Организация учета сырья, товаров и готовой продукции на предприятиях общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Методологической основой написания работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета и анализа реализации продукции собственного производства и покупных товаров в организациях общественного питания.
В данной курсовой работе учтены все нормативно-правовые документы, а также нововведенные изменения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА СЫРЬЯ, ТОВАРОВ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ 6
1.1 УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ СЫРЬЯ И ПРОДУКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ 6
1.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМКИ И ОТПУСКА СЫРЬЯ, ТОВАРОВ И ТАРЫ 7
1.2.1 СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ СЫРЬЯ, ТОВАРОВ И ТАРЫ В КЛАДОВОЙ (НА СКЛАДАХ) 8
1.2.2 АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ СЫРЬЯ, ТОВАРОВ И ТАРЫ В КЛАДОВОЙ (НА СКЛАДЕ) 15
1.3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДАЖНЫХ ЦЕН НА ПОКУПНЫЕ ТОВАРЫ 16
1.4 УЧЕТ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 18
1.5 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 20
1.6 МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 26
1.7 ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 28
ГЛАВА 2. УЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ДЕКЕБРЬ 2011 ГОДА……………………………………………………………………………………31
2.1 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС……………………………………………..…....31
2.2 ЖУРНАЛ РЕГИСТАРЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ.…………...33
2.3 БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА……………………………………………………..40
2.4 РЕГИСТРЫ СИНТЕТИЧСЕКОГО УЧЕТА ПО СЧЕТАМ 41/2 "ТОВАРЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ" , 50 "КАССА", 51 "РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ"…...44
2.5 ОБОРОТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО СИНТИЧЕСКИМ СЧЕТАМ…………...47
2.6 ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ…………………………………………49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..………………………………….………………..51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………………...52
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….……………………….………………...54

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА СЫРЬЯ, ТОВАРОВ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..………………………………….………………..51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………………...52

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….……………………….………………...54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сфера общественного  питания предлагает множество услуг ресторанов, баров, кафе. В данной сфере действует огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, различающихся между собой по типам предприятий, по видам услуг, а также по масштабам своей деятельности: от мелких закусочных – до ресторанов класса люкс. Все эти заведения входят в так называемую систему общественного питания, которая должна подчиняться специальным правилам и соответствовать определенным требованиям.

Следует заметить, что услуги общественного питания  являются одним из видов предпринимательской  деятельности, связанной с удовлетворением  потребностей людей в питании  и проведении досуга. Поэтому организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся подобной деятельностью, не обойтись без надлежащего бухгалтерского и налогового учета.

На данный момент существует множество нормативных  и рекомендательных документов, освещающих деятельность в сфере общественного  питания.

От объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров зависят многие показатели эффективности работы организаций общественного питания (чем выше товарооборот, тем, как правило, ниже издержки обращения, выше рентабельность, устойчивее финансовое положение организации), поэтому учет и анализ процесса реализации занимают важное место в системе управления субъектом хозяйствования. Правильно организованный учет реализации имеет огромное значение как для самой организации общественного питания в части определения результатов от ее хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализованной продукции и товаров, которые уплачивают субъекты хозяйствования. Налаженная же система анализа товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объема и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности работы организаций.

Целью данной курсовой работы является оценка изучение состояния  бухгалтерского учета реализации продукции  собственного производства и покупных товаров в организации общественного питания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

определить  экономическую сущность показателей  «реализация продукции собственного производства», «покупных товаров», задачи и принципы учета реализации собственной продукции и покупных товаров;

изучить нормативно-правовые и методические аспекты учета  реализации продукции собственного производства и покупных товаров  в организациях общественного питания, экономическую литературу по теме исследования;

рассмотреть порядок  документального оформления реализации продукции собственного производства и покупных товаров, отчетность материально  ответственных лиц, систему формирования информации о реализации продукции  собственного производства и покупных товаров в регистрах бухгалтерского учета;

При написании  теоретической главы прорабатывалась  учебная литература по бухгалтерскому учету;

Методологической  основой написания работы явилась  нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам учета и анализа реализации продукции собственного производства и покупных товаров в организациях общественного питания.

В данной курсовой работе учтены все нормативно-правовые документы, а также нововведенные  изменения.

