Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является отражение места, важности и значения оценки статей бухгалтерского баланса, и ее влияние на достоверность финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений.
Задачами работы являются: раскрыть сущность бухгалтерского баланса и оценки; показать роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием и оценки финансового положения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Бухгалтерский баланс в современных экономических условиях……….4
1.1.Бухгалтерский баланс и его роль в управлении предприятием…...................................................................................................4
1.2. Виды балансов и формы их построения…………………………...7
1.3. Влияние оценок на финансовый результат………………………9
2. Оценка бизнеса ЗАО «Бирюли» Высокогорского района РТ…………………………………………………………………………………….12
2.1. Природно-экономическая характеристика деятельности ЗАО «Бирюли» ……………………………………………………………………12
2.2. Анализ финансового состояния предприятия……………………23
2.3. Оценка организации бухгалтерского учета и службы внутреннего контроля………………………………………………………………………30
3. Оценка статей бухгалтерского баланса, ее влияние на достоверность финансовой отчетности в ЗАО «Бирюли» Высокогорского района РТ .............34
3.1. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности……………….34
3.2. Оценка статей бухгалтерского баланса……………………………38
3.3. Совершенствование формата бухгалтерского баланса для повышения качества финансовой отчетности………………………………51
Заключение…………………………………………………………………….56
Библиографический список…………………………………………………..58
Приложения…………………………………………………………………...60
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - в части задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой превышает 12 месяцев;
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - в части задолженности перед покупателями и заказчиками, срок погашения которой превышает 12 месяцев (отметим, что указанная задолженность возникает в случае получения организацией аванса (предварительной оплаты) под поставку продукции, товаров (выполнение работ, оказание услуг) и включает задолженность по коммерческим кредитам);
- 68 "Расчеты по налогам и сборам" -
в части долгосрочной задолженности по
налогам и сборам (например, при предоставлении
организации отсрочки или рассрочки по
уплате федеральных налогов и сборов);
- 69 "Расчеты по социальному страхованию
и обеспечению" - в части долгосрочной
задолженности по страховым взносам;
- 86 "Целевое финансирование" - в части
обязательств, срок исполнения которых
превышает 12 месяцев;
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в части прочей долгосрочной кредиторской задолженности и обязательств (Инструкция по применению Плана счетов, подпункт "г" пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Письмом Минфина Российской Федерации от 30.12.1993 г. N 160, Письмо Минфина Российской Федерации от 29.01.2008 г. N 07-05-06/18).
По строке 1300 отражается итог по разделу IV баланса. Это сумма строк 1410 и 1450 баланса.
Раздел V. «Краткосрочные обязательства».
Заемные средства (строка 1510) – В строках "Заемные средства" отражают задолженность по займам и кредитам независимо от способов ее оформления. То есть здесь указывают задолженность по средствам, привлеченным, например, путем продажи облигаций или оформленным векселем. Исключение из этого порядка предусмотрено лишь для коммерческого кредита и товарных векселей. Сюда включаются Краткосрочные кредиты (строка 15101) сумма 117418 тыс.руб. (Приложение 32) и Краткосрочные займы (строка 15102) сумма 39205 тыс.руб. (Приложение 33). Итого заемные средства в ЗАО «Бирюли» составили на конец отчетного периода 156623 тыс.руб.
Задолженность по заемным средствам отражается по строке 1520 «Кредиторская задолженность». Туда входят: расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по налогам и сборам счет 68 сумма 18213 тыс.руб (Приложение 23), расчеты по социальному страхованию счет 69 сумма 15488 тыс.руб. (Приложение 24), расчеты с персоналом по оплате труда счет 70 (Приложение 34), расчеты с подотчетными лицами счет 71, суммам 2 тыс.руб.(Приложение 25), расчеты с разными дебиторами и кредиторами .
Доходы будущих периодов (строка 1530) –отражается кредитовое сальдо счета 98 «Доходы будущих периодов». К таким доходам относятся доходы организации, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Это могут быть, например, доходы от продажи проездных билетов или абонементов на следующие периоды. На этом же счете учитываются стоимость безвозмездно полученного имущества, предстоящие поступления по недостачам, выявленным за прошлые годы (если они признаны виновными лицами или присуждены к взысканию судебными органами), причитающиеся суммы страхового возмещения и т. д.
