Особенности формирования отчетности предприятий малого бизнеса и ее анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес обычно связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес.
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малому предпринимательству используют 3 показателя:
Численность работников обычно до 50 человек.
Объем продажи продукции.
Балансовая стоимость имущества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО
Понятие малых предприятий, их сущность
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
на предприятиях малого бизнеса
1.3 Особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ООО «Регион-Т»
2.1Общая характеристика и особенности бухгалтерского учета в ООО «Регион-Т»
Организация бухгалтерского учета в ООО «Регион-Т»
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕЕ АНАЛИЗ
3.1.Порядок представления отчетности малыми предприятиями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом полностью.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, в  России существует высокий научно-технический  потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования.

С другой стороны, этот потенциал  долгое время  не был востребован  ни государством, ни частным бизнесом.

В силу этого инновационный  бизнес - пока новинка для российского рынка.

В настоящее время  малый бизнес превратился в весьма существенный фактор регионального  развития.

Накоплен позитивный опыт деятельности малого предпринимательства  в отдельных регионах нашей страны, выражающийся в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики.

В условиях современной  России сложилась разнообразная  картина в сфере малого бизнеса.

Перед местными органами власти в настоящее время стоит  та же задача, что и перед федеральными органами, - создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал.

От ее успешного решения  во многом зависит будущее регионов.

 

 

    1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета на малых предприятиях

 

Организация и ведение  бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование и развитие такой системы - одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью данной программы является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время складывается 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1.2.1

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета 

в Российской Федерации

Таблица 1.2.1

Уровень

Наименование

Нормативные документы

Первый

Законодательный

Федеральные законы,

постановления Правительства  РФ,

указы Президента РФ

Второй

Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Третий

Методический

Нормативные акты

(иные чем положения), методические указания и методические рекомендации, письма Минфина РФ

Четвертый

Организационно-распорядительный

Учетная политика организации


 

Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском  учете. В его состав входят федеральные  законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.

В законе определены: концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.

Очень важным документом первого уровня системы регулирования  является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.

Второй уровень системы  регулирования бухгалтерского учета  составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 23 ПБУ.

Основные из них:

- Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ (утверждено приказом  Минфина РФ от 29.07.98г. № 34 н.);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98г. № 60 н.);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» ПБУ 4/99 (утверждено  приказом Минфина РФ от 06.07.99 г.  №34 н.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 9.07.01г. №44 н.);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учет основных средств»  ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина  РФ от 30.03.2001 №26 н.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина от 12.12.05г.);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» ПБУ  9/99 (утверждено приказом Минфина  РФ от 6.05.99 г. №32 н.) (с изменениями  и дополнениями Приказ Минфина  от 12.12.05г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99г. №33 н.);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учет нематериальных активов»  ПБУ 14/2000 (утверждено приказом  Минфина от 16.10.00г. №91н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.01г. №60 н.);

- Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расчетов по налогу  на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено  приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114 н.).

Разработка Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 стала  важным этапом развития отечественного бухгалтерского учета. Установленные  этим документом состав, содержание и  методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближены к нормам, заложенным в международных стандартах бухгалтерского учета:

- Достоверность;

- Целостность;

- Последовательность;

- Сопоставимость;

- Полнота раскрытия информации;

- Нейтральность;

- Существенность;

- Оформление;

- Отчетный период;

- Денежное измерение

Они дополняют собой  допущения и требования, раскрытые  в Положении по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации».

При пользовании стандартом по учетной политике необходимо исходить из того, что он полностью базируется на общепринятых в мировой практике принципах бухгалтерского учета.

Таким образом, разработка документов второго уровня обусловлена  необходимостью обобщения и трактовки  применения принципов и базовых  правил бухгалтерского учета, изложения основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, и возможных методов применения бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.

Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:

- План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94 н., в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 07 мая 2003 г. № 1-550/32-2);

- Методические указания  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

- Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств (утверждены приказом  Минфина РФ от 13 октября 2003 г.  № 91н)

- Методические указания  по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2002 г. №119н);

Следует отметить, что  документы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости  продукции, связывают два крупных  блока учетной работы: финансовый и управленческий учет. При этом на данные блоки влияет комплекс вопросов по организации налогового учета.

Четвёртый уровень составляют внутренние рабочие документы организации, разрабатываемые руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.

Важным документом этого  уровня является приказ об учетной  политике. При ее разработке организации  должны руководствоваться следующими допущениями (правилам»), предусмотренными ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»:

- Имущественная обособленность;

- Непрерывность деятельности;

- Последовательность применения;

- Временная определённость фактов хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной  обособленности означает, что имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.

Допущение непрерывности  деятельности организации означает, что она будет продолжать свою работу в обозримом будущем, и  у нее нет намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если такие намерения имеют место, то организация должна указать в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Допущение временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанными с этими фактами. Кроме указанных допущений при разработке учетной политики необходимо также выполнение определенных требований, которые тоже закреплены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»:

- Полнота учета;

- Своевременность;

- Осмотрительность (консерватизм);

- Приоритет содержания перед формой;

- Непротиворечивость;

- Рациональность

Требование полноты  говорит о необходимости отражения  в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Требование своевременности обязывает отражать в бухгалтерском учете операции в момент их совершения либо, если такое отражение затруднительно, сразу после их завершения, что позволит получить оперативную и точную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Требование осмотрительности означает большую готовность к учету  потерь (расходов) и пассивов, чем  возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

Требование приоритета содержания перед формой означает, что отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности нужно не только по их правовой форме (юридическому оформлению), но и по экономическому содержанию фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества  данных аналитического учета оборотам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Требование рациональности говорит об эффективной организации  бухгалтерского учета в конкретной форме, исходя из её условий хозяйствования, масштабов деятельности и других факторов.

Данное требование особенно важно для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых зачастую весьма специфична, а финансовые возможности  по организации бухгалтерского учета ограничены.

На основании закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятия.

В зависимости от объема учетной работы руководители предприятий малого бизнеса могут:

- учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность  бухгалтера;

- передать на основе  договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру;

- вести бухгалтерский  учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер  при отсутствии в штате должности  главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации. В своей работе главный бухгалтер может подчиняться только непосредственно руководителю организации.

При формировании учетной  политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления ведения и организации бухгалтерского учет из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца года.

Информация о работе Особенности формирования отчетности предприятий малого бизнеса и ее анализ