Организация бюджетирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Содержание и принципы бюджетирования в организации 4
1.2 Методология и виды бюджетирования в организации 8
1.3 Организация процесса бюджетирования на предприятии 16
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО «Премьер»
за 2008-2010 гг.
2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия 22
2.2 Процесс бюджетирования на предприятии 27
2.3 Порядок формирования бюджетов на предприятии 33
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНИСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ 42
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Файлы: 1 файл

Курсовая БухУпрУчет к распечатке.rtf

— 1.01 Мб (Скачать файл)

В этих целях необходимо разработать следующие внутренние нормативные документы:

- положение о конвертации и консолидации данных бухгалтерского учета;

- план счетов налогового учета;

- положение о формировании налоговой отчетности;

- положение о системе управленческого учета и отчетности;

- классификатор первичных элементов производственной логистики, идентифицированных во времени и пространстве;

- классификатор первичных планово-учетных единиц бюджетного управления и др.

Необходимо четкое структурирование всех процессов, распределение функций и ответственности конкретных лиц за результаты хозяйственной деятельности структурных подразделений. Соблюдение этого условия позволяет автоматизировать все необходимые для этого операции и значительно упростить систему бюджетирования.

 Внедрение бюджетирования должно базироваться на качественном финансовом анализе, прогнозировании тенденций рыночной конъюнктуры, учете факторов, влияющих на сбыт продукции, а следовательно, на финансовые результаты. В этих целях необходимо провести следующую работу:

- составить набор аналитических показателей для подразделений;

- обеспечить их сопоставимость во времени и пространстве;

- определить набор стандартных аналитических форм.

Внедрение бюджетирования сопровождается разработкой учетной политики (выбор центров финансового учета (ЦФУ), системы осуществления бухгалтерского учета, типологии бухгалтерских проводок, которые можно использовать для описания хозяйственных ситуаций, процедур консолидации информации и определения финансовых результатов). Чтобы данные бухгалтерского учета были пригодными для финансового анализа и контроля, они должны быть дополнены системой управленческого учета, что позволит достоверно распределить затраты по ЦФУ, бизнес-процессам и т. д.

В конечном итоге окончательный контур бюджетного управления должен включать:

- формулирование целей и задач предприятия;

- финансовое планирование и контроль за реализацией планов;

- учет и контроль результатов;

- расчет параметров для анализа отклонений от плана;

- принятие решений по регулированию отклонений (сохранение 
положительных отклонений и устранение отрицательных).

В любом случае перед руководством предприятия стоит сложная задача: квалифицированно внедрить системы бюджетного управления, одновременно решив две проблемы -- организационную и техническую. Обязательным условием формирования системы бюджетирования является разработка регламента, определяющего последовательность построения бюджетов, поскольку каждый из них требует не только согласования со смежными бюджетами, но и с другими функциями управления предприятием. Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.

В процессе планирования руководству компании для принятия взвешенных решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются менеджеры нижнего уровня. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх». В то же время зачастую и менеджеры нижнего уровня могут более взвешенно планировать при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено об общей картине в рамках организации и ее долгосрочных целях.

Процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации, что затруднительно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается, а количество ошибок сокращается при использовании программно-технических средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии (рис.1).

 




 

 

 

 

 

Рис.1. Инфраструктура бюджетного процесса

 

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же стороны, он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.

В качестве средства для контроля бюджет может быть очень эффективен как инструмент, позволяющий задавать пределы ответственности и полномочий нижестоящих менеджеров и анализировать эффективность работы и качества планирования (например, на основе анализа отклонений).

Основной бюджет представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых отчетов на момент окончания рассматриваемого при планировании периода. В классическом варианте процесс подготовки бюджета состоит из следующих основных этапов:

- бюджет продаж (обычно этим занимается отдел маркетинга);

- бюджет производства, включая его обеспечение;

- бюджет административных расходов;

- инвестиционный бюджет;

- финансовый бюджет.

