Организация бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:39, доклад

Описание работы

Современный человек имеет разнообразные потребности. Он нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребностей в воде, пище, одежде и жилье. Обеспечением этих потребностей, т. е. созданием материальных условий для жизни человека, и занимается экономика.
Слово «экономика» означает управление домашним хозяйством.

Содержание работы

Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1. Основные понятия в экономике

Вопрос 1.Роль и сущность экономики

Файлы: 1 файл

Копия 4. конспекты лекций (1).docx

— 486.17 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.

Раздел 1. Основы экономики

Тема 1.1. Основные понятия в экономике

 

Вопрос 1.Роль и сущность экономики

 

Современный человек имеет разнообразные потребности. Он нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребностей в воде, пище, одежде и жилье. Обеспечением этих потребностей, т. е. созданием материальных условий для жизни человека, и занимается экономика.

Слово «экономика» означает управление домашним хозяйством.

Экономика в  современном понимании – это хозяйственная система,  обеспечивающая  удовлетворение  потребностей  отдельных людей и общества в целом путем создания необходимых жизненных благ. В современных условиях в эту систему входят производство и инфраструктура.  Существуют следующие толкования экономики:

• экономика – это совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей;

• экономика – это хозяйство отдельного района, страны, группы стран,  всего  мира;

• экономика – это научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества.

На их основе можно предложить и наиболее общее определение экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни!

Предметом экономики как научной дисциплины является экономическая жизнь,  т. е. хозяйственные связи и отношения и экономическое  поведение людей. Конкретно экономическая наука занимается  вопросами  ценообразования, организации и регулирования экономики, инфляции, общественных отношений в процессе  производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Важнейшими элементами  экономического  исследования  (познания)  являются:

• наблюдение за экономическими процессами в их реальном виде и сбор фактов,  происходящих в действительности (например,  наблюдение и сбор фактической информации о ценах на какой-либо товар);

• эксперимент  –  проведение  искусственного  научного  опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия;

• моделирование – изучение социально-экономических явлений по их теоретической модели (например, моделирование на компьютерах);

• метод научных абстракций,  или  абстрагирование,  используется для выработки отвлеченных понятий – так называемых абстракций, или категорий (таких  как  цена,  деньги,  дешевый, дорогой  и т.д.);

•  метод  анализа и синтеза, предполагает  изучение  социально- экономических  явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным  (многоэлементным) объектам исследования, позволяющий выделить две модели экономики:  микро-  и макроэкономику.

Микроэкономика рассматривает отдельные элементы (части) хозяйственных систем. Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом: мировая экономика, национальное хозяйство и т.д.;

 

Вопрос 2. Общественное производство и его основные стадии

 

Хозяйственная деятельность людей  представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и  процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Целесообразно дать краткую характеристику каждой стадии.

Производство – исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание  материальных  благ (продукции, товаров и услуг,  необходимых человеку).

В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных  благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т. е. действующего лица)  в производство. Обмен – это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и  услуг от одного  субъекта  к  другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается

через куплю-продажу товаров и услуг с  применением денег.

Потребление – это использование созданных благ для удовлетворения потребностей людей. Различают производительное и личное  потребление.  Производство – это  основа жизни  и  источник прогрессивного развития человеческого общества. Распределение и обмен – это  сопутствующие стадии, связывающие производство  с  потреблением. Производство, являясь  первичной  стадией, «служит» потреблению, которое представляет собой конечную цель и мотив производства: поскольку в процессе потребления продукт используется,  то  потребление  диктует новый заказ  производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Распределение и обмен продукта зависят от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но в то же время распределение и обмен не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное воздействие.

 

 

 

Вопрос 3. Три главных вопроса экономики

 

Основным условием успешного функционирования экономической системы является выбор наиболее эффективного способа использования факторов производства для разрешения объективного противоречия между безграничностью потребностей и  ограниченностью ресурсов для их удовлетворения. Организуя свою хозяйственную деятельность люди (и общество в целом) вынуждены постоянно искать ответы на три главных вопроса экономики:

• что  и  в  каком  количестве  производить,  т.е. какие товары и услуги должны быть предложены  потребителям для  удовлетворения их потребностей в настоящем и будущем?

• как  производить,  т.е. какой из способов изготовления выбранных товаров и услуг следует применить?

• для кого производить,  т.е.  каким  образом  распределять  произведенные товары и услуги,  кто может претендовать на их получение в свою собственность?

 Лекция 2

Тема 1.2. Принципы рыночной экономики

 

Вопрос1.  Понятие и функции рынка

 

Под современным рынком понимают любую хозяйственную систему, позволяющую покупателям и продавцам совершать свободную  куплю-продажу товаров, или способ организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов.

