Организация учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Законодательными актами предусмотрено создание оптовых торговых предприятий, к которым в соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ от 14.01.97 2 относятся:
- заготовительные и кооперативные организации, которые приобретают сельхозпродукцию для перепродажи;
- организации-экспортеры,-импортеры продукции;
- организации, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий;
- организации, занимающиеся перепродажей определенного вида продукции.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли
1.1 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли
1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли
1.3 Цена товара. Учет поступления товаров. Документирование
1.4 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров
1.5 Учет реализации товаров
2. Учет и анализ продажи товаров в организации оптовой торговли на примере ООО «ТПК 2»
2.1 Краткая характеристика ООО «ТПК 2»
2.2 Учет продажи товаров
2.3 Анализ продажи товаров в ООО «ТПК 2»
3. Предложения по совершенствованию учета продажи товаров
3.1 Рекомендации по учету товарооборота
3.2 Предложения по увеличению оптового товарооборота
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

При отпуске товаров  плодоовощными базами, складами может  выписываться расходный отвес (спецификация) по ф. N ТОРГ-19, который прикладывается к товарной накладной.

При отпуске товаров  в упаковке обычно на каждое отдельное  место (ящик, тюк и т.п.) выписывается упаковочный ярлык (ф. N ТОРГ-9), который подписывает упаковщик и материально ответственное лицо. Один экземпляр упаковочного ярлыка вкладывается вместе с товаром в ящик, второй с указаниями массы каждого места прилагается к товарной накладной, третий остается на складе.

Если отобранный товар упаковывается  в ящики, бочки и т.п., то может  выписываться спецификация (ф. N ТОРГ-10), в которой перечисляется каждое отдельное место с товаром  и проставляется его масса. Спецификация выписывается ответственным лицом в двух экземплярах, один из которых прилагается к товарной накладной, а второй передается в бухгалтерию. Упакованный товар передается для перевозки агенту (экспедитору, водителю) по количеству мест или массе брутто под расписку на бланке спецификации. [31, стр. 47-51]

При движении внутри организации (между структурными подразделениями  или материально ответственными лицами) выписывается накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ф. N ТОРГ-13) в двух экземплярах [6].

Продажа товаров оптом  производится на основании письма-требования или заказа - отборочного листа  унифицированной формы N ТОРГ-8. Товар  отпускается по товарной накладной  формы N ТОРГ-12, а для оплаты товара выписывают счет. В товарной накладной  делается отметка об отпуске и получении товара и ставится круглая печать торговой организации. В оптовой торговле товар также отпускается по товарной накладной ТОРГ-12.

Материально ответственное  лицо производит отпуск товара на основании "Заказа - отборочного листа" или другого документа, предусмотренного графиком документооборота торговой организации.

Счета-фактуры, полученные покупателем, нумеруются и подшиваются  в журнал учета счетов-фактур. Счета-фактуры  регистрируются в книгах покупок, а  выдаваемые - в книгах продаж. Книга покупок ведется с целью определения сумм налога, подлежащих зачету.

1.4 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров

Поступление товаров  и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3"Тара под товаром и порожняя". Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", служащую для хозяйственных нужд - на счете 10 «Материалы»[32, стр. 40].

Для учета товаров, принятых на хранение (если возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется за балансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию" [32, стр. 41].

Доставка неоплаченного  товара от поставщика на оптовый склад  покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:

Дт 19 "НДС по приобретенным  ценностям" - на сумму НДС, указанную  в счете-фактуре;

Дт 41 "Товары" - на стоимость  оприходованного товара;

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.

Если в первичных  учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах) не выделена сумма НДС отдельной строкой  или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. Стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет продаж.

Если товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. При данных операциях предприятие оптовой торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет. Это делает такие операции невыгодными.

Поступление товаров  и тары в бухгалтерском учете  можно отражать через счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", отклонение учетной стоимости от фактической фиксируется по счету 16 "Отклонение в стоимости материалов" [32, стр. 43].

В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" относится покупная стоимость товаров, по которым на предприятие поступили  расчетные документы поставщиков. Записи производятся в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.

В кредит счета 15 в корреспонденции  со счетом 41 относится стоимость  фактически поступивших на предприятие  и оприходованных товаров. Сумма  разницы в стоимости приобретенных  товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16.

Накопленные на счете 16 разницы  списываются в дебет счетов учета  издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту отклонений).

Все транспортные расходы, которые производит предприятие  в процессе приобретения товаров, в  зависимости от принятой учетной  политики или учитываются в составе покупных цен или могут быть отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил услуги по доставке товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:

Дт 44 "Издержки обращения" - непосредственно на стоимость доставки;

Дт 19 "НДС по приобретенным  ценностям" - на сумму НДС по транспортным услугам.

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму  задолженности за услуги по доставке, включая НДС.