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА СЫРЬЯ, ТОВАРОВ И ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

1.1.Учет движения сырья и продуктов на производстве

 

 

Учет сырья на производстве ведется на активном счете «Основное  производство». По дебету этого счета  отражают по продажным ценам стоимость сырья, поступившего на кухню, а по кредиту - стоимость продуктов, израсходованных на приготовление продукции, а также возврат продуктов в кладовую, списание по актам (бой, брак, порча) и недостачи. Сальдо всегда дебетовое и показывает стоимость остатков не переработанного сырья, а также полуфабрикатов и нереализованных готовых изделий, находящихся на кухне.

При отпуске сырья из кладовой в основное производство выписывается Товарная накладная (приложение №1).  Первый экземпляр ТН  с подписями кладовщика  и заведующего производством служит основанием  для оприходования сырья на производстве.

Методика бухгалтерского учета хозяйственных операций по субсчету 20/9 предусмотрена в Методических рекомендациях № 74, в соответствии с ней операции по отпуску и реализации продукции продуктов и готовой продукции из производства (кухни) отражаются в учете следующим образом:

Для группировки и обобщения  движения сырья и тары на производстве по счету «Основное производство»  ведется журнал-ордер в сочетании с дебетовой ведомостью. В централизованных бухгалтериях этот журнал-ордер ведут по учетным группам предприятий, отдельным предприятиям и материально – ответственным лицам.

В журнале-ордере и дебетовой  ведомости для каждого отчета о движении продуктов и тары на кухне за день отводится отдельная строка для записи начального остатка сырья и тары, поступления и расхода в разрезе корреспондирующих счетов и выводится конечный остаток. В конце месяца составляют сводный журнал-ордер и ведомость к нему в целом по организации общественного питания,  который служит основанием для записей в главную книгу.

    1. Документальное оформление приемки и отпуска сырья, товаров и тары

 

 

Поставщиками товаров, сырья и тары в кладовые (на склады) организаций общественного питания  являются:

    • предприятия агропромышленного комплекса;
    • оптово-сбытовые организации;
    • заготовочные предприятия и распределительные склады общественного питания;
    • подсобные хозяйства;
    • подотчетные лица (заготовители) организаций общественного питания.

При сдаче сырья, товаров и тары этими поставщиками материально ответственным лицам организаций общественного питания предъявляются следующие сопроводительные документы:

    • товарно-транспортная накладная (Приложение №2);
    • счет-фактура;
    • товарная накладная;
    • железнодорожная накладная и грузовая квитанция;
    • закупочный акт и приходная накладная;
    • удостоверение о качестве;
    • отвес;
    • спецификация;
    • ветеринарное свидетельство;
    • акт об установлении расхождений по количеству и качеству продукции при приемке (Приложение №3);
    • бактериологические и химические анализы;
    • реестр розничных цен, в случае, если сырье везется заготовительного предприятия (Приложение №4) и другие.

Приемка сырья, товаров  и тары представителем организации  общественного питания  непосредственно  на складах, предприятиях поставщиков производится по доверенности.

В случаи выявления расхождений  по количеству сырья, товаров и тары против данных, указанных в сопроводительных документах поставщика, составляется акт их количественной приемки. При  отсутствии расхождений материально  ответственное лицо организации общественного питания проставляет штамп на сопроводительном документе поставщика с указанием стоимости сырья, товаров и тары.

Неотфактурованные поставки сырья, товаров и тары оформляются  актом с отметкой в нем об отсутствии документов.

Отпуск сырья, товаров  и тары из кладовых (складов) организаций  общественного питания производится кладовщиком (зав. складом), начальниками (заведующими) производств (кухонь, цехов), буфетчиками, заведующими (продавцами) магазинов (ларьков, киосков) и другими по требованиям, накладным, расходно-приходным накладным.

Материально ответственные  лица в соответствии с графиком документооборота составляют сопроводительные реестры  сдачи документов или товарные отчеты (Приложение №5) в 2-х экземплярах. Первый экземпляр с приложенными первичными документами сдают в бухгалтерию организации общественного питания под расписку во втором экземпляре.

1.2.1. Синтетический учет сырья, товаров и тары в кладовой (на складах)

 

 

В кладовой (на складах) организаций общественного питания учитывают:

    • покупные товары по розничным ценам без НДС и фиксированным розничным ценам;
    • сырье и продукты по розничным (закупочным) ценам без выходного НДС или по розничным ценам с начислением наценки и НДС;
    • тару по отпускным (прейскурантным) ценам поставщиков.

