Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:40, курсовая работа
В работе поставлена цель исследовать и оценить действующую организацию учета движения основных средств на предприятии и выработать рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с целью данной работы можно сформулировать и ее задачи, а именно:
– изучить теоретические основы движения основных средств на предприятии;
– рассмотреть организацию бухгалтерского учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК»;
– определить направления совершенствования учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК».
Введение 5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств 7
1.2 Синтетический и аналитический учет движения основных средств 12
1.3 Инвентаризация основных средств 18
2 Организация бухгалтерского учета движения основных средств в ОАО «Орский завод металлоконструкций» 20
2.1 Учетная политика и основные показатели деятельности предприятия 20
2.2 Документальное оформление учета движения основных средств на предприятии 23
2.3 Особенности синтетического и аналитического учета движения основных средств на предприятии 27
3 Направления совершенствования учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК» 29
3.1 Проблемы и ошибки в учете основных средств на предприятии 29
3.2 Рекомендации по совершенствованию учета основных средств на предприятии 36
3.3 Автоматизация процесса учета основных средств предприятия 38
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А. Основные положения учетной политики ОАО «ОЗМК» на 2012 г. 52
Приложение Б. Бухгалтерская отчетность ОАО «ОЗМК» за 2012 г. 57
Приложение В. Основные средства в собственности ОАО «ОЗМК» в 2012 г. 61
Необходимо отметить,
что значения показателя прибыли
от продаж за 2011 – 2012 гг. выросли на
5% и 29% соответственно, что косвенно
может свидетельствовать о
Таблица 2.1 – Динамика технико-экономических показателей деятельности ОАО «ОЗМК» за 2010 – 2012 гг.
Показатели |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное |
Темп роста, % | ||
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011 г./ 2010 г. |
2012 г./ 2011 г. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 Выручка от продажи продукции без НДС |
тыс. руб. |
665 686 |
278 117 |
213 568 |
-387 569 |
-64 549 |
-58 |
-23 |
2 Себестоимость проданной продукции |
тыс. руб. |
730 245 |
339 191 |
256 841 |
-391 054 |
-82 350 |
-54 |
-24 |
3 Издержкоемкость продукции |
руб. |
1,10 |
1,22 |
1,20 |
0,12 |
-0,02 |
-11 |
1 |
4 Прибыль от продажи продукции |
тыс. руб. |
-64 559 |
-61 074 |
-43 273 |
3 485 |
17 801 |
5 |
29 |
5 Рентабельность продукции |
% |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
6 Среднесписочная численность работников |
чел. |
658 |
367 |
286 |
-291 |
-81 |
-44 |
-22 |
7 Среднегодовая выработка продукции одного работника |
тыс. руб. |
1 012 |
758 |
747 |
-254 |
-11 |
-25 |
-1 |
8 Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
103 105 |
66 670 |
53 598 |
-36 435 |
-13 072 |
-35 |
-20 |
9 Среднемесячная заработная плата одного работника |
руб. |
13 058 |
15 139 |
15 617 |
2 081 |
479 |
16 |
3 |
10 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов |
тыс. руб. |
196 132 |
189 485 |
175 740 |
-6 647 |
-13 745 |
-3 |
-7 |
11 Фондоотдача основных производственных фондов |
руб. / руб. |
3,40 |
1,45 |
1,21 |
-1,95 |
-0,24 |
-57 |
-17 |
Показатели рентабельности продаж и рентабельности продукции не рассчитаны, поскольку значения прибыли от продаж за 2010 – 2012 гг. отрицательны.
Оптимизация в рамках холдинга коснулась не только организации учета, но и перераспределения трудовых ресурсов. Так, за 2010 – 2012 гг. численность персонала сократилась на 44% и 22% соответственно, что повлекло сокращение фонда заработной платы на 35% за 2011 г. и 20% за 2012 г. Темпы сокращения оплаты труда опережают темпы сокращения производительности труда, что говорит об эффективном использовании фонда заработной платы в последние два года.
На фоне падения показателя выручки от продаж уменьшилась почти в таком же размере и фондоотдача основных фондов на 57% в 2011 г. и на 17% в 2012 г.
Основные положения учетной политики ОАО «ОЗМК» на 2012 г. для целей бухгалтерского учета приведены в Приложении А.
2.2 Документальное оформление учета движения основных средств на предприятии
В общем виде схема документального оформления учета заработной платы в ОАО «ОЗМК» представлена на рисунке 1.
Учет основных средств на предприятии входит в функционал главного бухгалтера. Для учета используются унифицированные формы первичных учетных документов.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки - передачи основных средств (форма № ОС-1) на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
Рисунок 2.1 – Документальное оформление учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК»
После оформления акт приемки - передачи основных средств передают в бухгалтерию предприятия. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Ликвидации всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о ликвидации основных средств (форма № ОС-4), а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа – актом о ликвидации автотранспортных средств (форма № OC-4a). В актах о ликвидации основных средств указывают техническое состояние и причину ликвидации объекта, первоначальную стоимость, сумму износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от ликвидации, превышение выручки над расходами по ликвидации или расходов над суммой выручки.
