учет выбытия материалов ……………………………….…21
2.4 Инвентаризация материалов и учет инвентаризационных разниц ……………………………………………………….………24
Заключение …………………………………………………………29
Практическая часть………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

бу.docx

— 134.92 Кб (Скачать файл)

На субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в  эксплуатации» учитываются специальные  инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для  управленческих нужд).

В соответствии с  основными  требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов являются:

– сплошное, непрерывное  и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия  запасов;

– учет количества и оценка запасов;

– оперативность (своевременность) учета запасов;

– достоверность;

– соответствие синтетического учета данным аналитического учета  на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

– соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации  данным бухгалтерского учета.

Необходимыми предпосылками  действенного контроля за сохранностью запасов являются:

– наличие должным образом  оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных  площадок (для запасов открытого  хранения);

– размещение запасов  по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

– оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

– применение централизованной доставки материалов со складов организации  в цеха (подразделения) по согласованным  графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных  участков непосредственно на объекты  строительства по комплектовочным  ведомостям; сокращение излишних промежуточных  складов и кладовых;

– организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;

– определение перечня  центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

– установление порядка  нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

– установление порядка  формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

– определение круга  лиц, ответственных за приемку и  отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность  вверенных им запасов; заключение с  этими лицами в установленном  порядке письменных договоров о  материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

– определение перечня  должностных лиц, которым предоставлено  право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;

– наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных  документов, утверждаемого руководителем  организации по согласованию с главным  бухгалтером (в списке указываются  должность, фамилия, имя, отчество и  уровень компетенции (тип или  виды операций, по которым данное должностное  лицо имеет право принятия решений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Первичные документы  учета материалов.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  обязательные реквизиты, установленные  в федеральном законе «О бухгалтерском  учете».

Учет материалов на предприятии  ведется параллельно: в бухгалтерии  в суммовом выражении и на складах  в количественном выражении. В конце  отчетного периода оба учета  сверяются.

Типовые межотраслевые  формы первичной учетной документации содержат следующие формы.

Формы № М-2 и М-2а  «Доверенность» применяется для  оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Форму  М-2а применяют организации, у  которых получение материальных ценностей по доверенности носит  массовый характер.

Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется для учета  материалов, поступающих от поставщиков  или из переработки. Приходный ордер  в одном экземпляре составляет материально  ответственное лицо в день поступления  ценностей на склад.

В соответствии с  вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Форма № М-7 «Акт о приемке  материалов» применяется для  оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение  по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.

Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации  между структурными подразделениями  или материально ответственными лицами.

Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется  для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании  договоров и других документов.

Форма № М-17 «Карточка  учета материалов» применяется  для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется  материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Кроме перечисленных документов, для учета материальных ценностей  используются:

– инвентаризационная опись  товарно-материальных ценностей (форма  № ИНВ-3);

– сличительная ведомость  результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);

– сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения);

– акт о покупке материалов на рынке;

– акт перевода единиц измерения материалов;

– акт заключения о  чрезвычайных ситуациях;

– акт на списание материалов.

В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей  применяются:

– товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);

– счет-фактура;

– банковские расчетно-платежные  документы;

– приходный и расходный  кассовый ордер и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский  учет наличия и движения материалов. 
2.1 Оценка материалов. 

Материалы принимаются  к бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости.

 Фактической  себестоимостью материалов, приобретенных  за плату, признается сумма  фактических затрат организации  на приобретение, за исключением  налога на добавленную стоимость  и иных возмещаемых налогов  (кроме случаев, предусмотренных  законодательством Российской Федерации).

 Фактическая  себестоимость материалов при  их изготовлении силами организации  определяется исходя из фактических  затрат, связанных с производством  данных материалов. Учет и формирование  затрат на производство материалов  осуществляются организацией в  порядке, установленном для определения  себестоимости соответствующих  видов продукции.

Фактическая себестоимость  материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

В случае, если расходы по доставке (транспортно-заготовительные расходы) берет на себя принимающая сторона, то фактическая себестоимость материалов увеличивается на сумму произведенных расходов.

Фактическая себестоимость  материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия  основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей  рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Сумма расходов по доставке учитывается аналогично порядку, изложенному в пункте 65 настоящих Методических указаний.

Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности  установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально-производственных запасов, включая материалы, полученные организацией по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы.

Фактическая себестоимость  материалов, приобретенных за плату, включает:

  • стоимость материалов по договорным ценам;
  • транспортно-заготовительные расходы;
  • расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.

Стоимость материалов по договорным ценам представляет собой  сумму оплаты, установленную соглашением  сторон в возмездном договоре непосредственно  за материалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Учет поступления  и наличия материалов.

Учет поступления  материалов может осуществляться по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Принятый организацией способ учета  материалов закрепляется в ее учетной  политике. 
Если организация небольшая и нерегулярно осуществляет приобретение материалов, то более целесообразно применять способ учета материалов по фактической себестоимости их приобретения.

Для синтетического учета наличия и движения материалов при их учете по фактической себестоимости  приобретения (заготовления) используется счет 10. 
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»;10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;10-3 «Топливо»;10-4 «Тара и тарные материалы»;10-5 «Запасные части»;10-6 «Прочие материалы»;10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;10-8 «Строительные материалы»;10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» 
Принятие материалов к бухгалтерскому учету отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счетов 60, 20, 23, 71, 76 и т.п. Применение того или иного корреспондирующего счета зависит от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.  
     В случае, когда затраты по приобретению материалов являются регулярными на протяжении длительного периода времени или материалы приобретаются по импортным контрактам, когда фактическая себестоимость материалов складывается из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, целесообразно применять учетные цены, позволяющие учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых материалов. 
     В данном случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 
и кредиту счетов 60 , 20, 23, 71, 76. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счета 15. 
Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения материалов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». 
Накопленные на этом счете разницы в стоимости материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу). 
Организации, применяющие в учете счет 16, остаток по этому счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости материалов с отражением по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» бухгалтерского баланса. 
 
     При учете материалов используются 10, 15 и 16 счета.  
Оприходование по 1-ому способу – учет по учетной стоимости:  
Дт 60 Кт 51 - оплатили деньги поставщику 
Дт 15 Кт 60 – получение счета от поставщика по договорной цене (50 000), материалы еще не получены на склад. 
Дт 16 Кт 15 – (10 000) – отклонение учетной цены от фактической 
Дт 10 Кт 15 - (40 000) – оприходование на склад 
Дт 20 Кт 10 – отпуск в производство 
Дт 20 Кт 16 – списание отклонений на затраты 
Оприходование по 2-ому способу – учет по фактической стоимости: 
Дт 10 Кт 60 – оприходование материалов на склад  
Дт 20 Кт 10 – отпуск в производство 
     Оприходование также может происходить по кредиту счетов: 75, 71, 98 (подарок), 91 (при разборе основных средств или обнаружении излишков при инвентаризации).

Информация о работе Оценка материалов на предприятии