Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:40, курсовая работа
В работе поставлена цель исследовать и оценить действующую организацию учета движения основных средств на предприятии и выработать рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно:
– изучить теоретические основы движения основных средств на предприятии;
– рассмотреть организацию бухгалтерского учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК»;
– определить направления совершенствования учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК».
Введение 5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств 7
1.2 Синтетический и аналитический учет движения основных средств 12
1.3 Инвентаризация основных средств 18
2 Организация бухгалтерского учета движения основных средств в ОАО «Орский завод металлоконструкций» 20
2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия 20
2.2 Документальное оформление учета движения основных средств на предприятии 23
2.3 Особенности синтетического и аналитического учета движения основных средств на предприятии 27
3 Направления совершенствования учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК» 29
3.1 Проблемы и ошибки в учете основных средств на предприятии 29
3.2 Рекомендации по совершенствованию учета основных средств на предприятии 36
3.3 Автоматизация процесса учета основных средств предприятия 38
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А. Основные положения учетной политики ОАО «ОЗМК» на 2012 г. 52
Приложение Б. Бухгалтерская отчетность ОАО «ОЗМК» за 2012 г. 57
Приложение В. Основные средства в собственности ОАО «ОЗМК» в 2012 г. 61
Стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства». Затраты, связанные со строительством и приобретением основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» или 86 «Целевые финансирование и поступления».
Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает величину капитальных вложений предприятия в незавершенное строительство и приобретение основных средств, а также сумму незаконченных затрат по приобретению нематериальных активов.
Приобретение основных средств в начале отражается следующей бухгалтерской проводкой Дебет 08 Кредит 60 , одновременно отражается НДС (Дебет 19 Кредит 60) в случае его выделения.
Расходы предприятия по доставке и установке приобретенных основных средств отражают в учете капитальных вложений по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»: Дебет 08-4 Кредит 60 – на стоимость работ (без учета НДС), Дебет 19-1 Кредит 60 –отражен НДС.
При сдаче объекта в эксплуатацию их прибавляют к покупной стоимости.
Ввод в эксплуатацию основного средства отражается бухгалтерской проводкой Дебет 01 Кредит 08-4 – на стоимость основного средства
Безвозмездное получение основных средств, поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал, а также их переоценка, отражается в учете следующими проводками: Дебет 08-4 Кредит 98-2 – безвозмездное получение основных средств на сумму рыночной стоимости, Дебет 08-4 Кредит 75 – получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал на сумму договорной стоимости.
Дебет 01 Кредит 91-1 – возведение объектов основных средств хозяйственным способом на сумму затрат на возведение, увеличенных на сумму НДС,
Дебет 01 (83) Кредит 83 (01) – отражена сумма дооценки (уценки) при увеличении (уменьшении) стоимости объекта основных средств.
Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». Учет ведется по субсчетам: 91-1 «Прочие доходы»; 91-2 «Прочие расходы» Этот счет предназначен для обобщения информации о процессе реализации (продаже) и прочем выбытии (ликвидации, списании, передаче безвозмездно и др.) принадлежащих предприятию основных средств, нематериальных активов и.т.д счет, а также для определения финансовых результатов от их реализации.
По дебету счета 91-1 отражаются первоначальная стоимость выбывших объектов основных средств, а также понесенные расходы, связанные с выбытием основных средств (сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажем оборудования и т.п.). В кредит счета 91-1 относятся сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к моменту выбытия, выручка от реализации имущества и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного использования или реализации. Сальдо по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ежемесячно списываются на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
На счетах бухгалтерского учета операции по выбытию основных средств отражаются следующим образом:
Дебет 02 Кредит 01 – списана начисленная амортизация,
Дебет 91-2 Кредит 01 – списана стоимость основных средств.
Далее, в зависимости от причины выбытия, составляются следующие проводки:
1) При реализации основных
Дебет 91-2 Кредит 76 (60) – начислены расходы по продаже,
Дебет 76 Кредит 91-1 – начислена сумма, ожидаемая к получению от реализации,
Дебет 91-2 Кредит 68/НДС – отражена начисленная задолженность бюджету по НДС от суммы выручки,
Дебет 51 (50,52) Кредит 76 – отражена сумма полученных денежных средств,
Дебет 91-9 (99) Кредит 99 (91-1) – отражен финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи.
2) При ликвидации основных
Дебет 91-2 Кредит 60 (76) – списаны затраты на демонтаж,
Дебет 10 Кредит 91-1 – оприходованы материалы, полученные при ликвидации.
Дебет 99 Кредит 91-9 – списаны убытки от ликвидации
Все операции по поступлению и выбытию основных средств находят свое отражение в основном регистре аналитического учета основных средств – инвентарных карточках. Инвентарные карточки (книги) заполняются на основе первичных документов (актов приемки - передачи, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.
Здания и сооружения
учитываются в инвентарных
Объекты основных средств имеют длительный срок службы и, в процессе их эксплуатации, часто возникает необходимость в их ремонте. По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств, характеризующиеся разной сложностью, объемом и сроками выполнения.
