Организация учёта расчётных операций на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятия в условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями. В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общетеоретическая характеристика расчётных операций…………………..5
1.1 Основы организации и задачи учёта расчётных операций……………5
1.2 Формы безналичных расчётов.…………………………………………..9
1.3 Особенности деятельности исследуемого предприятия……………...20
2 Организация учёта расчётных операций на предприятии…………………26
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………..26
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………..34
2.3 Учёт расчётов с подотчётными лицами…………………………….…41
2.4 Учёт расчётов с прочими дебиторами и кредиторами……………..…46
Заключение………………………………………………………………………54
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

учет расчетных операций.doc

— 563.50 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что  по данным бухгалтерского учета имеется  задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ООО «Примтрансагентство» рекомендуем ежемесячно проводить анализ задолженности по конкретным поставщикам и покупателями в частности по:,

    • по срокам образования задолженности;
    • по срокам их возможного погашения.

Данная рекомендация позволит исследуемому предприятию  своевременно выявлять просроченную задолженность  и принимать меры к ее взысканию.

Таким образом, любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в бухгалтерском учете (ст. 9 Закона №129-ФЗ). Первичные учетные документы с 01.01.99 принимают к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998гг. по согласованию с Минфином и Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

 

2.2 Учет расчетов  с покупателями и заказчиками

В современных  рыночных условиях правила диктуют  покупатели и заказчики, которым  выгодно сначала получить товар или принять работу, а потом только расплатиться.

Но и те, и  другие должны погашать свою задолженность  по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока  и на условиях, определенных в договоре купли- продажи или поставки.

При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Расчеты с покупателями и заказчиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками. Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками  в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска со склада служат приказы-накладные отдела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск [11].

Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: один передается экспедитору для указания количества отправляемых мест, суммы оплаченного железно-дорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй остается у кладовщика, по нему в карточках складского учета проставляется количество отпущенной продукции и документ передается бухгалтеру [11]. 

На основании приказа-накладной и квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платежное требование для расчетов с покупателями через банк и счет-фактуру. В нем указываются ассортимент, количество, продажная цена, стоимость тары и железнодорожный тариф, оплачиваемый покупателем[11]. 

Счета-фактуры обязаны выписывать все предприятия и организации, реализующие товары (работы или услуги), как облагаемые так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактура необходима для возмещения НДС из бюджета.

Выписывается счет-фактура  в двух экземплярах. Первый передается покупателю, а второй остается у организации, продавшей товар (выполнившей работы, оказавшей услуги). Счет-фактура может быть заполнен от руки, с использованием компьютера или пишущей машинки.

Счета-фактуры, полученные от поставщиков и выставленные покупателям, хранятся в журнале учета счетов-фактур.

Продавцы учитывают  счета-фактуры, выставленные покупателям в хронологическом порядке, а покупатели - номера их поступления от продавцов. У предприятий-импортеров в журнале учета полученных счетов-фактур должны храниться грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, а также платежные документы, которые подтверждают фактическую уплату НДС таможенному органу.

В бухгалтерском  учете при отгрузке продукции  покупателям возникающая дебиторская  задолженность отражается по цене реализации продукции на активном счете 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками".

В ООО «Примтрансагентство» к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" открыты следующие субсчета:

  • 62/1 – Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях;
  • 62/2 – Расчеты по авансам полученным (в рублях);
  • 62/3 – Векселя полученные;
  • 62/4 – Расчеты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента в рублях;
  • 62/6 – Расчеты с покупателями и заказчиками (в условных единицах);
  • 62/7-Расчеты по авансам полученные (в условных единицах);
  • 62/8 – Расчеты с покупателями по товарам(работам, услугам) комитента ( в условных единицах);
  • 62/11 – Расчеты с покупателями и заказчиками ( в валюте);
  • 62/22 – Расчеты по авансам полученным (в валюте);
  • 62/44 - Расчеты с покупателями по товарам (работам, услугам) комитента ( в валюте).

Отгрузка и  отпуск готовой продукции ООО «Примтрансагентство» осуществляется складом на основании товарно– накладных и счетов–фактур, которые заносятся в книгу регистрации выданных счетов – фактур, а по мере оплаты данные из счетов – фактур заносятся в книгу продаж.

В связи с  тем, что на исследуемом предприятии ООО «Примтрансагентство» используется автоматизация учета, то компьютерная программа позволяет контролировать правильность составления корреспонденции счетов на основании «Журнал бухгалтерских проводок», а достоверность составления первичных документов контролируется «Перечнем первичных документов».

Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится в соответствии с заключенными договорами поставки или непосредственно в процессе свободной продажи.

Приемка поставляемой продукции по количеству, состоянию  укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе покупателя. С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию.

