Основное содержание и порядок учёта на забалансовых счетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время забалансовый учет присутствует на каждом предприятии в той или иной мере. Чаще всего речь идет об организации сохранности бланков строгой отчетности – квитанций, по которым исполнители конкретных работ могут получать оплату от населения на оказываемые услуги, талонов и абонементов, дающих право на получение товарно-материальных ценностей (например, ГСМ) и различных материальных благ (бесплатный проезд). Учреждения образования традиционно организуют учет бланков дипломов, свидетельств, удостоверений; аптеки – учет льготных рецептов, по которым отпускаются медикаменты и т.п.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
1.1 Законодательно-нормативное регулирование
1.2Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Альфа»
1.3 Организация учётной работы в ООО «Альфа»
РАЗДЕЛ 2. Основное содержание и порядок учёта на забалансовых счетах
2.1 Общая характеристика учёта на забалансовых счетах
2.2 Первичный учёт
2.3 Аналитический и синтетический учёт
2.4 Отчётность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

бфу курсовая.docx

— 160.31 Кб (Скачать файл)

Права и обязанности  главных бухгалтеров ООО «Альфа». Они определены в Законе РФ «О бухгалтерском учете».

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  несет ее руководитель. В связи  с этим он обязан создать необходимые  условия для правильного ведения  бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера о порядке оформления и представления для учета  документов.

Главный бухгалтер  несет ответственность за соблюдение методологических основ ведения  бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций, формирует оперативную  информацию и бухгалтерскую отчетность для ее представления в установленные  адреса и сроки. Совместно с руководителем  организации главный бухгалтер  подписывает документы, служащие основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а  также расчетных, кредитных и  финансовых обязательств. Указанные  документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными  и к исполнению не принимаются. Право  подписи может быть предоставлено  лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя ООО  «Альфа».

Главному  бухгалтеру запрещается принимать  к исполнению и оформлению документы, противоречащие законодательству, вызывающие нарушение договорной и финансовой дисциплины. О них в письменном виде главный бухгалтер сообщает руководителю и, только получив в  письменном виде распоряжение об их исполнении, принимает к учету. Всю полноту  ответственности за незаконность совершенных  операций в этом случае несет руководитель организации. С главным бухгалтером  согласовываются назначение, увольнение и перемещение материально ответственных  лиц (кассира, заведующего складом  и др.).

На ООО «Альфа», имеется в штате кассир, его он болеет, то его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится сдача дел вновь назначенному приказом руководителя, в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением акта, утверждаемого руководителем организации.

ООО «Альфа» обязано хранить  следующие документы:

договор об учреждении общества, за исключением  случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав  общества, а также внесенные в  устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения;

протокол (протоколы) собрания учредителей  общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

документ, подтверждающий государственную  регистрацию общества;

документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его  балансе;

внутренние документы общества;

положения о филиалах и представительствах общества;

документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных  ценных бумаг общества;

протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества;

списки аффилированных лиц общества;

заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных  и муниципальных органов финансового  контроля;

иные документы, предусмотренные  федеральными законами и иными правовыми  актами Российской Федерации, уставом  общества, внутренними документами  общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

ООО «Альфа» хранит документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Основное содержание и порядок учёта на забалансовых счетах

2.1 Общая характеристика  учёта на забалансовых счетах

 

Согласно  Инструкции по применению Плана счетов [5] «забалансовые счёта предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и т.п.), условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет указанных объектов ведется по простой системе».

Из положений  Инструкции видно, что все забалансовые счета можно разделить на три группы:

1) материальные (инвентарные);

2) условных  прав и обязательств;

3) операционного  контроля.

Появление материальных (инвентарных) забалансовых счетов связано с тем, что актив баланса, согласно некоторым особенностям юридической теории бухгалтерского учета, должен показывать имущество, находящееся в собственности организации. Но на предприятии всегда есть «чужое» имущество, находящееся в его владении и пользовании.

