Организация бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 15:39, доклад

Описание работы

Современный человек имеет разнообразные потребности. Он нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – потребностей в воде, пище, одежде и жилье. Обеспечением этих потребностей, т. е. созданием материальных условий для жизни человека, и занимается экономика.
Слово «экономика» означает управление домашним хозяйством.

Содержание работы

Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1. Основные понятия в экономике

Вопрос 1.Роль и сущность экономики

Файлы: 1 файл

Копия 4. конспекты лекций (1).docx

— 486.17 Кб (Скачать файл)

По происхождению можно выделить два основных вида монополии:  естественную и искусственную.

Естественная монополия возникает и существует по  объективным  причинам,  например, в отраслях (автомобильной,  газовой), где экономически оправданно  крупномасштабное  производство, обеспечивающее  большую  активность,  низкие  затраты,  а  значит, и возможность покупать продукцию по  более  низким ценам,  или там,  где  целесообразнее  иметь  единый  хозяйственный  комплекс (городской  метрополитен,  водоснабжение),  поскольку  разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело  бы  к  неоправданному  дублированию  капитальных  сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких ископаемых,  при производстве редких сортов чая,  винограда, табака.

Искусственная  монополия – это монополия, специально  созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности.  При этом для получения власти на рынке сбыта и  сверхприбылей  отдельные  компании-гиганты  укрепляют свое производство, поглощают конкурентов или  объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Монополии имеют следующие  положительные черты:  во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат; во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно-  и  олигополистов  больше  средств  и  стимулов  для  развития научно-технического прогресса (НТП).  Небольшие  конкурирующие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены преж­де всего текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений.  Кроме того,  новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах и  финансовые возможности шире, и вся  прибыль от нововведений достается их авторам.

К недостаткам монополий  прежде  всего  можно  отнести  нерациональное распределение ресурсов.  Оно происходит,  когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. В результате этого нарушается механизм  рыночного  регулирования  эффективности  экономики, действующий в условиях конкуренции.

Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно  завышенными  ценами  и  сверхприбылями,  так  как  получение  последних  означает  относительное  уменьшение доходов остальной части населения.  Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты  не  испытывают  давления  конкурентов  и  часто  могут  иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий,  благодаря своей власти на рынке  сбыта.  Это  не  способствует  совершенствованию производства,  повышению  его  эффективности, улучшению качества  продукции,  расширению  ее  ассортимента и  развитию  НТП.

Кроме того,  монополисты заинтересованы в  полном физическом использовании работающего оборудования. Таким образом,  в монополистическом  секторе  действуют  две  противоположные  тенденции:  одна –  к развитию  научно-технического  прогресса, другая – к его торможению. К негативным проявлениям монополизма относится опасность его влияния на политическую демократию.

Такая опасность очевидна, поскольку экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании,  они добиваются  принятия  нужных решений,  получают различные привилегии (выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и др.),  ущемляя права и интересы других людей.

 

 

Вопрос3.  Модели современного рынка

 

Если на заре капитализма господствовала свободная конкурен­ция, то позднее (особенно на рубеже XIX–XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм.  В современной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются.  В  многообразии сегодняшних ры­ночных ситуаций можно выделить четыре главные модели современного рынка (рис. 4.5).

Чистая конкуренция и чистая монополия – это две крайние и достаточно редкие модели.  Между ними располагаются две более

характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.

Рис. 4.5. Четыре модели современного рынка

Чистая  конкуренция  воплощает  модель  идеальной  конкуренции –  несбыточную мечту большинства производителей и почти всех потребителей. Ей присущи следующие черты:

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупателей,  объектами купли-продажи являются однородные товары;

•  большее  число  продавцов  и  покупателей  означает,  что  ни

один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;

•  отсутствие  препятствий  перед  продавцами  и  покупателями

для появления на рынке или ухода из него;

• все участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка,  так как одинаковость качества и незначительные колебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

Олигопольная  конкуренция  является  преобладающей  формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором  существует  несколько  фирм,  контролирующих  значительную часть рынка.

Основные черты олигопольной конкуренции:

• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три–пять);

• предложение однородной (руда,  нефть,  сталь,  цемент) и диф­

ференцированной (автомобили и другие потребительские товары)

продукции;

•  использование  ценовой  и  неценовой  конкуренции  (высокие

качество и надежность изделий,  современные методы рбыта,  про­

ведение рекламных кампаний и т.д.),  а именно:

«жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса

определенная фирма не склонна к изменению цены;

лидерство  в  ценах,  когда  при  формировании  цен  на  свою

продукцию  компания  ориентируется  на  цены,  установленные лидером (скрытый сговор);

соглашение о специализации и кооперации производства;

• вступление других фирм  в  олигопольный рынок затруднено.

Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

•  относительно большое число  производителей;

•  наличие  на  рынке  похожей,  но  не  идентичной  (с  точки  зрения  покупателей)  продукции. Каждая  фирма продает особый товар,  который  отличается  качеством,  оформлением, престижностью, в результате чего у потребителя складываются  «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям

послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;

• удельный вес каждой фирмы – относительно небольшой,  но больше,  чем  при  совершенной конкуренции;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

•  вступление  в  монопольный  рынок  –  свободное;  для  этого

необходимо  наличие  начального  капитала,  несколько  большего,

чем  при  совершенной  конкуренции,  так  как требуются  средства

для разработки новой продукции и рекламы.

Примерами монопольного рынка могут служить: сеть ресторанов,  станций  технического  обслуживания,  предприятия  розничной торговли и т.д.  Монополии,  которая является антиподом совершенной конкуренции, присущи следующие основные черты:

•  наличие  одного  продавца;

•  производство  товаров,  не имеющих заменителей;

•  полный контроль объема предложений товара и цен;

•  наличие  непреодолимых  барьеров  (авторское  право, лицензии,  патенты)  для  потенциальных участников  рынка.

 

Лекция 3

Тема 2.1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм. Функции менеджмента

План лекции:

  1. Понятие менеджмента
  2. . Цели и задачи управления организациями
  3. Функции менеджмента. Цикл менеджмента:

-планирование;

-организация;

-мотивация;

-контроль.

  1. Характеристика основных принципов и методов управления.

 

  1. Понятие менеджмента

«Менеджмент» как термин связан с английскими словами  «to manage» (заведовать, управлять, руководить, ранее – «умение объезжать лошадей») «manager» (заведующий, правитель).

Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .

В настоящее время существует более 200 определений менеджмента.

Одно из наиболее современных определений менеджмента приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с наибольшей эффективностью». В последнее время растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Специалисты структурируют основные элементы управленческого процесса. Те, на которые направлена эта деятельность, формируют объект управления, характеризующийся наличием пространственных границ и временных рамок своего функционирования.

Генератор управленческой деятельности определяется как субъект управления, в составе которого может быть отдельный человек или группа людей. Важно учитывать, что при официальном характере управления его субъект (и организационно, и юридически) оформляется в виде определенной должности или совокупности должностей, в целом образующих так называемое подразделение управления.

При этом от субъекта управления надо отличать субъект управленческой деятельности, которым оказывается исключительно физическое лицо. Так в акционерном обществе в качестве субъекта управления можно рассматривать совет директоров, штаб-квартиру, а качестве объекта – производственные подразделения, субъектами управленческой деятельности считают при этом руководителей разных уровней и исполнителей.

2. Цели и задачи управления организациями

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи менеджмента.

Цели менеджмента:

- получение (увеличение) прибыли;

- повышение эффективности  хозяйствования;

- удовлетворение потребностей  рынка;

- решение социальных вопросов.

    Задачи менеджмента:

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности функционирования данной компании (фирмы).

Наиболее важной задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке.

3.Функции менеджмента

Как справедливо полагают отечественные специалисты, функциями любой деятельности, в том числе менеджмента, являются совокупности задач, которые они призваны решать.

Основными функциями управления предприятием являются: перспективное и текущее планирование; организация и регулирование; мотивация и координирование; учет и контроль. Таким образом, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.

Цикл-совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

Планирование. Важнейшей функцией управления считают планирование, благодаря, которому обеспечивается необходимая организация хода производства, динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

Принципы планирования:

-комплексность;

-точность;

-непрерывность (органическое  единство перспективных и текущих  планов);

-гибкость;

-экономичность;

-реальность.

План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения. В условиях плановой экономики существовала система директивного (обязательного к выполнению) народнохозяйственного планирования в масштабах всей страны. Вышестоящими организациями предприятиям утверждался перечень основных показателей хозяйственной деятельности (производство важнейших видов продукции в натуральном выражении; объем реализуемой продукции; общая сумма прибыли и рентабельность; производительность труда; задания по освоению производства новых видов продукции и др.). Ряд расчетных показателей разрабатывался самими предприятиями (объем валовой и товарной продукции, численность работников, средняя зарплата и т.д.).

Информация о работе Организация бизнеса