Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:39, доклад
Современный человек имеет разнообразные потребности. Он нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребностей в воде, пище, одежде и жилье. Обеспечением этих потребностей, т. е. созданием материальных условий для жизни человека, и занимается экономика.
Слово «экономика» означает управление домашним хозяйством.
Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1. Основные понятия в экономике
Вопрос 1.Роль и сущность экономики
По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественную и искусственную.
Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам, например, в отраслях (автомобильной, газовой), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую активность, низкие затраты, а значит, и возможность покупать продукцию по более низким ценам, или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (городской метрополитен, водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких ископаемых, при производстве редких сортов чая, винограда, табака.
Искусственная монополия – это монополия, специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения власти на рынке сбыта и сверхприбылей отдельные компании-гиганты укрепляют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Монополии имеют следующие положительные черты: во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат; во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирующие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены прежде всего текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Кроме того, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах и финансовые возможности шире, и вся прибыль от нововведений достается их авторам.
К недостаткам монополий прежде всего можно отнести нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. В результате этого нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.
Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, так как получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей власти на рынке сбыта. Это не способствует совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента и развитию НТП.
Кроме того, монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования. Таким образом, в монополистическом секторе действуют две противоположные тенденции: одна – к развитию научно-технического прогресса, другая – к его торможению. К негативным проявлениям монополизма относится опасность его влияния на политическую демократию.
Такая опасность очевидна, поскольку экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они добиваются принятия нужных решений, получают различные привилегии (выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и др.), ущемляя права и интересы других людей.
Вопрос3. Модели современного рынка
Если на заре капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX–XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В современной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций можно выделить четыре главные модели современного рынка (рис. 4.5).
Чистая конкуренция и чистая монополия – это две крайние и достаточно редкие модели. Между ними располагаются две более
характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.
Рис. 4.5. Четыре модели современного рынка
Чистая конкуренция воплощает модель идеальной конкуренции – несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:
• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей, объектами купли-продажи являются однородные товары;
• большее число продавцов и покупателей означает, что ни
один из них не может диктовать цену товара;
• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;
• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями
для появления на рынке или ухода из него;
• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка, так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.
Олигопольная конкуренция является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка.
Основные черты олигопольной конкуренции:
• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три–пять);
• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и диф
ференцированной (автомобили и другие потребительские товары)
продукции;
• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие
качество и надежность изделий, современные методы рбыта, про
ведение рекламных кампаний и т.д.), а именно:
«жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса
определенная фирма не склонна к изменению цены;
лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою
продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером (скрытый сговор);
соглашение о специализации и кооперации производства;
• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.
Монополистической конкуренции присущи следующие черты:
• относительно большое число производителей;
• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зрения покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый товар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям
послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;
• удельный вес каждой фирмы – относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;
• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;
• вступление в монопольный рынок – свободное; для этого
необходимо наличие начального капитала, несколько большего,
чем при совершенной конкуренции, так как требуются средства
для разработки новой продукции и рекламы.
Примерами монопольного рынка могут служить: сеть ресторанов, станций технического обслуживания, предприятия розничной торговли и т.д. Монополии, которая является антиподом совершенной конкуренции, присущи следующие основные черты:
• наличие одного продавца;
• производство товаров, не имеющих заменителей;
• полный контроль объема предложений товара и цен;
• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицензии, патенты) для потенциальных участников рынка.
Лекция 3
Тема 2.1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм. Функции менеджмента
План лекции:
-планирование;
-организация;
-мотивация;
-контроль.
«Менеджмент» как термин связан с английскими словами «to manage» (заведовать, управлять, руководить, ранее – «умение объезжать лошадей») «manager» (заведующий, правитель).
Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .
В настоящее время существует более 200 определений менеджмента.
Одно из наиболее современных определений менеджмента приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с наибольшей эффективностью». В последнее время растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.
Специалисты структурируют основные элементы управленческого процесса. Те, на которые направлена эта деятельность, формируют объект управления, характеризующийся наличием пространственных границ и временных рамок своего функционирования.
Генератор управленческой деятельности определяется как субъект управления, в составе которого может быть отдельный человек или группа людей. Важно учитывать, что при официальном характере управления его субъект (и организационно, и юридически) оформляется в виде определенной должности или совокупности должностей, в целом образующих так называемое подразделение управления.
При этом от субъекта управления надо отличать субъект управленческой деятельности, которым оказывается исключительно физическое лицо. Так в акционерном обществе в качестве субъекта управления можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а качестве объекта – производственные подразделения, субъектами управленческой деятельности считают при этом руководителей разных уровней и исполнителей.
2. Цели и задачи управления организациями
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи менеджмента.
Цели менеджмента:
- получение (увеличение) прибыли;
- повышение эффективности хозяйствования;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности функционирования данной компании (фирмы).
Наиболее важной задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке.
3.Функции менеджмента
Как справедливо полагают отечественные специалисты, функциями любой деятельности, в том числе менеджмента, являются совокупности задач, которые они призваны решать.
Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; учет и контроль. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.
Цикл-совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.
Планирование. Важнейшей функцией управления считают планирование, благодаря, которому обеспечивается необходимая организация хода производства, динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.
Принципы планирования:
-комплексность;
-точность;
-непрерывность (органическое
единство перспективных и
-гибкость;
-экономичность;
-реальность.
План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения. В условиях плановой экономики существовала система директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны. Вышестоящими организациями предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной деятельности (производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др.). Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и т.д.).