Это требование в середине XIX в. навязано кредиторами, преимущественно банкирами, так как при расчете ликвидности в покрытие кредиторской задолженности может приниматься только собственное имущество должника. Для того чтобы займодавцам было легче считать, собственное и «несобственное» имущество было разделено. Первое осталось в активе баланса, второе стали показывать за балансом.

В настоящее  время согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [8] при формировании учетной политики должен соблюдаться принцип допущения имущественной обособленности, в соответствии с которым «активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций».

Появление счетов условных прав и обязательств вызвано  тем, что в балансе должны быть показаны только активы, на которые  распространяются безусловные права  организации.

Наконец, есть счета, на которых учитываются чисто  символические объекты, но в связи  с особой их значимостью администрации  необходимо контролировать движение этих объектов.

С момента  появления забалансовых счетов было предложено два способа их учета: простой и двойной записью.

До середины XX в. считалось, что двойная запись должна иметь универсальный характер и к каждому забалансовому счету искусственно вводился только с ним корреспондирующий счет.

В настоящее  время принята простая и более  логичная система – бухгалтерская  запись содержит не традиционные дебет  и кредит корреспондирующих счетов, а только дебет или кредит забалансового счета. Полученные ценности либо возникшие обязательства учитывают по дебету забалансовых счетов, а выбытие ценностей или погашение обязательств - по кредиту.

Таким образом, на забалансовых счетах кроме ценностей, не принадлежащих организации на праве собственности, могут учитываться:

  • резервные фонды денежных билетов и монеты;
  • обязательства заемщиков;
  • расчетные документы, сданные банку на инкассо (для получения платежей);
  • бланки строгой отчетности (чековые и квитанционные книжки аккредитивы к оплате) и т.д.

 

2.2 Первичный учёт

 

Хозяйственные операции по учету объектов на забалансовых счетах должны быть подтверждены документально и отражены в регистрах бухгалтерского учета.

Учет по каждому забалансовому счет в ООО «Альфа» ведётся в соответствующих ведомостях аналитического учета имущества или обязательств.

Вместе с этим используются типовые ведомости и расчетные таблицы из журнально-ордерной системы счетоводства или упрощенной системы регистров бухгалтерского учета, предназначенные для малых предприятий, либо формы, разрабатываемые организацией самостоятельно. Например, для учета арендованных основных средств и расчетов по арендной плате используется ведомость формы № В-1 «Учет основных средств, начисленных амортизационных отчислений», разработанную Минфином России для малых предприятий .

Рассмотрим основные моменты по учету на забалансовых счетах в предприятии ООО «Альфа»:

Учет арендованных основных средств  ведется на счете 001 «Арендованные  основные средства» в оценке, обозначенной в договоре аренды.

Арендованные основные средства приходуются  на основании приемопередаточного  акта, накладной либо другого документа, удостоверяющего факт передачи основных средств в аренду арендатору.

Для организации учета указанного объекта на забалансовом счете арендатора открывается инвентарная карточка. При этом данный объект учитывается арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

В случае если организация сама сдает  в аренду основные средства и условиями  договора предусмотрено, что имущество  должно учитываться на балансе арендатора, то используется счет 011 «Основные средства, сданные в аренду». Оценка и порядок  ведения аналитического учета данного  имущества ведется в том же порядке, что и по арендованному  имуществу.

На счете 001 также учитывается  стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе  лизингодателя. Учет и налогообложение  операций по договору финансовой аренды (лизинга) зависит от того, на чьем балансе  будет отражено имущество.

При инвентаризации основных средств  на арендованные основные средства в ООО «Альфа» составляется отдельная инвентаризационная опись формы ИНВ-1.

Учет товарно-материальных ценностей, принятых организацией на ответственное  хранение, ведется на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке, установленной в договоре (согласно расчетным документам поставщиков).