Для учета сырья, товаров  и тары в бухгалтерии используют счет 41 «Товары». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

41/1 – «Товары на складах»;

41/3 – «Тара под товарами и порожняя».

При ведении синтетического учета товарных операций руководствуются Методическими рекомендациями по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденным приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 9.04.2007 г. №74 (далее – Методические рекомендации №74).

Основные  операции по счету 41 и проводки к  ним:

№ операции

Содержание хозяйственной  операции

Проводка

дебет

кредит

 

Согласно учетной политике движения продуктов и товаров  в кладовой ведется по розничным  ценам

   

1.

Поступление продуктов и товаров от поставщика

- на сумму товаров  и продуктов по свободным отпускным  ценам поставщика (приобретения)

- на сумму НДС поставщика

- на сумму торговой  надбавки на поступившие от  поставщиков продукты и товары

- на сумму НДС, включенную  в сформированную розничную цену

 

 

 

18/4

41/1

 

41/1

 

60/1

 

60/1

42/1

 

42/3

2.

Поступление продуктов  и товаров по регулируемым розничным  ценам

- на сумму поступивших  продуктов и товаров за минусом  торговой скидки и НДС поставщика, указанного в накладной

- на сумму НДС поставщика (с учетом скидки)

- на сумму полученной  от поставщика торговой скидки

- на сумму НДС, включенную  в регулируемую розничную цену

- на сумму торговой  скидки, включенную в регулируемую  розничную цену

-на сумму НДС, выделенную  из суммы торговой скидки (методом «красное сторно»)

 

 

41/1

 

 

18/4

60/1

41/1

 

41/1

 

42/3

 

 

60/1

 

 

60/1

42/2

42/3

 

42/2

 

42/1

3.

Оприходование поступивших  от поставщика продуктов и товаров  в случаи обнаружения излишков:

   

3.1.

- на сумму поступивших  товаров и продуктов по товарным (товарно-транспортным) накладным поставщика

41/1

60/1

3.2.

- на сумму НДС поставщика

18/4

60/1

3.3.

- на сумму излишне  поступивших товаров и продуктов  (учувствует при участии налогооблагаемой  прибыли в момент их оприходования)

- на сумму НДС, если он указан в накладной

41/1

 

 

18/4

98,41

 

 

92,12

3.4.

- на сумму товарной  надбавки на стоимость всех  поступивших товаров и продуктов

41/1

42/1

3.5.

- на сумму НДС, включенную  в сформированную розничную цену

41/1

42/3

4.

Оприходование поступивших  от поставщиков сырья, продуктов и товаров в случаи обнаружения при их приемке недостачи:

   

4.1.

- на сумму фактически  поступивших от поставщика товаров  (по ценам приобретения)

- на сумму НДС поставщика

41/1

 

18/4

60/1

 

60/1

4.2.

- на сумму недостающих  сырья, продуктов, товаров в пределах норм естественной убыли при транспортировке и (или) на сумму потерь от боя, лома, порчи товаров при транспортировке в пределах норм (по ценам приобретения)

- на сумму НДС, приходящуюся  на стоимость недостающего сырья,  продуктов, товаров в пределах норм естественной убыли при транспортировке  и (или) на сумму потерь от боя, лома, порчи товаров при транспортировке в пределах норм

94

 

 

 

 

18/4

60/1

 

 

 

 

60/1

4.3.

- на сумму недостающих  сырья, продуктов, товаров сверх  норм естественной убыли и (или) на сумму потерь от боя, лома, порчи товаров при транспортировке сверх установленных норм, если это произошло по вине поставщика или транспортной организации (по ценам приобретения с учетом НДС)

- на сумму НДС, приходящуюся нас стоимость такого сырья, продуктов, товаров

76/3

 

 

 

 

 

60/1

60/1

 

 

 

 

 

18/4

4.4.

- на сумму недостающих  сырья, продуктов, товаров сверх  норм естественной убыли и  (или) на сумму потерь от  боя, лома, порчи товаров при  транспортировке. Если недостача  произошла по вине материально ответственного лица или в момент приемки причина недостачи не установлена (по ценам приобретения с учетом НДС)

94

60/1

5.

