Организация учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Законодательными актами предусмотрено создание оптовых торговых предприятий, к которым в соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ от 14.01.97 2 относятся:
- заготовительные и кооперативные организации, которые приобретают сельхозпродукцию для перепродажи;
- организации-экспортеры,-импортеры продукции;
- организации, специализирующиеся на обслуживании промышленных предприятий;
- организации, занимающиеся перепродажей определенного вида продукции.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли
1.1 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли
1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятиях оптовой торговли
1.3 Цена товара. Учет поступления товаров. Документирование
1.4 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров
1.5 Учет реализации товаров
2. Учет и анализ продажи товаров в организации оптовой торговли на примере ООО «ТПК 2»
2.1 Краткая характеристика ООО «ТПК 2»
2.2 Учет продажи товаров
2.3 Анализ продажи товаров в ООО «ТПК 2»
3. Предложения по совершенствованию учета продажи товаров
3.1 Рекомендации по учету товарооборота
3.2 Предложения по увеличению оптового товарооборота
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Если при продаже  со склада учетной политикой оптовой  организации предусмотрен момент продажи товаров по их отгрузке и предъявлению покупателям расчетных документов к оплате, то делают следующие учетные записи:

Д-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками",

К-т сч.90 "Продажи", субсч.1 "Выручка" - отгружены товары покупателям по продажной стоимости;

Д-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками",

К-т сч.41 "Товары", субсч.3 "Тара под товаром и  порожняя" - отгружена тара под  товаром;

Д-т сч.90 "Продажи", субсч.2 "Себестоимость продаж",

К-т сч.41 "Товары", субсч.1 "Товары на складах" - одновременно списаны реализованные товары с материально ответственных лиц по покупной стоимости (согласно одному из методов: средней, ФИФО);

Д-т сч.90 "Продажи", субсч.3 "Налог на добавленную  стоимость",

К-т сч.68 "Расчеты  по налогам и сборам" - начислен налог на добавленную стоимость по проданным товарам (выделяется в документах на продажу отдельной строкой);

Д-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками",

К-т сч.76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами" (лицевой счет транспортной организации) - отнесены за счет покупателя согласно договору транспортные расходы;

Д-т сч.76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами" (лицевой счет транспортной организации),

К-т сч.51 "Расчетные  счета" - оплачены транспортные расходы  с расчетного счета;

Д-т сч.90 "Продажи", субсч.2 "Себестоимость продаж",

К-т сч.44 "Расходы  на продажу" - списаны расходы, относящиеся  к реализованным товарам.

Для определения суммы  расходов на продажу, относящихся к  реализованным товарам, в конце  отчетного периода (месяца, квартала) по статье "Расходы на транспортировку" расходы, приходящиеся на остаток товаров, рассчитывают следующим образом:

1) суммируют транспортные  расходы на остаток товаров  на начало месяца и произведенные  в отчетном месяце;

2) определяют сумму  товаров, проданных в отчетном  месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3) отношением суммы  расходов, отраженных в п.1, к сумме  проданных и оставшихся товаров  (п.2) устанавливают средний процент  расходов к общей стоимости  товаров;

4) умножив сумму остатка  товаров на конец месяца на  средний процент указанных расходов (п.3), рассчитывают их сумму, относящуюся к остатку нереализованных товаров на конец месяца [24, стр. 276-289].

Для определения расходов, относящихся к проданным товарам, следует к расходам на остаток  товаров на начало месяца (сальдо начальное по счету 44 "Расходы на продажу") прибавить все расходы за месяц (оборот по дебету) и вычесть расходы на остаток товаров на конец месяца (сальдо конечное, т.е. п.4).

На счете 90 "Продажи" в конце месяца (отчетного периода) выявляют финансовый результат. Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" ведутся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывают с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".

Таким образом, синтетический  счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведут по каждому  виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по данному счету можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

При поступлении денег  от покупателей на расчетный счет за проданные товары составляют запись:

Д-т сч. 51 "Расчетные  счета", 52 "Валютные счета",

К-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".

Если при отгрузке товаров оптовая организация  получила от покупателя вексель, то задолженность  покупателя учитывают на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные". На сумму процентов по векселю, если они предусмотрены, делают запись:

Д-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками", субсч. "Векселя полученные",

К-т сч.98 "Доходы будущих периодов" или 91 "Прочие доходы и расходы".

Оптовая организация  может под поставку товара получать от покупателей аванс или предоплату (на всю стоимость поставляемых в  будущем товаров). Полученные авансы учитывают на счете 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками". При поступлении суммы аванса на расчетный счет или в кассу делают запись:

Д-т сч.51 "Расчетные  счета", 50 "Касса", 52 "Валютные счета",

К-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".

С суммы полученного  аванса взимается НДС, который начисляют бюджету такой записью:

Д-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками",

К-т сч.68 "Расчеты  по налогам и сборам".

После отгрузки товаров  и отражения их и НДС на счете 90 "Продажи" делают запись, уменьшающую  задолженность перед бюджетом на сумму НДС, относящегося к полученному авансу:

Д-т сч.68 "Расчеты  по налогам и сборам",

К-т сч.62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".

Оптовая организация, получая  авансы от покупателей, должна в установленном  порядке выписывать счета-фактуры  и регистрировать их в книге продаж не позднее 5 дней с момента получения аванса.