Поставляемая  продукция ООО «Примтрансагентство», в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

Таблица 2 - Основные проводки по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Содержание операции

Документ

Номера корреспондирующих  счетов

   

Дебет

Кредит

  1. отражена операция по реализации продуцции

Накладная, акт  приема- передачи

62

90

  1. Отражена операция по реализации основных средств, прочих актов

Накладная, акт

62

91-1


 

Продолжение Таблицы 2

  1. Получен аванс в счет предстоящей отгрузки товаров, продукции
 

50,51,52

62

с/сч  «Расчеты по авансам полученным»

  1. Зачтена сумма ранее полученных авансов

Выписка банка, платежное поручение

62

с/сч  «Расчеты по авансам полученным»

62

  1. Задолженность покупателей погашена за счет резервов по сомнительным долгам

Бухгалтерская справка

63

62

  1. Получены денежные средства от покупателей за отгруженную продукцию

Приходный кассовый ордер, выписка банка

50,51,52

62


 

До 01.01.06. года согласно ст. 167 НК РФ организации — плательщики  НДС в целях налогообложения  выбирали один из следующих методов  определения момента возникновения  обязательств по уплате НДС:

  • По мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов;
  • По мере поступления денежных средств.

В 2011 году начисляют НДС к уплате в бюджет только одним методом – «по отгрузке».

Поэтому в ООО «Примтрансагентство» бухгалтерский учет ведется по отгрузке продукции, а исчисление налога на добавленную стоимость согласно учетной политики производится исходя из оплаченной покупателями продукции.

В соответствии с действующим в настоящее  время законодательством при  расчетах между юридическими лицами на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер.

Основываясь на вышесказанное в ООО «Примтрансагентство» применяется контрольно-кассовая машина, причем чек и ордер оформляется непосредственно:

  • при продаже продукции, работ, услуг и т.д.
  • при получении предоплаты за оказание услуг, предоставление продукции и т.д.

Одновременно  списывается себестоимость оплаченной продукции: Дебет 90.2 «Себестоимость продаж»  и Кредит сч. 41 «Товары».

Начисляется НДС  на оплаченную продукцию:

Дт сч. 76. Кт 68.2 "НДС"

Оплата НДС  в бюджет отражается в бухгалтерском  учете ООО «Примтрансагентство»: 

Дт сч. 68.2 "НДС" и Кт сч. 51 "Расчетные счета".

Выручка от продажи  продукции является согласно п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности.

В рассматриваемом случае обязанность организации перед покупателем считается выполненной при сдаче продукции перевозчику на станции отправления.

Пунктом 5 ПБУ 10/99 установлено, что расходы, связанные  с изготовлением и продажей продукции, являются расходами по обычным видам деятельности, на базе которых формируется себестоимость продукции.

Рассмотрим пример по продаже  собственной продукции исследуемого предприятия на сумму 360 000 руб., в  том числе НДС 60 000 руб., себестоимость  которой составляет 240 000 руб.

Доставка продукции осуществляется железнодорожным транспортом. Договорная цена продукции включает в себя стоимость  ее доставки до станции отправления - 12 000 руб., в том числе НДС 2 000 руб.

ООО «Примтрансагентство» рекомендуем разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления заказчикам скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению сферы деятельности и интенсифицирует приток денежных средств.

 

Таблица 3 – Корреспонденция счетов по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО «Примтрансагентство» за январь 2012 г.

Содержание

хозяйственных операций

Корреспонденция бухгалтерских счетов

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит 

1

2

3

4

1. Отражена сумма расходов по доставке продукции до станции отправления.

44

60

10 000

2. Отражена сумма НДС по расходам по доставке.

19

60

2 000

3. Отражена выручка от реализации продукции покупателю.

62

90/1

360 000

4. Начислен НДС с выручки от реализации продукции.

90/3

68

60 000

5. Списана себестоимость реализованной продукции.

90/2

40

240 000

6. Списана сумма коммерческих расходов по доставке продукции до станции отправления

90субсчет Коммер.

расходы

44

10 000

7. Списаны общехозяйственные расходы (без учета других расходов).

90/2

26

3 000

8. Отражен финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг)

(360 000 – 60 000 – 3 000 – 240 000 –  10 000)

 

90/9

 

99

 

47 000

9. Оплачено транспортной организации за доставку продукции до станции отправления

 

60

 

51

 

12 000

10. Зачтен НДС

68

19

2 000

11. Оплачено транспортной за  доставку продукции от станции  отправления до станции назначения

 

76

 

51

 

60

12. Получены от покупателя денежные средства за отгруженную продукцию.

51

62

360 000

13. Получены от покупателя денежные средства в возмещение расходов по доставке продукции.

 

51

 

76

 

60 000


 

Согласно, проведенного исследования в ООО «Примтрансагентство» мы пришли к следующим выводам:

Информация о работе Организация учёта расчётных операций на предприятии