На счете 002 отражаются товары, ошибочно адресованные организации. В целях достоверности учетных данных такие ценности учитываются по рыночной оценке.

Не следует путать поступление  товаров без наличия договорных отношений с поставщиком и  неотфактурованные поставки, когда товар поступает к тому покупателю, которому он предназначался, но без сопроводительных документов. Такие товары, если они переходят в собственность организации, отражаются на её балансе.

Также на счете 002 отражаются товары, оплаченные и принятые покупателем, но временно оставленные на складе поставщика на ответственное хранение. Причины задержки отгрузки товаров могут быть самыми разными, при этом покупатель учитывает товар на балансе, несмотря на то, что он находится на складе поставщика, в то время как сам поставщик учитывает товары, уже не являющиеся его собственностью, на забалансовом счете. Такой же порядок применяется в обратной ситуации, когда в организацию поступили товары, на которые по условиям договора купли-продажи право собственности сохраняется за продавцом до их оплаты или наступления иных обстоятельств. До перехода права собственности на товары у покупателя нет оснований учитывать их на балансе. В данном случае основанием для записи по дебету счета 002 является накладная ТОРГ-12 . Списание товаров с кредита счета 002 производится на основании этой же накладной, но только после оформления записи по оплате кредиторской задолженности.

При проведении инвентаризации ценности, находящиеся на ответственном хранении, подлежат обязательному пересчету. Результаты инвентаризации отражаются в отдельной инвентаризационной описи формы ИНВ-5.

Учет сырья и материалов, принятые от заказчика на переработку (давальческое сырье), учитываются ООО «Альфа» на счете 003 «Материалы, принятые в переработку» в оценке, предусмотренной в договорах или накладных на их передачу. Но если информация о стоимости переданных ценностей в этих документах отсутствует, то организация отражает давальческие материалы за балансом только в количественной оценке.

Основанием для принятия к учету  давальческого сырья является накладная  на отпуск материалов на сторону формы  М-15. Списание материалов с забалансового счета производится после их использования в производственном процессе на основании отчета об израсходованных материалах, принятого заказчиком.

Следует отметить, что деятельность организаций по переработке давальческого  сырья и материалов признается производственной и подлежит налогообложению в  установленном порядке (НДС, акцизами и налогами с оборота). При этом выполненный объем работ не включает стоимость давальческого сырья  и материалов. Для организаций, передающих в переработку сырье и материалы, операции по их передаче не считаются  операциями по продаже продукции (работ, услуг), и как следствие обороты  по ним не являются оборотами по реализации продукции (работ, услуг).

Учет товаров, принятых организацией-комиссионером  от физических и юридических лиц (комитентов) для продажи, ведется  на счете 004 «Товары, принятые на комиссию»  в оценке, указанной в приемо-сдаточных  актах, включая налог на добавленную  стоимость, выделенный в счете-фактуре. Цена товара определяется соглашением комиссионера и комитента.

С точки зрения торговых работников продажа по договору комиссии ни чем  существенным не отличается от продажи  по договору купли - продажи.

Приём товаров на комиссию оформляется  путём составления документа (договор  комиссии, квитанция, накладная и  другие виды). Вид документа устанавливается  комиссионером самостоятельно.

Порядок оформления товаров, принимаемых  на забалансовый учет, отличается от правил документирования поступления товаров, отраженных на балансе организации.

Постановлением Госкомстата РФ [16] утверждено около десяти форм для  оформления операций комиссионной торговли. Наиболее распространенной унифицированной  формой является бланк перечня товаров, принятых на комиссию формы N КОМИСС-1. Этот документ применяется при заключении договора комиссии и получении от комиссионера товаров, в нем указываются практически все данные, необходимые для синтетического и аналитического учета товаров, принятых на комиссию (количество принятых, возвращенных, реализованных товаров, их продажная стоимость, дата продажи, возможная уценка товара и др.).

Информация о работе Основное содержание и порядок учёта на забалансовых счетах