Все организации уплачивают НДС ежемесячно не позднее 20 числа  месяца, следующего за отчетным. В те же сроки предъявляют и налоговую  декларацию. Для организаций, у которых  ежемесячная выручка от продажи товаров не превышает 2 000 000 руб., срок уплаты установлен раз в квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. [22, стр. 116-118]

Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка  момент перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на отгруженные товары и риска их случайной гибели (например, при их экспорте), то при учете продажи применяется счет 45 "Товары отгруженные". На этом счете учитывают также готовые изделия (товары), переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. Товары отгруженные учитывают на счете 45 "Товары отгруженные" по покупной стоимости, а в аналитическом учете - еще и по продажной стоимости с выделением НДС.

Аналитический учет отгруженных  и проданных товаров ведут на счетах 45 "Товары отгруженные" (если он применяется) и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". По счету 45 "Товары отгруженные" учет ведут с указанием: покупной и продажной стоимости, суммы тары, налога на добавленную стоимость и т.д. по местам нахождения и отдельным видам отгруженных товаров. По счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" учет ведут линейным позиционным методом по каждому покупателю и счету с расшифровкой сумм отдельно по товарам, таре, налогу на добавленную стоимость, а расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. [28, стр. 153-158]

1.5 Учет реализации товаров

Существуют две основные формы реализации товаров: реализация товаров со складов и реализация транзитом. Реализация товаров транзитом  применяется как с участием, так  и без участия оптового предприятия  в расчетах. В первом случае торговая организация сама рассчитывается за товар с поставщиком и получает средства от покупателя. Во втором случае оптовое предприятие только организует доставку товара конечным покупателям, а расчеты за него производятся между поставщиком и непосредственным получателем.

Оптовые организации  работают как по договорам купли-продажи, так и поставки.

Учетная политика оптового торгового предприятия принимается  на длительный период. Согласно выбранной  учетной политике устанавливается  метод учета реализации товаров для целей налогообложения. Моментом реализации товаров может быть признана оплата товаров либо их отгрузка и предъявление документов к оплате. Нормативными актами предусмотрено, что предприятия обязаны вести учет по методу начислений. То есть принятый момент реализации может не совпадать с учетным способом, который теперь возможен только по отгрузке товара.

Если предприятие оптовой  торговли работает нВ условиях последующей  оплаты, отгрузку покупателям товаров  по учетной стоимости оно фиксирует проводкой:

Дт 45 «Товары отгруженные»

Кт 41 «Товары»

Отгруженные и отпущенные покупателям товары организация  оптовой торговли считает своими и учитывает по их фактической  себестоимости до момента поступления  оплаты за них. Покупатель может перепродать  полученный товар, но при данном способе учета он будет числиться на балансе продавца до его оплаты.

В момент поступления  средств от покупателя за отгруженные  товары (например, расчетный счет) составляется бухгалтерская запись:

Дт 51 «Расчетные счета»

Кт 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Реализованные товары списываются  на реализацию:

Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Кт 45 «Товары отгруженные.

За реализованные товары начисляется  в бюджет НДС, что отражает бухгалтерская  запись:

Дт 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Основанием для записей по дебету счета 45 «Товары отгруженные» являются документы на отгрузку. Реализация товаров - кредитование счета 90 «Продажи» - отражается на основании выписок  банка.

Этот способ учета реализации устраняет возможность уплаты налогов по суммам, которые не поступят от покупателей или будут получены гораздо позже. Но при таком способе затруднено регулирование оборотов по реализации.

Используя метод определения момента  реализации по отгрузке товаров и предъявления покупателям расчетных документов, оптовая организация может маневрировать объемами реализации на конец отчетного периода. Но при этом способе возможно неполучение средств по уже отраженным реализованным товарам. Налоги и сборы в фонды начисляются и уплачиваются в момент отгрузки за счет собственных средств, то есть до получения выручки.

Составляются следующие проводки:

Дт 62 «расчеты с покупателями и  заказчиками»

Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

Дт 90 «Продажи», субсчет «НДС»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Учетная стоимость реализованных  товаров списывается на реализацию:

Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 41 «Товары».

Поступление денег от покупателя за реализованные товары уменьшает  задолженность покупателя:

Дт 51 «Расчетные счета»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками».

После оплаты, если предприятие отражало выручку в момент оплаты, фиксируется  задолженность перед бюджетом по НДС проводкой:

Дт 76, субсчет «по НДС»

Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Если предприятие получает предварительную  оплату за товары, учет полученных денежных средств ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на отдельном субсчете по учету полученных авансов. По кредиту счета 62 отражается сумма полученной предварительной оплаты в корреспонденции со счетами учета денежных средств, по дебету - зачет предварительной оплаты в корреспонденции со счетами 90»Продажи». Кредитовое сальдо по счету 62 показывает задолженность по предварительной оплате на конец отчетного периода.

Составляются следующие проводки:

Дт 51 «Расчетные счета»

Кт 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками».

С суммы полученных авансовых  взносов начисляется налог на добавленную стоимость, подлежащий взносу в бюджет. На его сумму  уменьшается задолженность кредитору по предоплате (дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).

Информация о работе Организация учета и анализа продажи товаров на предприятиях оптовой торговли