Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:14, курсовая работа
Жилье является одной из базовых ценностей и нужд , обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
Ключевой проблемой при выработке и реализации жилищной политики является обеспечение доступности жилья для граждан. Механизмом, позволяющим решить эту задачу, и является ипотечное жилищное кредитование, ставшее в развитых странах основным рычагом эффективной жилищной политики.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование оценки объекта недвижимости при ипотечном кредитовании.
1.1 Понятие и значение ипотечного кредитования.
1.2 Правовая база ипотечного кредитования.
1.3 Документальное оформление ипотечного кредитования.
1.4 Программы ипотечного кредитования, действующие в РФ и Пензенской области.
Глава 2. Практическое обоснование оценки объекта недвижимости при ипотечном кредитовании.
Помимо Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», общие положения о залоге содержал принятый 29 мая 1992 г. Закон Российской Федерации № 2872-1 «О залоге»1, однако их было недостаточно для регулирования ипотечной системы.
Впервые наиболее полно вопрос ипотеки (залога недвижимости) был раскрыт в Основных положениях о залоге недвижимого имущества — ипотеке, утвержденных распоряжением заместителя Председателя Совета министров РФ от 22 декабря 1993 г. №96-рз.
В данном акте содержались общие положения об ипотеке; понятие и форма закладной; отражались вопросы необходимости государственной регистрации ипотеки; были сформулированы права и обязанности залогодателя и залогодержателя; порядок передачи прав по закладной; последствия передачи и перехода прав на предмет ипотеки от залогодателя к другому лицу; особенности ипотеки отдельных видов недвижимости (земельных участков, предприятий, жилых домов и квартир).
Ряд статей Основных
положений препятствовал
Подобные нормы значительно ограничивали залогодержателей, обременяя их право на предмет залога правом проживания бывшего собственника, и не способствовали развитию системы ипотечного кредитования.
Тем не менее Основные положения стали моделью законодательного акта об ипотеке, предназначенного для согласования разрабатываемых законопроектов об ипотеке с содержанием проекта Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации стало решающим шагом в развитии федерального законодательства по вопросам ипотечного жилищного кредитования.
1 Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге» (Российская газета, № 129, 6 июня 1992 г.). является действующим, однако содержащиеся в нем правила применяются постольку, поскольку они не противоречат Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (п. 2ст. 79).
Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие 1 января 1995 г. [1], отразила общие положения о залоге (§ 3 гл. 23) и правила обеспечения кредитов залогом недвижимости, в том числе жилой, положения о праве собственности и других вещных правах на жилые помещения, основания обращения взыскания на заложенное жилое помещение.
Кроме того, Гражданским
кодексом Российской Федерации было
предусмотрено принятие в дальнейшем
специальных федеральных
Во исполнение требований п. бет. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации в 1997 г. был принят Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В дальнейшем Правительством Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона были приняты следующие Постановления, касающиеся, в частности, и ипотечного жилищного кредитования:
— постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах».
Принятый 16июля
1998 г. на основании п. 2ст. 334 Гражданского
кодекса Российской Федерации Федеральный
закон № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» значительно рас
В данном законе об ипотеке (гл. I) содержатся нормы, имеющие основополагающий характер для всего института ипотеки (залога недвижимости), поскольку в них определен ряд базовых понятий, являющихся основой ипотечных правоотношений.
Также Закон об ипотеке содержит нормы об общих и частных правилах заключения договора об ипотеке, являющегося гражданско-правовым обязательством, на основе которого возникает ипотека (залог недвижимости), служащая обеспечением по какому-либо обязательству (Гл. II «Заключение договора об ипотеке»).
Главой III «Закладная» Закона об ипотеке была введена в оборот новая именная ценная бумага — закладная, удостоверяющая права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке.
Глава IV «Государственная
регистрация ипотеки» посвящена
правовому регулированию
В гл. V «Обеспечение сохранности имущества, заложенного по договору об ипотеке» содержатся нормы, определяющие порядок пользования заложенным имуществом, его содержание и ремонт, обеспечение страховой защиты, а также другие меры по предохранению предмета ипотеки от утраты и повреждения вследствие воздействия на него различных факторов.
В гл. VI «Переход прав на имущество, заложенное по договору об ипотеке, к другим лицам и обременение этого имущества правами других лиц» конкретизированы применительно к ипотеке общие правила о перемене лиц в обязательстве, а также содержатся нормы о регулировании отношений в случае обременения предмета ипотеки правами третьих лиц.
Глава VII «Последующая ипотека» содержит положения о перезалоге уже заложенного недвижимого имущества.
Глава VIII «Уступка прав по договору об ипотеке. Передача и залог закладной» посвящена регулированию отношений, возникающих вследствие распоряжения правами по договору об ипотеке и рыночному обороту закладной.
В главе IX «Обращение взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке» содержатся нормы о первом этапе реализации права залогодержателя на удовлетворение из стоимости заложенной вещи — обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество.
В гл. X «Реализация заложенного имущества, на которое обращено взыскание» установлен порядок реализации заложенной недвижимости, являющейся вторым этапом удовлетворения требований залогодержателя — кредитора из стоимости предмета ипотеки.