Отражение суммы недостачи  ч учетов НДС при отказе судов  во взыскании суммы потерь с поставщика или транспортной организации (по ценам приобретения  с учетом НДС)

94

76/3

6.

Отражение суммы недостачи с  учетом НДС в составе внереализационных  расходов в случае, если судом отказано в иске вследствие необоснованного  иска (не участвует при определении налогооблагаемой прибыли)

92/2

94

7.

Отражение в сумме недостачи  в составе внереализационных  расходов по решению суда в случае отсутствия конкретных виновников недостачи (участвует при определении налогооблагаемой прибыли)

92/2

94

8.

Отражение задолженности  материально ответственного лица, по вине которого произошла недостача (по ценам приобретения с учетом НДС)

73/2

94

8.1.

Погашение задолженности  материально ответственного лица

50/1,70

73/2

9.

Поступления сырья, продуктов  и товаров со склада вышестоящей  организации

   

9.1.

В условиях централизованной бухгалтерии по свободным розничным ценам

- на сумму сырья,  продуктов, товаров (запись по  счету 41/1 делается по разным  аналитическим счетам)

- на сумму переданного  НДС (запись по счету 42/3 делается  по разным аналитическим счетам)

- на сумму переданной торговой скидки в случае её предоставления поставщиком (запись по счету 42/1 делается по разным аналитическим счетам)

 

 

41/1

 

42/3

 

42/1

 

 

41/1

 

42/3

 

42/1

9.2.

В условиях централизованного  учета

- на сумму сырья,  продуктов и товаров по регулируемым розничным ценам (за вычетом торговой скидки)

- на сумму переданного  НДС поставщика

- на сумму переданной  торговой скидки, предоставленной  поставщиком (запись по счету  42/1 делается на отдельных карточках  или в обособленных графах  учетных регистров)

- на сумму НДС, включенную  в розничную цену

 

41/1

 

 

18/4

41/1

 

 

 

41/1

 

79/1

 

 

79/1

42/1

 

 

 

42/3

10.

Поступление сырья и  продуктов из подсобного хозяйства  или свинооткормочного пункта своей  организации, выделенных на самостоятельный  баланс

- на сумму сырья и продуктов по свободным отпускным ценам

- на сумму полученного  НДС

- на сумму торговой  надбавки

- на сумму НДС, включенную в розничную цену

 

 

 

41/1

 

18/4

41/1

41/1

 

 

 

79/1

 

79/1

42/1

42/3

11.

Поступление закупленной на рынке (у населения) сельскохозяйственной продукции по ценам закупки

- на сумму торговой  надбавки

- на сумму НДС, включенную  в розничную цену 

41/1

 

41/1

41/1

71

 

42/1

42/3

12.

Отражение безвозмездно полученных сырья, продуктов и товаров от сторонних организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (участвует при определении налогооблагаемой прибыли в момент их оприходования)

- на сумму НДС, если  он указан в товаросопроводительных  документах

- на сумму торговой надбавки

- на сумму НДС, включенную  в розничную цену

41/1

 

 

 

 

18/4

 

41/1

41/1

98/4

 

 

 

 

92/1

 

42/1

42/3

13.

Отражение безвозмездно полученных сырья, продуктов и товаров в  пределах одного собственника

- на сумму торговой  надбавки

- на сумму НДС, включенную  в розничную цену

41/1

 

41/1

41/1

83

 

42/1

42/3

14.

Возврат продуктов и товаров из буфета, бара и других объектов общественного питания на склад

- на сумму товаров  по розничным ценам

- доведение продажной  цены до розничной

- на сумму налога  с продаж (методом «красное сторно»)

- на сумму наценки  общественного питания (методом «красное сторно»)

- на сумму НДС, выделенного  из наценки общественного питания

 

 

41/1

41/1

41/2

 

41/2

 

42/3

 

 

41/2

41/2

42/4

 

42/1

 

42/1

15.

Возврат сырья, продуктов  на склад из производства (кухни, заготовочных объектов (цехов) общественного питания):

- на сумму товаров  по розничным ценам

- доведение продажной  цены до розничной:

- на сумму налога  с продаж и (или) налога на  услуги (методом «красное сторно»)

- на сумму наценки  общественного питания (методом  «красное сторно») 

- на сумму НДС, выделенного из наценки общественного питания

 

 

 

41/1

 

20/9

 

20/9

 

42/3

 

 

 

20/9

 

42/4

 

42/1

 

42/1

16.

