Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы бюджетирования;
- выявить подходы к бюджетному планированию;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- выполнить оценку бюджетирования на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Содержание и принципы бюджетирования в организации 4
1.2 Методология и виды бюджетирования в организации 8
1.3 Организация процесса бюджетирования на предприятии 16
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ООО «Премьер»
за 2008-2010 гг.
2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия 22
2.2 Процесс бюджетирования на предприятии 27
2.3 Порядок формирования бюджетов на предприятии 33
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНИСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ 42
БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения.
План производства представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Производственный бюджет в натуральных единицах ООО «Премьер»
Наименование/ период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего |
1. Плановый объем продаж, шт. | |||||
1.1.Мягкая мебель |
44 |
51 |
53 |
50 |
198 |
1.2.Спальный гарнитур |
35 |
39 |
43 |
38 |
155 |
1.3.Комп. столы |
45 |
52 |
53 |
50 |
200 |
2. Плановые остатки готовой продукции на конец периода, шт. | |||||
2.1. Мягкая мебель |
10 |
11 |
10 |
9 |
9 |
2.2. Спальный гарнитур |
8 |
9 |
8 |
6 |
6 |
3. Остатки готовой продукции на начало периода, шт. | |||||
3.1. Мягкая мебель |
7 |
10 |
11 |
10 |
7 |
3.2. Спальный гарнитур |
5 |
8 |
9 |
8 |
5 |
4. Объем выпуска готовой продукции, шт. | |||||
4.1. Мягкая мебель |
47 |
52 |
52 |
49 |
200 |
4.2. Спальный гарнитур |
38 |
40 |
42 |
36 |
156 |
4.3.Комп. столы |
45 |
52 |
53 |
50 |
200 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что предприятие планирует продать 198 комплектов мягкой мебели. Для обеспечения бесперебойного снабжения готовой продукцией предприятие планирует остаток продукции на конец первого квартала в объеме 20% от объема реализации второго периода, что составляет 10 (51*0,2) штук. Таким образом, требуемый объем продукции составляет 54 (44+10) штук. Но начало первого квартала на складе имеется 7 единиц готовой продукции. Следовательно, объем производства мягкой мебели первого периода должен составить 47 (54-7) изделий. Подобным образом рассчитывается все остальные показатели производственного плана. Бюджет прямых затрат на материалы базируется на производственном плане, то есть на основе плановой величины валового выпуска калькулируется потребность в материалах.
Бюджет закупок материалов разрабатывается исходя из того, что запасы материалов на конец периода составляют 40% от потребности в материалах следующего периода. Это условие необходимо для бесперебойной поставки сырья в производство.
Планируемая цена материалов определена в приложении 2.
В таблице рассчитаны потребности в материалах для производства каждого вида продукции исходя из запланированного объема выпуска и данных, приведенных в приложении 2. А также общие потребности в прямых материальных затратах как в натуральном так и в стоимостном выражении.
Следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов).
Так для материала «обивочная ткань» в первом квартале это значение составит 395,2 (988*0,4) м2. Зная требуемый объем материала для выполнения плана первого периода 893 м2 , оцениваем общий требуемый объем сырья 1288,2 (893+395,2) м2 . Но начало первого квартала на складе имеется 379,39 м2 сырья. Следовательно, закупить следует 908,81 (1288,2-379,39) м2.
В свою очередь, произведение полученных величин на стоимость единицы материала дает сумму запасов на конец периода в стоимостном выражении, она будет равна 16358,8 (908,81*180) руб.
Запас материалов на начало периода равен конечному запасу предыдущего периода, то есть данные о запасах обивочной ткани на конец периода по первому кварталу переносятся в данные о запасах на начало второго квартала.
Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.
Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты труда. Чтобы рассчитать общее время использования основного производственного персонала, необходимо ожидаемый объем производства в каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножить полученный результат на стоимость одного человека-часа.
В организации имеется норматив затрат прямого труда на единицу готовой продукции, который для мягкой мебели составляет - 40 человеко-часа, спального гарнитура - 48 человеко-часов, компьютерного стола - 13 человеко-часа. Стоимость 1 человеко-часа составляет 26 руб. В итоге, планируется бюджет времени и денежных затрат прямого труда, который представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Бюджет прямых затрат на оплату труда в ООО «Премьер»
Наименование / период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего |
Прямые затраты на оплату труда, руб. | |||||
Мягкая мебель |
48880 |
54080 |
54080 |
50960 |
208000 |
Спальные гарнитуры |
47424 |
49920 |
52416 |
44928 |
194688 |
Компьютерные столы |
15210 |
17576 |
17914 |
16900 |
67600 |
Итого |
111514 |
121576 |
124410 |
112788 |
470288 |
Бюджет общепроизводственных расходов составлен исходя из прогнозируемого фонда времени труда основных производственных рабочих. Переменная часть расходов рассчитывается исходя ставки 35 руб. за каждый час использования труда основных рабочих. Постоянная часть расходов в каждом периоде составляет 140005,1 руб. Окончательный вид бюджета содержится в приложении 3.
Исходя из планируемого объема затрат прямого труда норматива переменных накладных затрат планируются суммарные переменные накладные издержки.
Так в первом квартале при плане прямого труда 4289 часов при нормативе 35 руб./час сумма переменных накладных затрат составит 150115 (4289*35) руб.
Постоянные издержки составляют 140005,1 руб. в квартал. Таким образом, сумма общепроизводственных расходов составляет по плану 290120,1 (150115+140005,1) руб. Себестоимость реализованной продукции видна в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Себестоимость реализованной продукции в ООО «Премьер» (руб.)
