Описание хозяйственного и бухгалтерского учета,классификация счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:10, методичка

Описание работы

Одной из важнейших функций управления организацией является учет. Т.к. учет отражает хозяйственное явление его называют хозяйственным учетом. Начинается хоз.учет с наблюдения за хозяйственной деятельностью организации. Сведения полученные в результате наблюдения измеряют. А т.к. эти сведения используются в разное время и на разных уровнях управления их регистрируют.

Файлы: 1 файл

BUKhUChET_AFANAS_EVA.doc

— 1,017.70 Кб (Скачать файл)

Итог актива и пассива баланса называется валютой баланса.

На бух.баланс (на валюту бух.баланса) оказывают влияние 4 типа хоз.операций:

  1. Изменения происходят только в активе баланса, при этом одна статья увеличивается, другая - уменьшается на одну и ту же сумму, и валюта баланса не изменяется.

1 операция: Отпущено производство топлива 1000 р.

Дебет счет «Основное производство» (+)

Кредит счет «Материалы» (-)

  1. Изменения происходят только в пассиве баланса при этом одна статья в пассиве увеличивается другая уменьшается на одну и ту же сумму, валюта баланса не изменяется.

2 операция: из з/пл работников удержано налог на доходы физических лиц

Дебет счет «Расчеты по оплате труда» (-)

Кредит счет «Расчеты по налогам и сборам» (+)

  1. Изменения происходят и в активе и в пассиве баланса в сторону увеличения.

Операция 3: на расчетный счет зачислен банковский кредит

Дебет счет «Расчетный счет» (+)

Кредит счет «Расчеты по кредитам и займам» (+)

  1. Изменения происходят и в активе и в пассиве в сторону уменьшения.

Операция 4: из кассы выдана з/пл

Дебет счет «Расчеты с персоналом» (-)

Кредит счет «Касса» (-)

 

 

  • Оценка и калькуляция

Оценка представляет собой перевод натуральных измерителей в денежные. Такой перевод осуществляется через цены, в основе которых лежит себестоимость, которая представляет собой денежные выражения расходов на единицу продукции, работ, услуг.

Определение себестоимость называется калькуляцией. Важное значение в процессе калькуляции имеет классификация расходов, которые включаются в себестоимость.

Классифицируют расходы по следующим признакам:

  1. По экономическому признаку:
    1. Основные - расходы без которых процесс производства совершаться не может (прим.: з/пл рабочих, материалы отпущенные в производство и др.).
    2. Общехозяйственные - расходы по содержанию аппарата управления организациями (прим.: з/пл директору, управлению).
  2. По способу включения расходов в себестоимость:
    1. Прямые - расходы которые включаются в себестоимость сразу по мере их совершения (возникновения).
    2. Косвенные - относятся к нескольким объектам калькуляции поэтому сначала собираются на отдельных счетах, а затем распределяются между объектами калькуляции.
  3. По способу детализации:
    1. Статьи расходов - которые показывают на выполнение каких работ израсходованы средства (прим.: изготовление продукции, ремонт основных средств и т.д.).
    2. Элементы затрат - это элементы которые показывают что конкретно израсходовано на выполнение этих работ.

В состав расходов включаются следующие элементы:

  1. Производственные расходы (прим.: израсходованное топливо, израсходованные материалы и др.материальные расходы).
  2. Расходы на оплату труда сотрудникам.
  3. Отчисление в социальные фонды (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд соц.страхования и травматизм).
  4. Амортизация
  5. Прочие расходы.
  • Инвентаризация

 Метод инвентаризации заключается в том, что периодически производится сопоставление (сверка) фактического наличия имущества организации с данными бух. Учета, а так же сверка расчетных взаимоотношений с другими организациями и физическими лицами.

В обязательном порядке инвентаризация проводится:

  1. Перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября.
  2. При смене материально ответственных лиц (прим.: кассира).
  3. При обнаружении фактов хищений, недосдачи.
  4. При ликвидации организации

А так же по распоряжению руководителя организации.

Проводится инвентаризация специальной комиссией утвержденной руководителем организации. Результаты инвентаризации записываются комиссией в инвентаризационную опись, которая после завершения инвентаризации передается в бухгалтерию для сверки с данными бух. учета. При обнаружении расхождений бухгалтерией составляется сличительная ведомость которая является основанием для составления исправительных бухгалтерских проводок.

 

Тема: «Классификация счетов»

Классифицируют счета по следующим направлениям:

  1. По структуре и назначению, которые дают характеристику дебета, кредита и остатка каждого счета.
  2. По экономическому содержанию, которые показывают какие конкретно объекты учитываются на каждом счете. 