Глава XI «Особенности
ипотеки земельных участков»
содержит специальные нормы, отражающие
специфику правового
В главу XII «Особенности
ипотеки предприятий, зданий и сооружений»
включены положения, раскрывающие особенности
ипотеки предприятия как
Глава XIII «Особенности ипотеки жилых домов и квартир» отражает специфику построения правоотношений при залоге жилья.
Вместе с тем не все вопросы нашли свое разрешение в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)», поскольку он не стал окончательным итогом развития ипотечных отношений в России, которое после наработки соответствующего опыта и практики применения наполнит новым содержанием нормативные положения, регулирующие ипотеку (залог недвижимости).
Так, 11 января 2000
г. было принято постановление
В данном постановлении
Правительства органам
В соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, долгосрочный ипотечный жилищный кредит стал предоставляться кредитной организацией физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья.
Согласно подп. 9 п. 2.1 Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федераций, инвесторами являются юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, эмитируемые кредиторами или операторами вторичного рынка.
К их числу отнесены пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки, паевые инвестиционные фонды и др. Применительно к указанной Концепции кредиторами являются банки (кредитные организации) и иные юридические лица, предоставляющие заемщикам ипотечные кредиты (займы); под операторами вторичного рынка ипотечных кредитов (агентствами по ипотечному жилищному кредитованию) подразумеваются специализированные организации, осуществляющие рефинансирование кредиторов, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты населению. В подп. 3 и 4 п. 2.1 указанной Концепции определены основные функции кредиторов и операторов вторичного рынка ипотечных кредитов.
Государство при
реализации жилищной пог литики понимало,
что для становления и развития
системы ипотечного кредитования необходимо
совершенствование
В связи с этим 11 ноября 2003 г. был принят Федеральный закон №152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», который создал правовую базу для развития вторичного рынка ипотечных жилищных кредитов и позволил инвесторам, обеспечивающим рефинансирование кредиторов по ипотечным кредитам, а также специализированным организациям — ипотечным агентам осуществлять деятельность, связанную с обращением ипотечных ценных бумаг.
Сфера регулирования данного Федерального закона распространяется на облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия и не затрагивает закладных, правовой режим которых закреплен гл. III Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и которые представляют собой именные ценные бумаги, удостоверяющие следующие права их законного владельца: право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства; право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Сфера регулирования Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» распространяется также на обращение ипотечных ценных бумаг, т. е. на процесс заключения гражданско- правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ипотечные ценные бумаги.
5 февраля 2004 г. были приняты поправки в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [3], разрешающие использовать земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в личном пользовании, в качестве предмета залога при получении кредита. Исключение составили земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если на закладываемом земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения находятся строения, принадлежащие собственнику участка, ипотека допускается только с одновременной ипотекой связанных с ним объектов недвижимости.
В декабре 2004 г. был принят «пакет жилищных законов», существенно изменивший правовую базу ипотечной системы.
В Жилищном кодексе Российской Федерации, принятом 29 декабря 2004 г., четко прописаны права, обязанности и ответственность всех, кто пользуется жилыми помещениями. В Кодексе отражены вопросы о договоре социального найма жилого помещения; специализированном жилищном фонде; защите интересов подавляющего большинства жильцов — владельцев жилищной собственности; закреплены изменения в отношениях собственников жилых помещений и граждан, проживающих в помещении совместно с собственниками; собственники квартир в многоквартирном доме наделены правом собственности на земельный участок под домом и на придомовую территорию; предоставлена возможность и способы выселения граждан из квартир за неуплату жилищно-коммунальных услуг.
30 декабря 2004
г. был принят Федеральный
Как отмечалось в пояснительной записке в отношении актуальности Закона, его принятие необходимо для создания условий формирования рынка доступного жилья через развитие ипотечного жилищного кредитования. Создание системы кредитных бюро обеспечит в перспективе снижение затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков и позволит снизить стоимость ипотечных жилищных кредитов, а также повысить их доступность для населения. Основываясь на зарубежном опыте, предполагается функционирование бюро кредитных историй, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе. При этом во взаимодействии «бюро кредитных историй — кредиторы» находится баланс стоимости услуг бюро и предоставления информации в бюро; предусмотрена передача кредитором информации, составляющей кредитную историю, в бюро кредитной истории с согласия заемщика. Получение кредитных историй из бюро кредитных историй возможно только с разрешения самого заемщика, о котором накоплена кредитная история; исходя из того, что накапливаемая в бюро кредитных историй информация (кредитные истории) обладает ценностью при конкурентной борьбе кредиторов, необходимо обеспечить сохранение коммерческой тайны юридических и физических лиц. В связи с этим в законопроекте большое внимание уделено вопросу хранения информации, а также надзору за деятельностью бюро кредитных историй; организация бюро кредитных историй преимущественно на частной основе, силами кредиторов, их ассоциаций или иных заинтересованных лиц позволит создать в Российской Федерации систему, снижающую издержки и риски кредиторов при многих видах кредитования и позволяющую эффективно отделять недобросовестных заемщиков, различного вида мошенников, от добросовестных, надежных заемщиков.
Информация о работе Оценка объекта недвижимости при ипотечном кредитовании