Существует множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по трем признакам (рис. 4.1).

 

Каждый из  этих рынков,  в  свою  очередь,  можно  разделить  на составляющие элементы. 

Например

финансовый рынок – это рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

Под местным рынком подразумевается рынок какого-либо города, села, региона; под национальным – внутренний рынок какой- либо страны;

под международным региональным – общий рынок ряда стран.

Мировой  рынок  охватывает либо  мировые  товарообменные связи в целом, либо рынок какого-либо товара в мировом масштабе (например, мировые рынки кофе, нефти, золота и т.д.).

Нелегальный  (теневой)  рынок  является  составной  частью  теневой экономики,  которая охватывает такие виды незаконной деятельности, как подпольное  производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных,  экологических  и  других требований;  скрытое  предпринимательство,  нацеленное  на  уклонение от налогов;  экономическую деятельность, связанную с запрещенным  производством,  наркобизнесом,  коррупцией  и т.п.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций (рис. 4.2).

Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет  производителей (продавцов) и  потребителей  товаров, предоставляя  им  возможность  общаться друг с  другом на экономическом  языке  цен,  спроса,  предложения,  купли-продажи.

Спрос – это количество товара, которое люди хотят и могут  купить  по  любой  цене в определенный  промежуток времени.

Предложение – это количество товара, которое производители (продавцы)  хотят  и  могут  предложить на определенный рынок  по  любой  цене  за  какой-то  промежуток  времени  при прочих равных условиях.

Ценообразующая функция возникает благодаря конкуренции при столкновении товарного спроса и предложения. В результате действия свободных рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

Информирующая  функция состоит в информировании бизнес­менов о сложившихся ценах и состоянии экономики.

Регулирующая  функция  действует  через  механизм  свободных цен,  когда  капиталы  из менее прибыльных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство  продукции) перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство).  В результате этого в первых отраслях производство сокращается, а во вторых –- растет.

Стимулирующая  функция также  осуществляется с  помощью рыночных цен (стимулируется эффективность экономики).

Оздоравливающая  функция – довольно жесткая,  но  экономически она оправданна.  Рынок как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.

Механизм рыночного  саморегулирования включает в себя три главных взаимосвязанных фактора:

-•  рыночные  цены;

•  спрос  и  предложение;

•  конкуренция.

Вопрос2. Понятие и сущность конкуренции и монополии

Конкуренция в экономике представляет собой  соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства,  продажи  и  купли  товаров.  Производители  (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно дороже продать, наемные  работники – получить  большую  зарплату, потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении этих разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция.

Сущность конкуренции заключается  в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды.

Формы и виды конкуренции представлены на рис. 4.3

 

, а методы конкуренции  – на рис. 4.4.

Конкуренция – живительная сила рыночной экономики – служит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности.  Благодаря  ей  существует  множество  товаров  и возможностей выбора для потребителей.  Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта и  ценообразовании,  в  результате  которой  возникает  своего  рода враг конкуренции – монополия.

Ценовая  конкуренция  предполагает  продажу  товаров  по  более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены возможно либо за  счет  снижения  издержек  производства  и  обращения,  либо за счет  уменьшения  прибыли.  Мелкие  и  средние  фирмы  для  того, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные монополии могут себе позволить на некоторое время  вообще  отказаться  от получения  прибыли,  чтобы  с  помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка.

Неценовая конкуренция  основана на  предложении товаров  более  высокого  качества,  с  большей  надежностью  и  сроками  службы,  использовании  рекламы  и  других  способов  стимулирования сбыта.

Для совершенной конкуренции характерен свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т. д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказывать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция характеризуется  тем, что монополии  имеют  возможность  влиять  на  условия реализации товаров.

Монополия – это рыночное господство одного продавца,  любое господствующее  положение  одного лица  (или группы  лиц)  в какой-либо сфере деятельности. В экономике различают рыночное господство продавцов: одного – собственно монополия и нескольких  –  олигополия,  а  также  рыночное  господство  покупателей: одного – монопсония и нескольких – олигопсония.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по российским законам – обычно свыше 35%);

доминирующее  (господствующее)  положение  этих  фирм  на рынке определенных товаров;

установление монопольных цен – завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров)  – и  получение благодаря

этому сверхприбылей. Суть монополистической деятельности фирмы сводится к тому, что она намеренно сокращает количество своих продаж и тем самым  создает  искусственный  дефицит  на  рынке,  что  приводит  к повышению цен. Монопсонист уменьшает закупки у поставщиков (например, зерна у фермеров), создает для них искусственные трудности сбыта продукции,  вынуждает снижать цены.

Информация о работе Организация бизнеса