 

  1. Классификация счетов по структуре и назначению:
  1. Счета хозяйственных средств и источников их формирования.
    1. Основные счета. К ним относятся:
      1. Инвентарные - это счета активные, на которых учитываются наличие и движение хоз.средств (материалы, касса, расчетный счет)

«структура инвестиционных счетов»

Д

К

Увеличение хоз.средств

Уменьшение хоз.средств

Сальдо хоз.средства на конец месяца

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Фондовые счета - счета пассивные на которых учитываются собственные источники, уставный капитал, нераспределенная прибыль и т.д
 

Д

К

Уменьшение собств.источников

Увеличение собств.источников

 

Сальдо собств.источников на конец месяца




 

 

 

 

.

 

 

 

3) Счета расчетов на которых учитываются расчетные взаимоотношения с другими организациями и физическими лицами.

  • Они могут быть активными - на которых учитываются дебиторская задолженность, при этом по дебету отражается увеличение дебиторской задолженности, по кредиту уменьшение дебиторской задолженности, сальдо по дебету, сальдо в данном случае - это дебиторская задолженность на конец месяца. (прим.: расчеты с подотчетными лицами, расчеты с покупателями и заказчиками)
  • Пассивные счета - предназначены для учета кредиторской задолженности. По дебету - уменьшение кредиторской задолженности, по кредиту - увеличение кредиторской задолженности, сальдо по кредиту - кредиторская задолженность на конец месяца. (расчеты с персоналом по оплате труда, расчеты с бюджетом, поставщиками и т.д.)
  • Активно-пассивные счета - на которых одновременно учитываются и дебиторская и кредиторская задолженности.

Структура активно-пассивных счетов

Д

К

Увеличение дебиторской задолженности.

Уменьшение кредиторской задолженности.

Уменьшение дебиторской задолженности.

Увеличение кредиторской задолженности.

С-до - дебиторская задолженность на конец месяца

С-до - кредиторская задолженность на конец месяца




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сальдо записанное по дебету и кредиту таких счетов называется развернутым и сворачивать его не разрешается. (Прим.: счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)

Если к счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыть субсчет  «Авансы полученные», то этот счет будет активно-пассивным, т.к. по дебету счета отражается дебиторская задолженность за покупателем, а по кредиту - кредиторская задолженность перед покупателем в сумме полученного от него аванса.

Расчету с покупателями и заказчиками

Д

К

50 000

25 000

   



Расчетный счет

Д

К

25 000

 
   



 

 

 

 

 

 

К счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» может открываться субсчет «Авансы выданные» - счет в этом случае будет активно-пассивным, т.е. по дебету счета «Расчеты с поставщиками» отражается дебиторская задолженность за поставщиком по полученному от нашей организации авансу.

    1. Регулирующие счета.

Регулирующие счета предназначены для корректировки, оценки основных счетов. Такая корректировка может происходить как в сторону увеличения так и уменьшения. В связи с этим регулирующие счета делятся на:

      1. Дополнительные счета - это счета активные и увеличивают оценку основных счетов.

Отклонение в стоимости материальных ценностей

Д

К

2 000

 
   



 

Материалы

Д

К

50 000

 
   



 

 

 

 

 

Фактическая себестоимость приобретаемых материальных ценностей равна 52 000 (50 000+2 000). Т.о. счет «Материалы» - основной инвентарный, а счет  «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - регулирующий дополнительный счет (т.к. он увеличил стоимость).

    1. Контрарные счета - счета пассивные и предназначены для уменьшения оценки основных счетов.

Структура контрарных счетов

Д

К

Уменьшение суммы отраженной по кредиту данного счеты

С1

Увеличение суммы подлежащей вычету из показателя основных активных счетов

 

С2

Сумма подлежащая вычету из остатка основных активных счетов




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Амортизация основных средств

Д

К

 

200 январь

200 февраль

200 март

 

600




Основные средства

Д

К

100 000

 

 

100 000

 



 

 

Основной инвентарный счет   Регулирующий контрарный счет

 

 

 

 

 

Фактическая стоимость осн.средств=100000-600=99400.

 



 


 




 


 


 

 


 

 

 

 

  1. Счета хозяйственных процессов.
      1. Операционные счета. К ним относятся:

Собирательно-распределительные счета - счета активные. По дебету счетов собираются расходы, подлежащие распределению. По кредиту - списание расходов после распределения, сальдо отсутствует! К ним относятся счета: «Общехозяйственные расходы», «Общепроизводственные расходы».

Бюджетно-распределительные - они могут быть активными и пассивными.

    • Структура бюджетно-распределительных активных счетов

 

Бюджетно-распределительные активные счета

Д

К

Расходы относящиеся к следующим отчетным периодам:

Списание расходов относящихся к текущему отчетному периоду

С2 - Расходы относящиеся к последующим отчетным периодам

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расходы будущих периодов

Д

К

12 000

1) апрель

 апрель

   



Основное производство

Д

К

1000

 

 
   



 

 

 

 

 

 

Информация о работе Описание хозяйственного и бухгалтерского учета,классификация счетов