Однако на практике обычно весь процесс или его отдельные стадии повторяются несколько раз, откатывается назад и повторяется снова по мере того как бюджет уточняется, увязывается с бюджетами аффилированных компаний или подразделений, приводится в соответствие со стратегическими установками.

 

 

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО «ПРЕМЬЕР»

ЗА 2008-2010 ГГ.

 

2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия

 

ООО «Премьер» было создано и учреждено на основе действующего законодательства и в порядке предусмотренном Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Устава организации и договора о создании ООО от 05.05.2005 года.

ООО «Премьер» является обществом, созданным на основе добровольного соглашения юридических лиц, объединяющих свои средства и имеющих целью удовлетворение общественных потребностей и извлечения прибыли.

Общество относится к субъектам малого предпринимательства и является юридическим лицом, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом, может от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права. Учетная политика ООО «Премьер» на 2009 г. приведена в приложении 1.

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать, штамп со своим полным фирменным наименованием и указанием местонахождения фирмы. В соответствии с законом к учредительным документам относятся учредительный договор и устав.

Основной целью ООО «Премьер» является удовлетворение потребностей в продукции, производимой обществом и получение прибыли. Предприятие занимается производством и реализацией мягкой и корпусной мебели.

Ассортимент продукции ООО «Премьер» представлен в виде спальных гарнитуров, компьютерных столов, мягкой мебели.

 

   Технико-экономические показатели деятельность ООО «ПРЕМЬЕР» за 2008-2009 г.г. представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Технико-экономические показатели деятельность ООО «ПРЕМЬЕР»

за 2008-2009 г.г.

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

2008 г.

2009 г.

Темп роста, %

1

Среднегодовая производственная мощность

Тыс. руб.

801,7

801,7

100

2

Объем производства

Тыс. руб.

835,4

851,2

101,9

3

Товарная продукция

Млн. руб.

71,5

75,9

106,2

4

Среднегодовая численность ППП

Чел.

103

105

101,9

5

Полная себестоимость продукции

Млн. руб.

68,4

70,1

102,5

6

Среднегодовая стоимость основных (ОПФ) производственных фондов

Млн. руб.

15,4

16,1

104,5

Производные показатели

7

Затраты на единицу товарной продукции

руб.

0,96

0,92

95,8

8

Товарная продукция на 1 работающего

тыс. руб.

694

722,9

104,2

9

Фондоотдача

руб.

4,64

4,71

101,5

10

Прибыль

млн. руб.

3,1

5,8

187

11

Рентабельность

%

4,5

8,3

-


 

1. За анализируемый период производственная мощность на предприятии не изменилась и составляет 801,7 тыс. руб., что говорит о постоянстве основных производственных фондов.

Объемом основных производственных фондов и степенью их использования определяется производственная мощность предприятия.

Производственная мощность предприятия характеризуется максимальным количеством продукции и ее ассортимента, которое может быть произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов.

2. Объем производства в натуральном выражении в 2009 г. по сравнению 2008 г. увеличился на 1,9% .

Это связано с увеличением выпуска продукции в натуральном выражении и ростом цен на производимую продукцию. Повышению объема производства товарной продукции послужило расширение ассортимента, повышение качества производимой продукции, увеличение спроса на выпускаемую продукцию и расширение рынка сбыта.

3. Товарная продукция увеличилась в 2009 г. на 6,2%. Факторы, определяющие выпуск товарной продукции: трудовые ресурсы (люди, занятые на производстве), средства труда (земля, оборудование), предметы труда (сырье, материалы).

В данном случае увеличение выпуска товарной продукции произошло в результате увеличения объёмов производства и повышения оптовых цен на продукцию.

4. Численность промышленно-производственного персонала в анализируемый период увеличилась на 2 человека, в связи с увеличением объема производства.