Все операции по поступлению и выбытию основных средств находят свое отражение в основном регистре аналитического учета основных средств – инвентарных карточках. Инвентарные карточки (книги) заполняются на основе первичных документов (актов приемки - передачи, технических паспортов и др.), которые передают затем под расписку в соответствующий отдел предприятия.
Здания и сооружения учитываются в инвентарных карточках, машины, оборудование (форма № ОС-6), инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь (форма № ОС-7). На лицевой стороне инвентарных карточек всех видов указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, местонахождение, полную стоимость, нормы износа, шифр затрат (для отнесения сумм износа), сумму износа на дату приемки или переоценки объекта. Инвентарные карточки составляют в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Учет однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость и поступивших одновременно в один цех или отдел, может осуществляться в инвентарной карточке группового учета основных средств (форма № ОС-9) с указанием в ней отдельных инвентарных номеров по каждому объекту. В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, по объектный учет может быть организован в инвентарной книге учета основных средств (форма № ОС-11).
С целью контроля за сохранностью, инвентарные карточки их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10) с указанием в них номера карточки, инвентарного номера объекта и его названия. Организации, учитывающие основные средства в инвентарной книге, описи не составляют. По месту нахождения (эксплуатации) основных средств, для контроля за их сохранностью, ведут инвентарные списки основных средств (форма № ОС-13).
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную с учетом классификационных групп по видам основных средств. На основе инвентарной картотеки, на каждую классификационную группу основных средств (по отраслям и видам деятельности, признаку использования, видам основных средств) открывают карточку учета движения основных средств (форма № ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.
Внутреннее перемещение основных средств из отдела, участка в ремонт, а также, их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-2). Она должна содержать фамилии, имена, отчества и должности сдатчика и получателя, основание для перемещения основных средств, название, инвентарный номер и краткую характеристику технического состояния объекта; подписи сдатчика и получателя и некоторые другие данные. Накладную выписывает в двух экземплярах работник цеха (отдела) - сдатчика. Первый экземпляр передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, предприятие заключает договор с подрядчиком. Приемку законченного капитального ремонта оформляют актом приемки - сдачи (форма № ОС-3). Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости фактического их объема. Приемку отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляют актом приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке - сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.
Все сведения о движении основных средств в целом по организации ежемесячно находят отражение в ведомости учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений.
2.3 Особенности синтетического и аналитического учета движения основных средств на предприятии
Учет основных средств ОАО «ОЗМК» организовало на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств».
По состоянию на 31.12.2012 по данным бухгалтерской отчетности числятся основные средства на сумму 174 129 тыс. руб. На счетах же бухгалтерского учета учтены основные средства на счете 01 в сумме 180 128 767 руб., амортизация на счете 02 – в сумме 5 999 314 руб., остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учета – 174 129 453 руб. Таким образом, данные бухгалтерского учета и отчетности соответствуют друг другу.
Список основных средств приведен в таблице В.1. Проверка начисленной амортизации приведена в таблице В.2.
Последний раз инвентаризация основных средств проводилась 30.10.2011. Расхождений с данными бухгалтерского учета выявлено не было.
При проведении анализа учета основных средств рассмотрены следующие документы организации:
– регистры синтетического учета (Главную книгу), регистры аналитического учета;
– договоры на приобретение основных средств;
– счета, акты приема-передачи основных средств, акты на списание основных средств;
– инвентарные карточки основных средств форма ОС-6.
3 Направления совершенствования учета движения основных средств в ОАО «ОЗМК»
3.1 Проблемы и ошибки в учете основных средств на предприятии
В ходе проверки наличия и движения основных средств было установлены следующие нарушения:
1) В составе собственных основных средств организации числятся земельные участки под строительство и выкупленные жилые дома, расположенные на этих участках.
По состоянию на 31.12.10 на счете 01 «Основные средства» в учете организации числятся следующие объекты:
– земельные участки на общую сумму 114 541 107 руб.
– жилые дома на общую сумму 40 862 50 руб.
– нежилые здания на общую сумму 13 495 448 руб.
Земельные участки были
приобретены с целью
Условия принятия активов в качестве основных средств изложены в п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26н.
Так как указанные строения не могут принести организации экономических выгод в будущем, то организация вообще не может учесть их в качестве какого-либо имущества (п. п. 7.2, 7.2.1, 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97)).
Расходы на приобретение строений, предназначенных под снос, следует учитывать в бухгалтерском учете в том же порядке, что и расходы на компенсацию собственникам стоимости сносимых при строительстве строений. Указанные расходы включаются в затраты на строительство строящегося на их месте объекта и предусматриваются в главе 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета (п. 4.78 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.04 №15/1). По технологической структуре капитальных вложений затраты, связанные с компенсациями за сносимые строения при отводе земель под строительство, включаются в состав прочих капитальных работ и затрат (п. 4.7.5 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.96 №123).
Информация о работе Организация учета и движения основных средств на предприятии