Наименование / период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего |
1. Запасы готовой продукции на начало периода |
216977,1 |
221405,2 |
243154,7 |
218632,4 |
900169,4 |
2. Прямые затраты на материалы |
745393,5 |
816110,3 |
831926 |
760569 |
3153998 |
3. Прямые затраты на оплату труда |
111514 |
121576 |
124410 |
112788 |
470288 |
4.Общепроизводствен-ные расходы |
210120,1 |
223665,1 |
227480 |
211835 |
873100 |
5.Себестоимость произведенной продукции |
1067028 |
1161351 |
1183816 |
1085192 |
4497386 |
6. Запасы готовой продукции на конец периода |
221405,2 |
243154,7 |
218632,4 |
214259,75 |
897452,1 |
7. Себестоимость реализованной продукции |
1062600 |
1139602 |
1208338 |
1089565 |
4500103 |
Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентом соотношении к объему продаж. При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Для нахождения показателей бюджета использовались следующие ставки переменных затрат на рубль продаж за период: комиссионные - 1,2%; доставка собственным транспортом - 1%; премиальные выплаты - 0,5%. Затраты на рекламу в квартал составят 30000 руб.
В бюджете управленческих расходов (таблица 2.4) приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.
Таблица 2.6
Бюджет управленческих расходов в ООО «Премьер» (руб.)
Наименование / период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего |
1. Зарплата управленческого и прочего общезаводского персонала |
180000 |
180000 |
180000 |
180000 |
720000 |
2. Амортизация |
24000 |
24000 |
24000 |
24000 |
96000 |
4. Канцелярские расходы |
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
6000 |
5. Связь |
9000 |
9000 |
9000 |
9000 |
36000 |
6. Налоги, включаемые в себестоимость |
13125,25 |
13906,81 |
14097,89 |
13658,17 |
54778,13 |
7. Итого начисленные управленческие расходы |
227625,25 |
228406,81 |
228597,89 |
228158,17 |
912788,12 |
8. Управленческие расходы уплаченные |
203625,25 |
204406,81 |
204597,89 |
204158,17 |
816788,12 |
Данные таблицы 2.6 демонстрируют, что в сумму выплат денежных средств по управленческим расходам не включены амортизационные отчисления. Все управленческие расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они были осуществлены.
Результаты разработанного операционного бюджета вносятся в бюджет доходов и расходов. Он составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Сформированный бюджет расходов и доходов ООО «Премьер» представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Сводный бюджет доходов и расходов ООО «Премьер» за 2010 г.
Наименование / период |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
Всего |
1. Выручка (нетто) от продажи продукции |
1503670 |
1716490 |
1821010 |
1675620 |
6716790 |
2. Себестоимость реализованной продукции |
1062600 |
1139602 |
1208338 |
1089565 |
4500103 |
3.Валовая прибыль |
441070,5 |
576888 |
612672 |
586055 |
2216687 |
4. Коммерческие расходы |
115599,1 |
121345 |
124167 |
120242 |
481353 |
5. Управленческие расходы |
203625,25 |
204406,81 |
204597,89 |
204158,17 |
816788,12 |
6. Прибыль от продаж |
121313,2 |
251136 |
283907 |
262188 |
918546 |
7.Налог на прибыль |
29115,2 |
60272,7 |
68137,7 |
62925,1 |
220451 |
8.Чистая прибыль |
92198,1 |
190863,5 |
215769,4 |
199262,7 |
698094,9 |
В данном отчете валовая прибыль
получается путем расчета разницы между
выручкой от продажи и себестоимостью
реализованной продукции. В первом квартале
она равна 441070,5 (1503670-1062600) руб. Для получения
прибыли от продаж необходимо вычесть
из валовой прибыли коммерческие и управленческие
расходы, которые были рассчитаны в таблицах
17 и 18 Она будет равна 121313,2 (441070,5-115599,1-204158,17)
Анализ исполнения бюджета включает в себя контроль (мониторинг) его исполнения и сам процесс анализа.
Контроль - процесс отслеживания фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану, то есть сопоставление фактических данных объектов финансового планирования с плановыми на предмет выявления отклонения. Система контроля выполнения бюджета на предприятии является своеобразным мониторингом финансового состояния предприятия. В срок до 10-го числа после окончания каждого периода (квартала) Управление финансового контроля составляет отчет об исполнении сводного бюджета за предыдущий цикл.
Заключительной стадией бюджетного цикла является анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа иногда называют еще план-факт анализом. Анализ исполнения проводится отдельно по операционному и финансовому бюджетам.
Так в таблице 2.8 представлены результаты контроля операционного бюджета за истекший первый квартал.
Таблица 2.8
Управленческий отчет о финансовых результатах ООО «Премьер»
за I квартал 2010 г.
Показатели |
План |
Факт |
Отклонение | |
абс. (руб.) |
относ. (%) | |||
Выручка от реализации |
1503670 |
1526225,05 |
+22555,05 |
1,5 |
Себестоимость выпуска (переменные затраты) |
1043193,99 |
1052582,69 |
+9388,7 |
+0,9 |
Маржинальный доход |
460476 |
473642,36 |
+13166,36 |
+2,8 |
Постоянные расходы-управленческие расходы-коммерческие расходы-общепроизводственные расходы |
338630,35203625,257500060005,1 |
38630,3503625,2550000005,1 |
0,00,00,00,0 |
0,00,00,00,0 |
Валовая прибыль |
121313,2 |
134837,3 |
+13166,36 |
2,8 |
Налоги |
29115,2 |
32360,95 |
+3245,75 |
11 |
Чистая прибыль |
92198,1 |
102476,35 |
+10278,25 |
11 |