В связи с увеличением основных производственных фондов и объема выпускаемой товарной продукции организации потребовалось увеличение численности промышленно-производственного персонала, который в свою очередь увеличил количество товарной продукции и прибыль соответственно.

5. Себестоимость товарной продукции в 2009 г. увеличилась на 2,5%, т.к. увеличился объем выпуска товарной продукции.

Увеличению себестоимости послужило увеличением выпуска объёма продукции на 6,2%, повышением цен на сырьё.

6. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2009 г. возросла на 6,2%.

Увеличение среднегодовой стоимости производственных фондов говорит об увеличении объема производства товарной продукции, необходимости увеличения промышленно-производственного персонала.

7. Затраты на 1 рубль товарной продукции:

З =С / ТП,

где З - затраты на 1 рубль товарной продукции, С - себестоимость товарной продукции, ТП - товарная продукция.

Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2009 г. увеличились на (100-95,8) 4,2%.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

8. Товарная продукция на 1 работающего = товарная продукция / среднегодовая численность промышленно-производственного персонала.

Товарная продукция на 1 работающего составила:

в 2008 г.: 71,5 млн.руб. / 103 чел. = 694 тыс. руб.,

в 2009 г.: 75,9 млн.руб. / 105 чел. = 722,9 тыс.руб.

Товарная продукция на 1 работающего увеличилась в 2009 г. на 4,2%, в связи с ростом объема производства товарной продукции.

Увеличение промышленно-производственного персонала в 2009 г. на 1,9% не повлияла на увеличение производительности труда. Производительность труда в нашем случае измеряется по количеству продукции, выпущенной работником за год.

За счет эффективного распределения труда, усовершенствованного оборудования, высококвалифицированных работников среднегодовая товарная продукция на одного работника промышленно-производственного персонала прогрессирует.

9. Фондоотдача основных средств (ФО)

ФО = ТП/ОПФ

где, ТП - товарная продукция, ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Фондоотдача составила:

в 2008 г.: 71,5 млн.руб. / 15,4 млн.руб. = 4,64 руб.,

в 2009 г.: 75,9млн.руб. / 16,1 млн.руб. = 4,71 руб.

В 2009 г. фондоотдача увеличилась на 0,07 руб., увеличилась на 1,5%.

Фондоемкость продукции (ФЕ)

ФЕ = ОПФ / ТП

где, ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, ТП - товарная продукция.

В 2008 г. составила: 15,4 млн.руб. / 71,5 млн.руб. = 0,22 руб.

В 2009 г.: 16,1 млн.руб. / 75,9 млн.руб. = 0,21 руб.

В 2009 г. фондоемкость уменьшилась незначительно, на 0,01 руб., что говорит о повышении эффективности производства продукции в нужном количестве, произведенной на рубль, вложенного в основные фонды, и служит для определения экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов.

Снижение фондоёмкости продукции достигается совершенствованием структуры производственных основных фондов, мероприятиями по улучшению использования производственных мощностей, машин и оборудования, увеличением объема и улучшением структуры выпускаемой продукции.

Величина фондоемкости показывает, стоимость основных фондов, приходящейся на единицу годового объема произведенной продукции.

10. Прибыль.

П = ТП - С,

где П - прибыль от реализации продукции, ТП - реализованная продукция, С - себестоимость продукции.

Прибыль от реализации продукции составила:

в 2008 г.: 71,5 млн. руб. - 68,4 млн. руб. = 3,1 млн. руб.,

в 2009 г.: 75,9 млн. руб. - 70.1 млн. руб. = 5,8 млн. руб.

Таким образом, прибыль в 2009 г. увеличилась на 87%.

11. Рентабельность продукции (Rп).

Rп = П / С×100%

где, П - прибыль от реализации годового объема продукции, С - полная себестоимость всей продукции.

Рентабельность продукции составила:

в 2008 г.: 3,1 млн. руб. / 68,4 млн. руб. *100 % = 4,5%,

Информация о работе Организация бюджетирования предприятия