Описание хозяйственного и бухгалтерского учета,классификация счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, методичка

Описание работы

Одной из важнейших функций управления организацией является учет. Т.к. учет отражает хозяйственное явление его называют хозяйственным учетом. Начинается хоз.учет с наблюдения за хозяйственной деятельностью организации. Сведения полученные в результате наблюдения измеряют. А т.к. эти сведения используются в разное время и на разных уровнях управления их регистрируют.

Файлы: 1 файл

BUKhUChET_AFANAS_EVA.doc

— 1,017.70 Кб (Скачать файл)

 

 



 

 


 



 


 

 

 




 



 

 



 

 



 


ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

Рис. 2. Классификация источников.

Каждому источнику соответствует один или несколько видов хозяйственных средств. Источники имеют только денежные выражения, а хоз.средства как натуральные, так и денежные.

С банком организация заключила договор на получение кредита 100 000 р. Где 100 000 - это заемный источник и задолженность получается кредиторской. 100 000 - денежные средства следовательно это хозяйственные средства (фонды обращения). Т.е. две стороны одной монеты.

Хозяйственные средства и источники в процессе хозяйственной деятельности могут изменяться т.е. увеличиваться или уменьшаться. Эти изменения происходят в результате хозяйственных действий совершаемых в организации. Эти хоз.действия называются хозяйственные операции.

 

 

Тема: «Метод бухгалтерского учета»

Метод бух. учета - представляет собой совокупность различных приемов которые используются в бух.учете.

К ним относятся:

  1. Документация хозяйственных операций.
  2. Система счетов текущего бух. учета и метод двойной записи.
  3. Бухгалтерский баланс
  4. Оценка и калькуляция
  5. Инвентаризация
  6. Документация хозяйственной операции.

Документ представляет собой материальный предмет на котором записывается определенная информация. Он придает юридическую обоснованность всем данным бух. учета и служит доказательством того, что хозяйственная операция уже совершилась. Т.е. без документа нет бух. учета.

Состоит документ из трех частей:

  1. Заголовочная - наименование документа
  2. Содержательная - содержание хозяйственной операции
  3. Заключительная - подписи лиц имеющих право подписывать документ, расшифровка этих подписей, дата составления документа.

Сведения содержащиеся в документе называют реквизитами.

 

Классифицируют документы по следующим признакам:

  1. По назначению:
  2. Распорядительные - содержат распоряжение о совершении хоз.операции, составляется до её совершения, последовательно, не являются основанием для записи в бух.учете (прим: договор, денежный чек и др.) это лишь намерения но самой операции еще не было.
  3. Исполнительные - составляются в момент совершения хоз.операции и являются основанием для записи в бух.учете. (прим: накладные, требовании я т.д.).
  4. Комбинированные - содержат признаки и распоряжения и исполнения. (прим: авансовый отчет)
  5. По способу составления:

Первичные - составляются в момент совершения хоз.операции (прим: накладная)

Сводные - составляются на основании нескольких документов. (прим: авансовый отчет)

  1. По способу использования:

Разовые - ими оформляется только одна хоз.операция.

Накопительные - ими оформляется одна и та же хоз.операция совершаемая в разное время. (как правило в течение месяца) (прим: лимитно - заборная карта)

 

  1. В зависимости от сферы обслуживания:
    1. Внешние (прим: платежное поручение)

    • Внутренние (используются только внутри организации) (прим: расходный кассовый ордер)

Документ проходит путь от момента его создания до момента передачи в архив. Этот путь называется - документооборот.

 

  1. Система счетов текущего бух. учета и метод двойной записи.

Бух.учет должен давать сведения о наличии и движении хоз.средств и источников их формирования. Такие сведения получают при помощи системы счетов текущего бух. учета.

Система счетов - это способ экономической группировки и текущего контроля за хоз.средствами и их источниками.

Счета открываются на каждый вид хоз.средств и на каждый вид источников. Записи на счетах производятся как в денежном так и в натуральных измерителях.

Движение хоз.средств и источников в бух.учете отражается в виде их увеличения или уменьшения причем и увеличение и уменьшение показываются на счета раздельно.

Поэтому счет представляет собой двухстороннюю таблицу правая сторона которой называется «Кредит счета», левая - «Дебет счета».

В зависимости от того, что учитывается на счетах они могут быть: активными и пассивными.

Активные счета предназначены для учета наличия и движения хоз.средств организации. (см. Рис.1).

       Структура активных счетов.

                        Счет «Касса»

Дебет

Кредит

Сальдо (С1) 100

 

+500

+          

+300

Все это оборот по дебету. Сальдо на начало месяца в оборот не включаются.

-

- 200

-

Все это оборот по кредиту

Об   800

Об 200

С2 700

 

«Касса» - это активный счет потому что учитываются денежные средства находящиеся в кассе. (учитываются основные средства)

Сальдо - остаток на начло месяца (С1)

В конце месяца по активным счетам подводят итоги:

  1. Определяется оборот по дебету счетов (сумма всех увеличений (плюсиков))
  2. Определяется оборот по кредиту счетов (сумма всех уменьшений)
  3. Определяется остаток на конец месяца (сальдо 2) С2=С1 + ОбДт - ОбКт

Пассивные счета  - предназначены для учета наличия и движения источников формирования хозяйственных средств. (см. Рис.2)

             Структура пассивных счетов

                    Счет «Кредиты и займы»

Дебет

Кредит

 

С1   100

-

-200

-

Все это Оборот по дебету

+500

+

+

Оборот по кредиту

Об  200

Об  500

 

С2 400


Счет пассивный.

В конце месяца подводят итоги по:

  1. Обороту по дебету (в пассивных счетах это сумма всех уменьшений)
  2. Оборот по кредиту (сумма всех увеличений)

С2= С1 + ОбКт - ОбДт

Сальдо по активным счетам может быть только дебетовым (по дебету) или ноль (0), т.е. кредитовым быть не может. Точно так же сальдо по пассивным счетам может быть только по кредиту или 0.

В бух.учете движение хоз.средств и источников происходит в результате совершаемых в организации хоз.операций, которые учитываются на счетах при помощи метода двойной записи.

Суть метода двойной записи заключается в следующем:

  1. Каждая хоз.операция записывается не менее чем на 2ух счетах
  2. При этом один счет дебетуется, а второй - кредитуется.
  3. По дебету и кредиту этих светов записывается одна и та же сумма.

 

  • Из кассы передано на расчетный счет 10 000 р. Определяемся на каких счетах будем записывать эту хоз.операцию. («Касса» и «Расчетные счета»).   

                       Касса                                                                   Расчетные счета

Дебет

Кредит

 

Дебет

Кредит

 

 

1) 10000

 

1) 10000

 

 

Взаимосвязь двух счетов называется корреспонденцией, а сами счета - корреспондирующими.

Указание дебетуемого и кредитуемого счетов а так же суммой отражаемой хозяйственной операцией называется бухгалтерской проводкой (или учетная запись).

Дебет «Расчетные счета» (+)

Кредит «Касса» (-) 10000

  • Перечислено с расчетного счета 50000 р. В том числе а)поставщиках 20000, б)налоги в бюджет 30000

Выбираем счета: «Расчетные счета», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и «Расчеты по налогам и сборам»

 

Расчетные счета

 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Дебет

Кредит

 

Дебет

Кредит

2)

2)50000

 

2)20000

 
       
     

Расчеты по налогам и сборам

     

Дебет

Кредит

     

2) 30000

 

 

Если нам должны то счет активный (дебиторская задолженность), если мы должны то счет пассивный

    Расчеты с поставщиками и подрядчиками записываем по дебиту (-)20000

    Расчеты по налогам и сборам записываем по дебету потому что уменьшение кредиторской задолженности перед бюджетом (-)30000

    Расчетные счета записываем по кредиту потому что уменьшение денежных средств на расчетном счете (-)50000

   Если хоз.операция отражена на двух счетах, бухгалтерская проводка называется простой. Более двух - сложной.

Вывод: таким образом, двойная запись является средством контроля за правильностью отражения хоз.операций на счетах. А так как по дебиту одного и по кредиту другого счетов записывается одна и та же сумма то сумма оборота по дебиту всех счетов должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов.

 

Синтетический и аналитический учет.

Бух.учет должен давать информацию не только о наличии и движении, например материалов в целом, расчетных взаимоотношениях с поставщиками, покупателями и т.д. но и о наличии и движении материалов по их видам, расчетных взаимоотношениях с каждым поставщиком, каждым покупателем и т.д. в отдельности. Такую информацию получают при помощи синтетических и аналитических счетов.

Синтетические счета - счета общие, на которых учитываются наличие и движение хоз.средств и источников только в денежном измерителе без подразделения на какие-либо элементы.

Аналитические счета - предназначены для более конкретной группировки хоз.средств и источников. Другими словами можно сказать, что аналитические счета - это части соответствующего синтетического счета.

Отражение хоз.операций только в денежном измерителе на синтетических счетах называется синтетическим учетом.

Отражение хоз.операций как в денежном так и в натуральном измерителях на аналитических счетах называется аналитическим учетом.

                       «Материалы»

Дебет

Кредит

С1 200

500

Об 500


С2 300

 

400

 

Об 400



Счета материалы активный потому что на этом счете учитываются производственные запасы.

Этот счет дает информацию о наличии и движении материалов в целом и поэтому называется синтетическим счетом.

Если в организации несколько видов материалов, то на каждый из них открывается аналитические счета.

Счет «Сталь»

Содержание хоз.операции

Приход

Расход

Остаток

Количество

Сумма

Количество

Сумма

Количество

Сумма

С-до 01.02.12

       

20

50

1.Поступило от поставщиков

40

100

-

-

60

150

2.Отпущено в производство

-

-

20

50

40

100

Итого:

40

100

20

50

40

100


 

 

 

 

 

 

Счет «Железо»

Содержание хоз.операции

Приход

Расход

Остаток

Количество

Сумма

Количество

Сумма

Количество

Сумма

С-до на 01.02.12

       

100

150

1.Поступило от поставщиков

275

400

-

-

375

550

2.Отпущено в производство

-

-

250

350

125

200

Итого:

275

400

250

350

125

200

Информация о работе Описание хозяйственного и бухгалтерского учета,классификация счетов