Оптимизация учета расчетов за товары и услуги на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка направлений оптимизации учета расчетов за товары и услуги на предприятии. Для реализации поставленной цели в ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать правовое регулирование учета расчетов за товары и услуги;
- привести организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть организацию учета расчетов за товары и услуги;
- разработать направления оптимизации учета расчетов за товары и услуги на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Правовые вопросы по учету расчетов за товары и услуги 5
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.1 Организационная характеристика (включая характеристику бухгалтер ской службы) 13
2.2 Экономическая характеристика 16
3 Учет расчетов за товары и услуги 20
3.1 Учет расчетов за товары 20
3.2 Учет расчетов за услуги 27
4 Оптимизация учета расчетов за товары и услуги 32
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 44

Файлы: 1 файл

00075-12 Учет расчетов за товары и услуги-1.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или  несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению кредиторской задолженности. Часть этой задолженности  в процессе финансово – хозяйственной  деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская  задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях поставщиками и клиентами  финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного  принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

В настоящее время  большое внимание уделяется  поступлению  товаров  и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.

Целью курсовой работы является разработка направлений оптимизации  учета расчетов за товары и услуги на предприятии.

Для реализации поставленной цели в ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать правовое  регулирование учета расчетов  за товары и услуги;

- привести организационно-экономическую  характеристику предприятия;

- рассмотреть организацию  учета расчетов за товары и  услуги;

- разработать направления  оптимизации учета расчетов за товары и услуги на предприятии.

Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Северавтотранс».

Предметом исследования в курсовой работе выступает система  учета расчетов за товары и услуги.

При написании курсовой работы применялись методы экономического анализа при экономической характеристике объекта исследования (метод сравнения, индексный метод, коэффициентный метод, метод динамики), а также описательный метод и метод логических суждений.

 

1 Правовые вопросы  по учету расчетов за товары  и услуги

 

В ходе осуществления  хозяйственной деятельности любая организация или индивидуальный предприниматель приобретают сырье и материалы, нуждаются в выполнении разных видов работ. В силу существующих правил бухгалтерского учета возникают взаимоотношения с покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета [15]. На рисунке 1 отражается структура расчетов с поставщиками и покупателями.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Структура расчетов за товары и услуги

Поставщики – это юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, с которым организация заключает договоры для приобретения у них различных товарно-материальных ценностей (сырье, материалы, топливо, внеоборотные активы и т.д.) [19].

Подрядчики – это юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, с которым организация заключает договоры на выполнение определенного объема работ или оказания услуг (строительно-монтажные работы, транспортные услуги и т.д.) [19].

В настоящее время предприятия  сами выбирают форму расчетов при  оплате за поставленные товары (работы, услуги). Расчеты с поставщиками и покупателями могут осуществляться следующими способами:

- посредством наличных денежных средств;

- в безналичной форме;

- посредством взаимозачета требований.

Наличные расчеты производятся посредством организованных касс на предприятии. При расчетах с помощью  наличных денежных средств организации должны соблюдать лимит, предусмотренный указанием от 20.06.2007 №1843-У Центрального банка Российской Федерации «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке предпринимателями». Указанным нормативным актом Банка России предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в размере 100000 рублей по одной сделке. Поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам [27].

Наиболее удобной является безналичная форма расчетов, так как   она не имеет ограничений при оплате. В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие расчетные счета. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку различных документов в другой банк для завершения хозяйственных связей, согласно договору. При расчетах банки не вмешиваются в договорные отношения между предприятиями.

В соответствии со ст.570 ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеим сторонам.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки  ими  товарно-материальных ценностей, выполненных работ или  оказания услуг либо одновременно с ними  с согласия организации или по  ее поручению. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс.

При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов  возвращаются поставщиком на расчетный  счет покупателя. Такая операция оформляется  платежным поручением, в котором  обязательно должно быть указано  основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора) [14].

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются  требования за отпущенный  газ, воду, тепловую и  электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов,  а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

В бухгалтерском учете создана  целостная система регистров, счетов и субсчетов, методов учета и  контроля долговых обязательств, которая  постоянно совершенствуется. Значительный импульс этому дал переход российской экономики на рыночные условия. В условиях рынка ни одна из организаций не может обходиться без долговых обязательств, одновременно являясь и дебитором, и кредитором.

Бухгалтерская информация о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями является основой для принятия важных управленческих решений и может быть полезной при выполнении основных функций бухгалтерского учета, а именно: информационной, контрольной и аналитической [20]. Кроме того, состояние расчетов с поставщиками и покупателями существенно влияет на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской  Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости [25].

Исходя из общих задач  бухгалтерского учета, можно сформулировать основные задачи учета расчетов с  поставщиками и  покупателями:

- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и покупателями, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

Принципы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями:

- активы и обязательства организации должны существовать и учитываться обособленно от активов и обязательств других организаций;

- предполагается, что организации обязуются продолжать свою деятельность в обозримом будущем, не ликвидироваться, а, следовательно, погашать свои обязательства в установленном порядке;

- организации должны вести учёт последовательно, то есть неразрывно, от одного отчетного периода к другому, в соответствии с принятой учётной политикой;

- все факты хозяйственной деятельности организаций должны быть учтены в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами [13].

Методологические основы организации учета за товары и услуги устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товароматериальных ценностей.

Ведение бухгалтерского учета за товары и услуги осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус [18].

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы  целесообразно представить в таблице 1.

 

Таблица 1 Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень

Характеристика

Уровень 1

Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета и проведения аудита в организации.

Уровень 2

Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и аудиту.

Уровень 3

Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина  РФ и других ведомств.

Уровень 4

Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.).


 

Основными нормативными актами первого уровня является:

1. Гражданский кодекс РФ – регулирует порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи.

2. Налоговый кодекс РФ глава 21 «Налог на добавленную стоимость» - регулирует НДС при сделках с контрагентами при отгрузке (получении) готовой продукции, оказании услуг и выполнении работ.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ - устанавливает основные требования и порядок составления первичных документов, регистров бухгалтерского учета и сроки их хранения, порядок оценки приобретенных товарно-материальных ценностей, оказанных услуг и выполненных работ, а также порядок отражения операций в бухгалтерском учете и необходимость проведения инвентаризации расчетов с кредиторами и дебиторами.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 №34Н – отражает правила отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности, а также порядок ее списания по истечении срока исковой давности.

Нормативные документы  второго уровня – учетные стандарты, которые определяются как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон «О бухгалтерском учете» [21].

Особенно важным является Положение «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), поскольку в нем изложены основные принципы учета. В отношении расчетов с поставщиками и покупателями в данном положении рассматривается следующая информация:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета расчетов с поставщиками и покупателями в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, необходимых  для учета расчетов с поставщиками и покупателями;

- порядок проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями;

- порядок контроля за ведением учета расчетов с поставщиками и покупателями в организации.

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) «Доходы организации» Утверждено приказом МФ РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (в редакции от 8ноября 2010 г. № 114н) – относит суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, к прочим доходам организации. Также в данном положении  говорится о том, что выручка складывается из сумм поступлений денежных средств и иного имущества и (или) величины дебиторской задолженности.

Информация о работе Оптимизация учета расчетов за товары и услуги на предприятии