Текущий ремонт основных средств представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению объектов основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии. При капитальном ремонте оборудования агрегата и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей, узлов на более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.
Расходы по ремонту основных средств относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли. Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, предприятия могут быть отнесены прямо на счета издержек производства и обращения: Дебет 20 (23) Кредит 60 (10,70,69) – на сумму расходов по ремонту.
Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ, особенно на предприятиях с сезонным производством. Для учета ремонтного фонда открывают субсчет «Ремонтный фонд» по пассивному счету 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта с ежемесячным включением в себестоимость продукции (работ, услуг). Отчисления в ремонтный фонд оформляют следующей бухгалтерской записью: Дебет 20 Кредит 96 – на сумму отчислений в резервный фонд.
Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом (силами самого предприятия) или подрядным способом (силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают; работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.
Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то на основании ведомости дефектов в отделе главного механика выписывают наряд - заказы в трех экземплярах. Первый экземпляр наряд - заказа передается цеху - производителю ремонта, второй – в бухгалтерию для ведения аналитического учета по данному заказу, а третий остается в отделе главного механика для контроля за сроками выполнения заказа. На основании ведомости дефектов и наряд - заказа выписывают документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды на изготовление, монтаж и реставрацию отдельных деталей и узлов. Все затраты при осуществлении ремонта собственными силами по элементам собираются на счете 23 «Вспомогательные производства»: Дебет 23 Кредит 70, 10
На стоимость законченных
капитальных работ подрядчики представляют
заказчику счета, акцепт которых
оформляется следующей
Списание фактической себестоимости ремонта, осуществленного хозяйственным способом, оформляют следующей проводкой: Дебет 96 Кредит 23 – на суммы расходов по ремонту.
По окончании отчетного
года затраты на ремонт основных средств
должны быть списаны на издержки производства
или обращения в сумме
Ремонт на содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет чистой прибыли предприятия или фондов специального назначения (счет 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток»). Фактические расходы по ремонту этих объектов оформляют следующей проводкой: Дебет 84 Кредит 10.
1.3 Инвентаризация основных средств
Для подтверждения данных аналитического и синтетического учета необходимо проведение инвентаризации объектов основных средств. При помощи инвентаризации проверяется реальное наличие объектов основных средств. Инвентаризацию необходимо проводить не реже одного раза в год. До начала инвентаризации необходимо проверить: наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации изготовителя, года, выпуска, назначения, мощности и др. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно. В одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
2 Организация бухгалтерского учета движения основных средств в ОАО «Орский завод металлоконструкций»
2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия
Открытое акционерное общество «Орский завод металлоконструкций» (сокращенное наименование ОАО «ОЗМК») создано 03.01.2001 в результате слияния открытых акционерных обществ «Металлист», «Инструментальщик», «Дубрава», «Строитель ОЗЛМК», «Отдых» и зарегистрировано в качестве юридического лица 20.08.2002. Юридический адрес: Российская Федерация, 462401, Оренбургская область, г. Орск, ул. Металлистов, 5.
Основные виды деятельности предприятия:
– изготовление зданий из металлоконструкций;
– проектирование зданий;
– разработка проектной документации на фундаменты;
– производство стенового и кровельного профнастила с оцинкованной и оцинкованной окрашенной облицовкой;
– производство стеновых и кровельных сэндвич-панелей с оцинкованной и оцинкованной окрашенной облицовкой с утеплителем на основе базальтового волокна с поперечно-ориентированным направлением волокон и пенополистирола;
– производство дорожных ограждений;
– производство опор ЛЭП и вышек;
– производство башен сотовой связи;
– шефмонтаж зданий из металлоконструкций;
– сушка пиломатериалов;
– изготовление цилиндрических сосудов;
– антикоррозийное покрытие металлоконструкций;
– съемные грузозахватные приспособления;
– оформление технической документации на упаковку и транспортировку металлоконструкций.
Руководство обществом осуществляют:
– общее собрание акционеров;
– совет директоров;
– единоличный исполнительный орган (директор).
Акции ОАО «ОЗМК» не обращаются на рынке ценных бумаг.
Динамика технико-
Анализ данных таблицы 2.1 показал, что за 2011 – 2012 гг. произошли существенные изменения в деятельности организации. Так, за 2011 г. выручка снизилась по сравнению с 2010 г. на 58%, а затем в 2012 г. произошло снижение еще на 23%. Снижение продаж повлекло соразмерное снижение стоимости реализованной продукции на 54% в 2011 г. и 24% в 2012 г. соответственно. Такое существенное изменение связано с кардинальным изменением вида деятельности организации. Окончательно укрепившись в 2011 г. в качестве производственной структуры промышленного холдинга, предприятия с целью налоговой оптимизации перешло с производства продукции (по наиболее крупным контрактам) на услуги по переработки сырья в готовую продукцию. Таким образом, внешне продукция организации до и после указанных действий не изменилась, но это в корне изменило учет производства на предприятии и повлекло существенное снижение показателя выручки, теперь это не выручка за проданную продукцию, а вознаграждение за переработку сырья в готовую продукцию.
Информация о работе Организация учета и движения основных средств на предприятии