Особенности бухгалтерского учета в розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей бухгалтерского учета в розничной торговле.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности бухгалтерского учета в розничной торговли 5
1.1. Учет поступления товара 5
1.2. Учет продажи товара 13
1.3. Учет издержек обращений 20
1.4. Учет товарных потерь 23
1.5. Налогообложение розничной торговли 26
2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Реалпромсистем» 31
2.1. Учет движения сырья и товаров 31
2.2. Учет товаров в ООО «Реалпромсистем» 33
2.3. Инвентаризация 35
2.4. Синтетический и аналитический учет 37
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41

Файлы: 1 файл

БФУ курсовая р. Мустафина Г.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Средний процент  рассчитывается по формуле:

                                ТНн + ТНп - ТНв

                         П = -----------------------x 100,

                                      Т + ОК

где,

П - средний процент дохода;

ТНн - торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 на начало отчетного периода);

ТНп - торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 за отчетный период);

ТНв - торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 за отчетный период);

Т - товарооборот в данном месяце;

ОК - остаток  товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 на конец отчетного  периода).

Таким образом, на счете 42 (помимо указанной выше проводки в корреспонденции со счетом 41 - при оприходовании товаров) могут быть оформлены следующие проводки:

- дебет счета 44 «Расходы на продажу» кредит счета 42 (сторно) - на сумму торговой наценки по товарам, использованным при осуществлении расходов на продажу (например, при проведении рекламной кампании);

- дебет счета 90, субсчет «Выручка» кредит счета 42 (сторно) - на сумму торговой наценки по сумме стоимости проданных товаров;

- дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 42 (сторно) - на сумму торговой наценки по стоимости недостающих товаров.

Необходимости корректировки сумм полученной прибыли  для целей налогообложения не возникает, так как приведенная  схема позволяет формировать  финансовый результат в соответствии с требованиями налогового учета - списываются фактически осуществленные (и признанные) расходы, а сумма торговой наценки распределяется между проданными товарами и их остатками на складах. [17, с.214]

Аналитический учет по счету 42 «Торговая наценка» должен обеспечивать раздельное отражение сумм скидок (накидок) и разниц в ценах, относящихся к товарам в организациях, осуществляющих розничную торговлю, и к товарам отгруженным.

Аналитический учет товаров в организациях розничной  торговли ведется:

а) по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;

б) по каждому  хозяйствующему субъекту - по материально-ответственным  лицам;

в) по каждому  материально-ответственному лицу - по ассортименту товаров;

г) а также  в удобном для предприятия разрезе.

Разрезы аналитического учета «По хозяйствующим субъектам» и «По материально-ответственным лицам» совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо (одна бригада).

Учет товаров организуется:

- в бухгалтерии  - по материально-ответственным лицам  (бригадам) в стоимостном выражении;

- на складах  - по наименованиям, сортам, количеству  и цене товара в товарных  книгах, товарных карточках.

1.3. Учет издержек  обращений

 

Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на реализацию товаров, который на уровне торговой организации невозможно разложить на составные части.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Поэлементная  группировка затрат показывает сколько  произведено тех или иных видов  затрат в целом по торговой организации за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на реализацию какого конкретного товара они использованы. [10, с.192]

На розничных  торговых предприятиях все затраты, произведенные в течение месяца, учитываются на счетах: 44 «Расходы на продажу», 26 «Общехозяйственные расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и др. Затраты группируются в разрезе этих счетов, экономических элементов, статей калькуляции, мест их возникновения и видов (групп) товаров.

Фактическая себестоимость  продажи товаров в разрезе  статей калькуляции отражается на счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета в течение месяца собираются все прямые и косвенные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров. В первичных документах указываются места возникновения затрат, наименования, виды и группы товаров и соответствующие статьи затрат. По дебету данного счета фиксируются также резервы предстоящих расходов и соответствующая доля расходов будущих периодов.

В конце месяца все затраты, учтенные по дебету счета 44 «Расходы на продажу», разграничиваются между реализованными за месяц товарами и их остатком на конец месяца. Для этого составляется специальный расчет по методу среднего процента в следующем порядке:

1) определяется  сумма прямых (транспортных) расходов, приходящихся на остаток товаров  на начало месяца и осуществленных  в текущем месяце;

2) определяется  сумма товаров, реализованных  в текущем месяце, и остатка  товаров на конец месяца;

3) определяется средний процент прямых расходов отношением суммы прямых расходов к сумме товаров;

4) определяется  сумма прямых расходов, относящихся  к остатку товаров на конец  месяца. Для этого средний процент  прямых расходов умножают на  сумму остатка товаров на конец  месяца и делят на 100.

Сумма расходов, относящаяся к проданным товарам, необходима для исчисления финансового  результата от реализации товаров в  отчетном месяце, а сумма издержек обращения на остаток товаров - для  исчисления фактической себестоимости  остатка товаров на конец месяца. [13, с.495]

Сумму расходов, относящихся к проданным товарам, отражают по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 44 «Расходы на продажу». Дебетовое сальдо по счету 44 «Расходы на продажу» показывает сумму транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на конец месяца.