Списание сырья, продуктов  и товаров, переданных на производство (кухню, заготовочные объекты (цеха) общественного питания):

- на сумму сырья,  продуктов и товаров по розничным ценам

- доведение розничной  цены до продажной цены:

- на сумму наценки  общественного питания

- на сумму НДС, выделенного  из наценки общественного питания  (методом «красное сторно»)

- на сумму налога  с продаж и (или) налога на  услуги

 

 

 

20/9

 

 

20/9

42/3

 

20/9

 

 

 

41/1

 

 

42/1

42/1

 

42/4

17.

Списание продуктов  и товаров, переданных в буфеты, бары и другие объекту общественного  питания

- на сумму продуктов  и товаров по розничным ценам

- доведение розничной  цены до продажной цены:

- на сумму наценки общественного питания

- на сумму НДС, выделенную  из наценки общественного питания  (методом «красное сторно»)

- на сумму налога  с продаж

 

 

41/2

 

41/2

42/3

 

41/2

 

 

41/1

 

42/1

42/1

 

42/4

18.

Списание стоимости  стеклянной посуды, переданной вместе с товарами на производство и в розничную торговую сеть (по залоговым ценам) разные аналитические счета

41/1

41/1

19.

Списание возвращенных поставщику сырья, продуктов и товаров

- доведение розничной цены до цены приобретения:

- на сумму товарной надбавки (методом «красное сторно»)

- на сумму НДС, включенную в цену товара (методом «красное сторно»)

- на сумму товаров по ценам приобретения

- на сумму НДС поставщика

 

 

 

41/1

 

41/1

 

60/1

60/1

 

 

 

42/1

 

42/3

 

41/1

18/4

20.

Передача сырья, продуктов  и товаров от одного материально ответственного лица другому по розничным ценам (запись по счету 41/1 производится по разным аналитическим счетам)

41/1

41/1


В бухгалтерии организации  общественного питания хозяйственные  вышеперечисленные операции по данным из регистров, товарных отчетов и приложенных к ним первичных учетных документов регистрируются в ведомостях и журналах-ордерах по субсчетам 41/1 «Товары на складах» и 41/3 «Тара под товарами и порожняя».

1.2.2. Аналитический учет сырья, товаров и тары в кладовой (на складе)

 

 

Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета установлено, что «аналитический учет по  счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров».

Для этих целей используют следующие учетные регистры:

- товарные книги;

- карточки складского  учета;

- оборотные, сальдовые  ведомости и др. учетные документы.

На практике широкое  распространение получил оперативно – бухгалтерский (сальдовый) метод  учета сырья, товаров и тары в кладовых (на складах) организаций общественного питания. При его использовании материально  ответственное лицо ведет аналитический учет поступления и выбытия сырья, товаров и тары в товарной книге по данным из первичных учетных документов.

В сроки, предусмотренные  учетной политике организации, это  лицо составляет сальдовую ведомость  и в ней указывает данные по наименованиям сырья, товаров, тары об их остатках по количеству, цене и  сумме на соответствующие даты. Товарная книга вместе с сальдовой ведомостью, реестром или товарным отчетом сдаются в бухгалтерию организации общественного питания для проверки. В бухгалтерии ведут учет сырья, товаров и тары только в суммарном выражении.

При количественно  – суммарном методе учет ведут:

- на складе - по наименованиям сырья, товаров и тары в разрезе цен и по количеству в тарной книге или в карточках складского учета;

- в бухгалтерии –  в оборотных ведомостях, ведомостях  и журналах-ордерах по субсчетам  41/1, 41/3.

Аналитический учет прихода  сырья, товаров и тары на склад от поставщиков ведут в ведомостях.

 

1.3. Формирование  продажных цен на покупные  товары

 

 

Порядок формирования цен  на реализуемые покупные товары, сырье  и продукцию собственного производства в общественном питании определен  Законом Республики Беларусь «О ценообразовании» от 2004 г., Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» , Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты устанавливают  правила формирования цен на продукцию  собственного производства, предельные размеры наценок общественного  питания и условия их применения в пределах своих административных территорий.

Информация о работе Организация учета сырья, товаров и готовой продукции на предприятиях общественного питания