Сумма доходов составляет 25861 тыс.руб. (Приложение 34).
По строке 1500 отражается итог по разделу V баланса.
По строке 1700 отражается итог пассива баланса. Он должен быть равен величине актива, указанной по строке 1600 баланса.
В оборотно-сальдовой ведомости ЗАО «Бирюли» (Приложение 35) можно проследить каково было сальдо на начало периода, обороты за период и сальдо на конец периода.
3.3. Совершенствование формата бухгалтерского баланса для повышения качества финансовой отчетности
В настоящее время большинство пользователей не удовлетворены качеством российской годовой бухгалтерской отчетности. Точнее, ее форматом и набором показателей.
Формат отчетности российских коммерческих организаций представлен в жестко регламентированной форме, с четким набором показателей, список которых, по сути, расширению не подлежит. В зарубежных странах фирмам предоставлены возможности формировать отчетность по своему усмотрению, т.е., учитывая перечень обязательных статей, вводить свои показатели, которые представят организацию в более выгодном свете.
Начиная с отчетности за 2011 год российские предприятия составляют отчетность по новым формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Основные изменения затронули бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств. В Приказе отражено также, что малые предприятия могут формировать отчетность в упрощенном порядке, т.е. только из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а в приложениях приводить информацию, без которой невозможна оценка финансового состояния или финансовых результатов ее деятельности. Также указано, что малые предприятия по своему усмотрению могут формировать отчетность и в общем порядке. Но, как показывает практика, субъекты малого бизнеса предоставляют отчетность в минимально разрешенном объеме – любой практикующий бухгалтер стремиться минимизировать объем вмененных ему работ. Цифровые показатели в новой отчетности приведены за три года (на конец трех отчетных периодов). Данный факт свидетельствует о стремлении максимально сблизить зарубежные и отечественные принципы формирования отчетности. В активе баланса появилась новая статья: «Результаты исследований и разработок» (второй строкой после статьи «Нематериальные активы»). Статья «Запасы» приводится без расшифровки. В пассиве появились статьи «Переоценка основных средств», т.е. в составе Добавочного капитала суммы переоценки не будут отражаться. В четвертом разделе появилась статья «Резервы под условные обязательства». В разделе 5 «Кредиторская задолженность» показывается без расшифровок. Но, соответственно, в Пояснениях (вместо формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу») необходимо будет отразить в достаточном объеме дебиторскую и кредиторскую задолженность.
Несмотря на эти новшества, значительно повысить аналитичность, информативность и качество бухгалтерской отчетности, на наш взгляд, не удалось, возможно, у законодателей и целей таких не было. Тем не менее, у бухгалтеров объемы работ прибавились. [20]
Что касается определений
«бухгалтерская» и «финансовая»
отчетность, то, на наш взгляд, законодательным
органам следует сделать
Финансовые отчеты в зарубежных фирмах готовятся по усмотрению предприятия, ежеквартально, дважды в год или раз в год. Дата финансового отчета достаточно важна. Большинство из них обычно составляются за год (финансовый год). Представляемые отчеты, которые составляются не на конец финансового года, известны как промежуточные отчеты.
Относительно определений «бухгалтерская» и «финансовая» отчетность, необходимо отметить, что в зарубежной учетной практике термин «бухгалтерская отчетность» не используется, только «финансовая отчетность» или даже «финансовый отчет».
