Организация учёта расчётных операций на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятия в условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями. В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общетеоретическая характеристика расчётных операций…………………..5
1.1 Основы организации и задачи учёта расчётных операций……………5
1.2 Формы безналичных расчётов.…………………………………………..9
1.3 Особенности деятельности исследуемого предприятия……………...20
2 Организация учёта расчётных операций на предприятии…………………26
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………..26
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………..34
2.3 Учёт расчётов с подотчётными лицами…………………………….…41
2.4 Учёт расчётов с прочими дебиторами и кредиторами……………..…46
Заключение………………………………………………………………………54
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

учет расчетных операций.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ показателей таблицы отображает, что за отчетный период выручка от реализации увеличилась на 4200,6 тыс. руб. или на 15%. При этом чистая прибыль увеличилась с 3000,2 тыс. руб. в 2010 г. до 4300,8 тыс. руб. в 2011 г., т.е. на 1300,6 тыс. руб. или 43,5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Организация учёта расчётных операций на предприятии

 

2.1 Учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие материальные ценности (сырье, материалы, топливо, запасные части и т.д.), а также выполняющие работы (строительные и ремонтные работы и др.) и оказывающие услуги (подача тепла, воды, газа, электроэнергии и др.), необходимые для осуществления производственной деятельности организации [6, с.2].

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с  поставщиками является счет-фактура (форма  № 914, в редакции постановления Правительства  РФ от 26 мая 2009 г. N 451). Ее выписывает поставщик  на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, дата и др. В нем указывают наименование отгруженных ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе делают ссылку на договор, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям.

Счета-фактуры поставщиков  тщательно проверяют с точки зрения правильности заполнений всех реквизитов, применяемых цен, таксировки, и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случае несоответствия полученных ценностей с данными счета-фактуры составляют коммерческий акт и предъявляют претензию поставщику.

Все расчеты с заготовительными организациями строятся на основании  заключаемых с ними договоров - контрактов, где указаны сроки и условия  поставки продукции, порядок оплаты и т. д.

Счет-фактура занимает особое место в системе документации организации. С одной стороны, он является дополнительным инструментом контроля за правильностью и своевременностью расчетов бюджетом по налогу на добавочную стоимость. С другой стороны, порядок составления и регистрации счетов-фактур соответствует требованиям, предъявляемым при составлении первичных документов.

Аналогичный порядок  распространяется и на счета-фактуры  по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ № 914. Допускаемое изменение внешней формы счета-фактуры не должно нарушать последовательности расположения и количества реквизитов, утвержденных этим постановлением: «Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом» (п. 8 постановления). Таким образом, на специфический налоговый документ распространяются требования, предъявляемые к документам, подтверждающим факт деятельности предприятия. Последствия несоблюдения этих требований также уравниваются. Оформление счета-фактуры с нарушением требований расцениваются как отсутствие НДС, оплаченного поставщику (подрядчику).

Из данного положения следует, что счет-фактура выходит за рамки документа, служащего дополнительным элементом контроля за правильностью расчетов с бюджетом по НДС, и поднимается до уровня документа, являющегося основанием для возмещения (принятия к зачет) сумм НДС, указанных в нем.

Таким образом, появляется дополнительное условие для предъявления бюджету НДС, уплаченного поставщикам  и подрядчикам, к уже определенным инструкцией Госналогслужбы от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». В соответствии с п.16, 18 и 19 этой инструкции предъявить бюджету НДС можно при четырех условиях:

      • материальные ценности (работы, услуги) получены от поставщиков и подрядчиков;
      • материальные ценности (работы, услуги) приобретены для производственных целей;
      • погашена кредиторская задолженность перед поставщиками за приобретенные материальные ценности (работы, услуги);
      • НДС выделен отдельной строкой в платежных и первичных документах.

Пятое условие - наличие  счета-фактуры - дублирует обязанность  налогоплательщика выделять сумму НДС отдельной строкой и первичных документах.

Счет-фактура имеет  существенное значение только при предъявлении бюджетных сумм НДС, уплаченных поставщикам (подрядчикам). При начислении бюджету  НДС счета-фактуры перестают играть кардинальную роль.

Допускаются некоторые  отступления от общего порядка их составления, позволяющие искусственно увязать суммы начисленного НДС  в соответствии с Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную  стоимость» и суммы НДС, подлежащие начислению в соответствии с выставленными счетами-фактурами.

Для обобщения  информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в ООО «Примтрансагентство» используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», к которому, согласно рабочего план счетов открыты следующие субсчета:

60/1 – Расчеты  с поставщиками (в рублях);

60/2 –Расчеты  по авансам выданным (в рублях);

60/3 – Векселя  выданные;

60/6 – Расчеты  с поставщиками и подрядчиками (в условных единицах);

60/7 - Расчеты  по авансам выданным (в условных  единицах);

60/11 -Расчеты  с поставщиками и подрядчиками (в валюте);

60/22 - Расчеты  по авансам выданным (в валюте).

На этом счете ведется, как правило, учет расчетов по уже  принятым к учету материальным ценностям, выполненным работам и оказанным  услугам. Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени их оплаты.

ООО «Примтрансагентство» самостоятельно выбирает форму расчетов за поставленные материалы, продукцию (работы, услуги) и предусматривает их в договорах, заключаемых с поставщиками и подрядчиками.

Как правило, ООО «Примтрансагентство» производит оплату счетов поставщиков и подрядчиков платежными поручениями.

 Первичными документами,  подтверждающими произведенные  расчеты с поставщиками и подрядчиками, являются счета, счета-фактуры,  накладные, акты приемки работ  (услуг), платежные поручения и  др [23, с. 146].

Счета-фактуры, поступающие  от поставщиков и подрядчиков, должны регистрироваться в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования поступивших ценностей (работ, услуг) [42, с 209].

 

Бухгалтер ООО «Примтрансагентство» операции по приобретению и оплате ценностей (работ, услуг) отражает следующими проводками (см. таблицу 2).

 

 

Таблица 2 – Корреспонденция бухгалтерских счетов по поступлению в ООО «Примтрансагентство» за 5 марта 2011 г. от поставщиков ООО «Авторай».

 

п/п

Содержание хозяйственных  операций

Корреспонденция бухгалтерских  счетов

Сумма, руб.

Дебет

Кредит 

1

2

3

4

5

1

Отражена задолженность ООО «Примтрансагентство» по приобретенному заднему мосту для автомобиля.

41

60

15000

2

Отражена сумма НДС  со стоимости приобретенного заднего  моста.

19

60

2700

3

Произведена оплата поставщикам за приобретенный задний мост включая НДС).

60

51

17700

4.

Зачтен НДС

68

19

2 700


 

В случаях если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления  груза, а при приемке поступивших  материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям»).

За неотфактурованные  поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется  на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Курсовые разницы, возникающие  при приобретении ценностей (работ, услуг), учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в корреспонденции со счетом 91 «Прочие  доходы и расходы». Указанные курсовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам и учитываются при налогообложении прибыли.

В случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной  сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах) величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц.

Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой  фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рубленой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

В соответствии с ПБУ 10/99 возникающие в таких случаях  суммовые разницы теперь признаются расходами по обычным видам деятельности и должны учитываться в составе  величины оплаты.

На порядок отражения  в бухгалтерском учете суммовых разниц, в отличие от курсовых разниц, не распространяется порядок пересчета активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, установленный ПБУ 3/2001 [30, с 256].

Курсовые разницы, возникающие  при приобретении ценностей (работ, услуг), учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Указанные курсовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам и учитываются при налогообложении прибыли.

Операция по прекращению  обязательств при зачете взаимных требований отражается в бухгалтерском учете  по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту  счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сейчас у поставщиков  практически нет никаких гарантий, что продукция будет оплачена вовремя. Поэтому все чаще договоры на поставку продукции (работ, услуг) заключаются  на условиях предоплаты. В этом случае в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) вы должны перечислить аванс поставщику или подрядчику.

Учет авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ, услуг), осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно, на отдельном субсчете (например, на субсчете «Расчеты по авансам выданным»).

На практике случается, что поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) ООО «Примтрансагентство».

В этом случае можно произвести взаимозачет задолженностей. Понятие взаимозачетной операции определено в статье 410 ГК РФ. В ней сказано, что взаимозачетная операция - это способ полного или частичного погашения обязательства путем зачета встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования [7, с. 5].

В бухгалтерском учете  взаимозачет отражается записью:

Дебет 60 Кредит 62 (76) - произведен взаимозачет задолженностей.

Все расчеты  с поставщиками отражаются бухгалтерией предприятия в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 60.

В карточке счета 60 указываются сальдо на начало и  конец периода, по дебету – оплата поставщику с указанием документа движения, по кредиту – поступления товарно-материальных ценностей по каждой номенклатуре согласно товарно-транспортным накладным, дебетовый и кредитовый обороты за период.

Данные по каждому  поставщику за период служат основанием для разработки оборотно-сальдовых ведомостей по счету 60.

Оборотно-сальдовая  ведомость по счету 60 в ООО «Примтрансагентство» представляет собой итоги оборотов и сальдо по каждому поставщику за определенный период. Она предназначена для проверки правильности учетных записей по счету, для наблюдения за состоянием и движением по счету.

Так как на исследуемом  предприятии применяется автоматизированная программа обработки учетной  информации, то для получения итоговых и детальных сведений о текущих  обязательствах и расчетах оформляются следующие документы:

- стандартный  отчет « Анализ счета 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»,  содержит сводные обороты счета  60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» с другими счетами  за период;

- стандартный  отчет «Карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», позволяет проанализировать обороты счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с другими счетами в разрезе конкретных сумм;

В результате проведенного исследования по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Примтрансагентство» нами были выявлены следующие положительные моменты:

  1. учет на данном участке бухгалтерской работы полностью автоматизирован, что уменьшает ее трудоемкость;
  2. для проверки соответствия данных аналитического учета составляется автоматизированным способом оборотно- сальдовая ведомость.
  3. все документация оформляется надлежащим образом на основании достоверных данных.

Информация о работе Организация учёта расчётных операций на предприятии