Представленная  схема учета затрат на розничных  торговых предприятиях является традиционной для отечественной учетной практики. Вместе с тем, новый план счетов бухгалтерского учета позволяет торговым организациям применять методику учета затрат, ориентированную на систему учета «Директ-костинг». В соответствии с ней, все расходы торговой организации подразделяются на основные, возникающие в самих торговых точках (универсамах, универмагах, магазинах и т.д.), и накладные - общехозяйственные, т.е. общеторговые административно-управленческие расходы. Основные расходы в разрезе розничных торговых предприятий учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», а накладные в целом по торговой организации - на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца накладные расходы могут списываться либо на счет 44 «Расходы на продажу», либо на счет 90 «Продажи». При первом варианте происходит распределение накладных расходов сначала между розничными торговыми предприятиями, затем - между видами и группами товаров. В этом случае становится возможным подсчет издержке емкости товаров непосредственно из данных счета 44 «Расходы на продажу». Кроме того, данный вариант позволяет по каждому торговому предприятию определять сумму как валового дохода, так и прибыли от продаж. При втором варианте аналогичный результат возможно получить расчетным путем, используя данные счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и 90 «Продажи».

Предложенная  методика дает наибольший эффект в том случае, когда розничные торговые предприятия функционируют на условиях внутреннего хозяйственного расчета.

Система учета «Директ-костинг» позволяет:

- определить нижнюю границу цены на товар;

- провести сравнительный анализ прибыльности различных видов и групп товаров;

- определить порог рентабельности, запас прочности и др.

Результат от реализации товаров на розничных торговых предприятиях определяется на основе данных счета 90 «Продажи». По кредиту этого счета отражается выручка от продажи товаров, а по дебету - себестоимость продаж. При этом необходимо иметь в виду, что розничные торговые предприятия, в соответствии с принятой учетной политикой, текущий учет товаров могут осуществлять по розничным (продажным) ценам. В этом случае для учета валового дохода торговой организации используется пассивный счет 42 «Торговая наценка». В конце месяца суммы, учтенные на этом счете, также подлежат разграничению между проданными за месяц товарами и их остатками на конец месяца. Для этого методом среднего процента по аналогии с издержками обращения составляется специальный расчет. Сумма валового дохода (торговой надбавки), относящаяся к проданным товарам, в учете списывается сторнировочной записью по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 42 «Торговая наценка»

Таким образом, по окончании месяца на дебете счета 90 «Продажи» отражаются затраты по реализации товаров, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др., а по кредиту - доходы от реализации товаров. Окончательный финансовый результат от продаж в виде прибыли или убытка списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Т.к. положение  о составе затрат в связи с  введением налогового кодекса упразднена, а отраслевых рекомендаций о составе затрат пока еще нет, на предприятии торговли используется условная номенклатура статей издержек обращения.   

Предприятиям  торговли предоставляется право  расширять или сокращать перечень статей издержек обращения. Деление издержек по статьям  следующие:  

- Статья «Транспортные  расходы»

- Статья «Расходы  на оплату труда»

- Статья «Отчисления  на социальные нужды»

- Статья «Расходы  на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования  и инвентаря»

-Статья «Амортизация основных средств»

- Статья «Расходы на ремонт основных средств»

- Статья «Расходы  на санитарную спец. одежду, столовое  белье, посуду, приборы, др. предметы».

- Статья «Расходы  на топливо, газ, электроэнергию  для производственных нужд».

- Статья «Расходы  на хранение, подработку, подсортировку,  упаковку товаров».

- Статья «Расходы  на рекламу»

- Статья «Потери  товаров и технологические отходы».

- Статья «Расходы  на тару».

- Статья «Прочие расходы» (суммы затрат по уплате налогов,  сборов; расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; расход по ведению реестра акционеров; оплата услуг телефонной, почтовой связи, связи интернет и др.

 

                   1.4. Учет товарных потерь

            Налоговое законодательство не предусматривает обязанности организации по уценке товаров. Необходимость их уценки в бухгалтерском учете возникает в двух случаях:

1. Если согласно  учетной политике предусмотрено  создание резервов под снижение  стоимости материальных ценностей  (п. 25 ПБУ 5/01). При этом материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Резерв под снижение стоимости  материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации  на величину разницы между текущей  рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

2. В рамках отражения  результатов инвентаризаций, которые  могут быть обязательными или  назначены руководителем по определенному  виду товара.

При выявлении фактов порчи имущества в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются его наличие, состояние и оценка. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 1 ст. 12 Закона №129-Федерального Закона). Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно, а именно:

- при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также  при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене  материально ответственных лиц;

- при выявлении  фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

- в случае  стихийного бедствия, пожара или  других чрезвычайных ситуаций, вызванных  экстремальными условиями;

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в розничной торговли