За рубежом, финансовая отчетность, как правило, состоит из двух основных частей – балансового отчета и отчета о прибылях и убытках (о доходах). Балансовый отчет представляет собой детализированный «снимок» состояния или финансового благополучия компании на конкретную дату. 31 декабря является самой популярной датой среди предприятий. Российские же предприятия формируют и сдают отчетность в течение трех месяцев. Многие зарубежные сезонно работающие предприятия практикуют выпускать свою отчетность по окончанию их основного сезона продаж, поскольку в это время их состояние наиболее благоприятно. Отчет о доходах и расходах является детальным расчетом денежных средств, которые предприятие заработало или потеряло в течение конкретного временного периода. [15]
Балансовый отчет по зарубежным стандартам является финансовым отчетом, в котором сообщаются сведения об активах, пассивах и собственном капитале компании в конкретный момент времени. Активы представляют собой совокупные ресурсы компании, которые могут уменьшаться или увеличиваться, в зависимости от результатов деятельность. Активы перечисляются в порядке ликвидности – легкости перевода в денежные средства. Типичные активы включают в себя денежные средства, дебиторскую задолженность, материально-производственные запасы, основные средства и ряд разнообразных активов, которые мы классифицируем как «прочие». Пассивы включают в себя то, что компания должна: кредиторскую задолженность и векселя к уплате, кредиты банков, доходы будущих периодов, и прочее. Все предприятия делят активы и пассивы на две группы: оборотные (конвертируемые в наличность в течение года) и внеоборотные. [18]
На наш взгляд, структура баланса должна выглядеть следующим образом (табл.)
Таблица - СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
(основные элементы балансового отчета)
АКТИВ |
ПАССИВ |
|
Оборотные активы |
Краткосрочные обязательства |
|
Денежные средства |
Кредиторская задолженность |
|
Легко реализуемые ценные бумаги |
Векселя к уплате |
|
Дебиторская задолженность |
Заемные средства, в т.ч.: |
|
В т.ч.: сомнительная дебиторская задолженность* |
- кредиты банка (без гарантий) |
|
- кредиты банка (выданные под залог имущества) |
||
Векселя к получению |
||
Материально-производственные запасы, в т.ч.: - сырье |
- займы |
|
Задолженность по налогам |
||
- затраты в незавершенном производстве |
Задолженность по оплате труда |
|
- готовая продукция |
Задолженность по страховым взносам |
|
Прочие оборотные активы |
Прочие краткосрочные обязательства |
|
Внеоборотные активы |
Долгосрочные обязательства |
|
Основные средства |
Кредиты и займы, в т.ч.: |
|
Прочие активы |
- закладные на недвиж. имущество** |
|
в т.ч.: -инвестиции |
Прочие долгосрочные обязательства |
|
- нематериальные активы |
Собственный капитал |
|
- прочие активы |
Акционерный капитал |
|
- вложения в дочерние компании |
Оплаченный капитал*** |
|
Нераспределенная прибыль |
||
Баланс |
Баланс |
*Эта сумма как «безнадежный
долг» вычитается из общей
суммы дебиторской задолженност
** закладные могут быть от 1 года до 20 лет
*** капитал, в отношении которого не выпускались акции и не предоставлялись права владельцу (т.е. средства, превышающие номинальную стоимость акции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе рассмотрено отражение места, важности и значения оценки статей бухгалтерского баланса, и ее влияние на достоверность финансового состояния предприятия и принятия правильных управленческих решений, а также раскрыты сущность бухгалтерского баланса и оценки; показана роль бухгалтерского баланса в управлении предприятием и оценки финансового положения.
Бухгалтерская отчетность является основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия.
Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия. Поэтому среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс, значится на первом месте. Для понимания содержащейся в нем информации важно иметь представление не только о структуре бухгалтерского баланса, но и знать основные логические и специфические взаимосвязи между отдельными показателями.
Одним из важнейших элементов методологии бухгалтерского учета является правила оценки имущества, капиталов и обязательств организации при составлении бухгалтерской отчетности. Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также различными положениями по бухгалтерскому учету. Общей для них является оценка объектов по их фактической стоимости.
В периоды инфляции отчетность основанная на первоначальных стоимостных оценках может давать искаженное представление о финансовом состоянии и результатах деятельности организации. В связи с этим существуют различные методики переоценки статей отчетности в условиях инфляции.
Не менее существенное значение в понимании содержания бухгалтерского баланса имеет последовательность его чтения, а также непременное знание отдельных ограничений, присущих только бухгалтерскому балансу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК