Оптимизация учета расчетов за товары и услуги на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка направлений оптимизации учета расчетов за товары и услуги на предприятии. Для реализации поставленной цели в ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать правовое регулирование учета расчетов за товары и услуги;
- привести организационно-экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть организацию учета расчетов за товары и услуги;
- разработать направления оптимизации учета расчетов за товары и услуги на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Правовые вопросы по учету расчетов за товары и услуги 5
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.1 Организационная характеристика (включая характеристику бухгалтер ской службы) 13
2.2 Экономическая характеристика 16
3 Учет расчетов за товары и услуги 20
3.1 Учет расчетов за товары 20
3.2 Учет расчетов за услуги 27
4 Оптимизация учета расчетов за товары и услуги 32
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 44

Файлы: 1 файл

00075-12 Учет расчетов за товары и услуги-1.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, ООО «Северавтотранс» в 2008-2010 гг. добилось улучшения финансовых результатов деятельности.

В таблице 5 приведем данные о динамике численности персонала по уровню образования за 2008-2010 гг.

 

Таблица 5 - Динамика численности персонала ООО «Северавтотранс» по уровню образования за 2008-2010 гг.

Образование

2008 г.

2009 г.

2010 г.

к-во, чел.

уд. вес, %

к-во, чел.

уд. вес, %

к-во, чел

уд. вес, %

Высшее

5

18,5

6

19,2

6

20,8

Среднее специальное

14

49,8

19

62,1

18

60,4

из них: обучаются в ВУЗах

2

5,9

2

5,2

1

4,9

Среднее

7

25,8

4

13,5

4

13,9

Всего:

28

100

31

100

30

100


 

Приведенные в таблице 5 данные свидетельствуют о том, что персонал ООО «Северавтотранс» имеет в большей степени среднее специальное образование: 49,8 % - в 2008 году, 62,1 % - в 2009 году и 60,4 % - в 2010 году.

В тоже время удельный вес персонала с высшим образованием увеличился с 18,5 % за 2008 год до 20,8 % - за 2010 год.

В целом ООО «Северавтотранс» является доходным предприятием, имеющим положительную динамику чистой прибыли.

 

 

 

3 Учет расчетов за товары и услуги

3.1 Учет расчетов за товары

 

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и  комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными  документами, предусмотренными условиями  поставки товаров и правилами  перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

Товарно-транспортную накладную  выписывают при доставке товаров  автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.

При доставке товаров  железнодорожным транспортом в  качестве сопроводительного документа  выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».

Счет фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет-фактура  является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Например, в ООО «Северавтотранс» в октябре 2010 года поступили на склад инвентарь и хозяйственные принадлежности на сумму 15471,57 руб. с выделением НДС в сумме 2360,07 руб.

Для оплаты поступающих  товаров может быть использован  счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.

Оприходование поступивших  товаров оформляется путем наложения  штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Если товары получает материально-ответственное лицо вне  склада покупателя, то необходимым  документом является доверенность, которая  подтверждает право материально  ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.

Порядок приемки товаров  и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами (наличие  или отсутствие) и т.д.

Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает  проверку соответствия фактического наличия  товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных  документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.

Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально  ответственным лицом по доверенности, если товар находится в не нарушенной таре, то приемка может проводиться  по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Если количество и  качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

При нарушении правил приема и сроков торговые организации  лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или  снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).

При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

Учет первичных документов по приходу товаров в ООО «Северавтотранс» ведется в «Журнале поступления товаров», в котором указывается название приходного документа, его дата и номер, краткую характеристика документа, дата регистрации документа, сведения о поступивших товарах.

После проверки, приемки  и таксировки, принятых от материально ответственных лиц отчетов о движении материальных ценностей с приложенными оправдательными документами, на основании которых были сделаны записи в "Журнале поступления товаров", бухгалтер предприятия переносит остатки на конец месяца из отчетов в сальдовые ведомости.

Отчеты о движении материальных ценностей являются регистрами аналитического учета и одновременно оборотными ведомостями. Они составляются материально ответственным лицом в двух экземплярах в количественном выражении на основании первичных документов. Бухгалтер, после проверки отчета и таксировки, второй экземпляр отчета передает на склад материально ответственному лицу с отметкой о дате приема от него отчета и дате окончания его обработки.

Оформленные документы  на приемку товаров являются основанием для расчетов ООО «Северавтотранс» с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).

В ООО «Северавтотранс» поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

Для расчетов с поставщиками в ООО «Северавтотранс» применяется счет 60. Аналитический учет на предприятии по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” ведется по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60.

Бухгалтерией ООО «Северавтотранс» ведется "Журнал учета расчетов с поставщиками". Записи в журнал производят по каждому платежному документу позиционным способом (вне зависимости от того, что расчеты производятся с одним и тем же поставщиком).

Регистром для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является журнал-ордер № 6, в котором совмещается синтетический учет с аналитическим.

Журнал-ордер № 6 открывается  на первое число каждого месяца незаконченными расчетами:

- по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным – материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60);

- по акцептованным платежным документам оплаченным – материалы не поступили (справочно – “За не прибывший груз”, сальдо нет);

- сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для их оплаты не поступили).

Журнал-ордер ведется  линейно-позиционным способом, что  позволяет судить о состоянии  расчетов с каждым платежным документом каждого поставщика: акцепт и оплата платежных документов, фактическое поступление материалов, неотфактурованные поставки, сумма материалов, находящихся в пути, расчет претензий за некачественную или неполную поставку и другое.

При недостаче материалов комиссией составляется коммерческий акт, акт о приемке материалов, в которых определяется причина недостачи, ее величина, как в количестве, так и в сумме, выносится решение о погашении возникшей недостачи. Это дает возможность предъявить претензию к виновной организации и составить ее расчет: стоимость недостающего имущества, транспортные и другие расходы. Сумма претензии относится на счет 76 субсчет “Расчеты по претензиям” и записывается в журнал-ордер № 6 по соответствующей позиции.

Излишне поступившие  материалы оформляются актами и  отражаются в журнале-ордере № 6 (как неотфактурованные поставки) и ведомости № 7.

В ООО «Северавтотранс» расчеты с организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов ООО «Северавтотранс» на счета других юридических лиц на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При этом могут использоваться:

- платежные поручения - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке;

- чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю;

- аккредитивы - условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи;

- платежные требования и инкассовые поручения - документы для осуществления расчетов по инкассо (банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании данных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа).

Предприятия, как участники  расчетов, самостоятельно определяют формы указанных документов с  обязательными реквизитами.

Денежные средства ООО «Северавтотранс» хранит в банке, для чего открыт в его учреждении расчетный, валютный и специальные счета.

Учет операций по расчетному счету в ООО «Северавтотранс» ведется на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их выбытие.

Основанием для отражения  операций по счету 51 являются выписки  с этого счета, которые банк выдает организации ежедневно (или периодически в установленные им сроки). К выписке  банка прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации.

Информация о работе Оптимизация учета расчетов за товары и услуги на предприятии