Аналитический учет поступления  товаров в оптовой торговле ведется  на складах и в бухгалтерии. Документами  первичного учета, на основании которых  принимаются на оптовый склад  товары, являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.

В бухгалтерии по каждому  документу составляют бухгалтерские  проводки, отражающие поступление товаров, которые затем фиксируют в  учетных регистрах по счету 41 «Товары».

Учет поступивших товаров  ведется в карточках (или книгах) складского учета по их количеству, наименованию, сортности и другим показателям. Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в  ведомостях движения товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на основании данных аналитического учета [32, стр. 46].

При журнально-ордерной форме учета поступление товаров  и тары отражают в ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями в товарном отчете.

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 "Товары" подсчитывают итоги, которые сверяют  с соответствующими показателями учетных  регистров по другим счетам. Итоги  дебетовой ведомости переносят  в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов. Контроль за своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками [32, стр. 46].

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками удобно вести в  регистре, где совмещены операции по кредиту счета 60 (журнал-ордер 6) и  по его дебету (ведомость). Данные в  этот учетный регистр вносятся по строкам, так называемым линейно-позиционным способом, то есть записи по каждому платежному документу поставщика как в журнале-ордере, так и в ведомости производят по одной и той же строке. Такой способ позволяет вести контроль за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками. Для этого в журнал-ордер и ведомость введены графы для отражения сальдо на начало месяца, оборотов, а также остатка на конец месяца по счету 60. Если сальдо кредитовое, то товар получен, но оплата не произведена (имеется задолженность поставщикам); дебетовое сальдо означает наличие оплаты за не поступивший товар (товар находится в пути).

Аналитический учет поступления  товаров в бухгалтерии может  вестись сортовым, сальдовым и  партионным способами. Бухгалтерия  должна обеспечить тождество аналитического учета оборотам и остаткам синтетического учета на первое число каждого  месяца (сумма прихода по аналитическим счетам в денежном выражении должна равняться дебетовому обороту синтетического счета 41 «Товары») [32, стр. 47].

Сумма товарных потерь вследствие естественной убыли при перевозках определяется, исходя из массы товаров (нетто), принятых для перевозки, и нормы естественной убыли.

Естественная убыль  не начисляется на товары, принимаемые  и отпускаемые без перевеса по массе отправителя (по трафарету), без  вскрытия тары; по товарам, реализованным  транзитом; по штучным товарам и  товарам, списанным в результате боя, лома, порчи.

Потери при перевозках вследствие естественной убыли списываются  по покупной стоимости записью:

Дт 44 "Издержки обращения"

Кт 94 "Недостачи и  потери от порчи ценностей".

Недостача, выявленная при  приемке товаров (и превышающая установленные ранее нормы), оформляется соответствующим актом.

Если разница превышает  норму естественной убыли, то поставщику предъявляется претензия, в которой  излагается ситуация и выдвигаются  требования на возмещение недостачи  и, если в договоре были предусмотрены штрафные санкции, предъявляются требования по их оплате.

При этом на сумму недостачи  товаров (сверх норм естественной убыли  при наличии норм) составляется проводка:

Д/т 76/2 "Расчеты по претензиям"

Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

В случае непринятия поставщиком  штрафных санкций подается заявление  в арбитражный суд. После решения  суда о правомочности выдвинутых требований, делается аналогичная проводка (Дт 76/2 Кт 91/1) на присужденную сумму. Если же суд не признает правильности выставленных штрафных санкций, то никаких проводок по выставленным штрафным санкциям не производится. При отклонении иска судом его суммы (в том числе и недостачи сверх норм естественной убыли) списываются проводкой:

Дт 94 "Недостачи и  потери от порчи ценностей"

Кт 76/2 "Расчеты по претензиям".

В дальнейшем при оплате поставщиком как недостающих  товаров, так и штрафных санкций  составляется на сумму поступивших  средств бухгалтерская запись:

Дт 51 "Расчетный счет" (52 "Валютный счет" - в зависимости  от формы оплаты)

Кт 76/2 "Расчеты по претензиям".

Недостачи сверх норм убыли и потерь от порчи ценностей, а также похищенных ценностей  за счет материально ответственных  лиц учитываются по дебету субсчета 73-3 "Расчеты по возмещению материального  ущерба", при этом на сумму недостачи по учетным ценам делается проводка:

Дт 73-3 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

Кт 94 "Недостачи и  потери от порчи ценностей"

По мере взыскания  с виновного лица причитающейся  с него суммы указанная разница  списывается со счета 98 "Доходы будущих периодов".

Недостачи ценностей, выявленные в текущем году, но относящиеся  к прошлым периодам, признанные материально  ответственными лицами или на которые  имеются решения судебных органов  о взыскании с виновных лиц, отражаются по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов". Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба") и кредитуется счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". По мере погашения задолженности кредитуется счет 91 "Прибыли и убытки" и дебетуется счет 98 "Доходы будущих периодов".

Информация о работе Организация учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли