Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:39, доклад
Современный человек имеет разнообразные потребности. Он нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребностей в воде, пище, одежде и жилье. Обеспечением этих потребностей, т. е. созданием материальных условий для жизни человека, и занимается экономика.
Слово «экономика» означает управление домашним хозяйством.
Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1. Основные понятия в экономике
Вопрос 1.Роль и сущность экономики
Объект управления – это то, чем управляют, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п. В качестве объекта управления могут рассматриваться торговля как сфера деятельности, оптовые и розничные торговые предприятия торговли, а также подразделения этих предприятий.
Субъект управления – это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Субъект управления представляет собой совокупность определённых звеньев управления, выполняющие определённые функции на различных уровнях управления. Причём каждое вышестоящее звено выступает в качестве субъекта управления по отношению к нижестоящему звену. Во время, когда основные предприятия торговли в руках частного капитала, государство утрачивает своё непосредственное управляющее воздействие. Оно ограничивается лишь созданием определённых «рамочных» условий, необходимых для функционирования предприятия, и осуществляет лишь косвенное регулирование их деятельностью. Между субъектом управления и объектом существуют прямые и обратные связи.
Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта управления к объекту управления.
Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команды и состоянии объекта управления.
Субъект и объект управления в совокупности вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления. В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой. Всё вместе представляет собой организацию (туристическую фирму, школу, магазин, банк и т.д.). Каждая организация имеет свою внутреннюю среду и взаимодействует с окружающей средой.
Организация является причиной существования менеджмента, объектом менеджмента и основой менеджмента.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. (Ф. Тейлор). Организация может быть неформальной и формальной.
Различают четыре формы организаций:
Организации присущи следующие черты:
Внешняя среда – это всё то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырьё, материалы и товары, энергоносители и т.д. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия.
Данная среда оказывает прямое воздействие на организацию и при изменении среды прямого воздействия менеджер должен реагировать внесением изменения во внутреннюю среду организации
Потребители – это один из основных для предприятия факторов, так как именно они определяют какую продукцию производить и по какой цене её можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором, отражающим многообразие внешней среды.
Поставщики – в России своевременное снабжение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.
Поскольку организацию можно рассматривать как самоорганизующий и саморазвивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия.
Рис. 1. Внутренняя среда организации
Цель – это мысленный образ результата деятельности. Цель управления отображает обычно желаемое состояние объекта управления. Правильная постановка целей в значительной мере определяет успешную деятельность организации.
Задачи – это предписанная работа (серия работ или часть работы), которая должна быть исполнена установленным способом в заранее оговорённые сроки.
Структура организации − взаимоотношение уровней управления или функциональных областей, позволяющее наиболее эффективно достичь цели организации. Существует линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная, штабная структуры.
Технология – подразумевает сочетание квалификационных навыков и знаний, оборудования, инструмента и инфраструктуры, необходимых для преобразования предметов труда в производимые организационные товары (или услуги).
Персонал – это совокупность работников, объединённых целями хозяйственной деятельности, технологией, средствами производства. Персонал классифицируется по полу, возрасту, образованию, квалификации др. Менеджер формирует коллектив и направляет усилия людей на оптимальное достижение целей организации и наиболее рациональное решение стоящих перед нею задач.
Финансы нужны для организации бизнеса, важным моментом в деятельности фирмы является наличие прибыли и возможности развиваться. Капитал может быть собственный, инвестированный, заёмный. Умение менеджера управлять финансами фирмы лежит в основе успеха бизнеса.
Корпоративная культура – это совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации организации к внешним условиям. Она несёт охранную, интегрирующую, регулирующую, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, формирующую имидж компании в глазах окружающих функции. Корпоративная культура выполняет следующие роли:
Достижение целей организаций, предполагает совместную работу сотрудников данной организации, которые нуждаются в координации этого взаимодействия установление определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры. С точки зрения управления различают следующие организационные структуры:
Преимущества структуры управления:
Недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Преимущества:
Недостатки:
Программно-целевое управление применяется при переходе на новую программу (выпуск новой продукции или при организации производства). В данной структуре линейные руководители сохраняют свою ответственность за подчиненные подразделения, однако, при отдаче распоряжений они должны согласовать их с отделом отвечающим за организацию перехода на выпуск новый продукций (интегратор).
Преимущество: состоит в высокой эффективности при выполнении программ.
Недостаток: частичное дублирование управленческих функций.
Жизнь любой организации сводится к 2 группам процессов, направленных на ее поддержание: