Особенности учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются :
• Сближение налогового и бухгалтерского учетов
• Минимизация налогообложения в организации
• Использование данных финансового учета для рационального и оптимального планирования будущей деятельности организации.
учетная политика оптовая торговля

Файлы: 1 файл

большой.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

 

3. Последовательность  учетной политики означает, что  изначально выбранные и закрепленные  в приказе методологические приемы  ведения учета применяются последовательно  от одного отчетного года к  другому. Это связано с тем,  что в противном случае изменение  учетной политики сделает бухгалтерские  данные несопоставимыми и непригодными  для анализа в динамике развития  предприятия. Однако на практике  постоянство положений учетной  политики является невыполнимым  требованием и поэтому сопоставимость  достигается с помощью так называемого ретроспективного способа. Этот способ предполагает составление бухгалтерской отчетности таким образом, как если бы учетная политика применялась с начала возникновения фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения.

4. Временная  определенность фактов хозяйственной  деятельности. В соответствии с  этим принципом факты хозяйственной  жизни относятся к тому отчетному  периоду, в котором они имели  место, независимо от фактического  времени поступления или выплаты  денежных средств, связанных с  этими фактами. В случае если  организация является субъектом  малого предпринимательства, она  имеет право отступить от исполнения  данного допущения, т. е. применять  кассовый метод учета. Реализация  этого права в обязательном  порядке должна быть закреплена  в учетной политике.

Теперь перейдем к рассмотрению требований бухгалтерского учета.

5. Требование  полноты отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности, т. е. тех фактов, которые в соответствии с предписаниями  нормативных документов подлежат  отражению. Поэтому, например, не  требуется фиксировать в финансовом  учете такого факта хозяйственной  жизни как заключение договора  поставки.

6. Требование  своевременности отражения фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности. Для исполнения данного  требования на фирме необходимо  обеспечить высокий уровень организации  системы документооборота и обработки  информации.

7. Требование  осмотрительности (большая готовность  к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов,  не допуская создания скрытых  резервов). Например, реализация данного  принципа проявляется в создании  резервов по сомнительным долгам, гарантийным обязательствам и  др.

8. Требование  приоритета содержания перед  формой (отражение в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их  правовой формы, сколько из  экономического содержания фактов  и условий хозяйствования). Данное  требование вызывает необходимость  в профессиональном суждении  бухгалтера, т. е. умении самостоятельно  принимать решения независимо  от каких-либо внешних факторов.

9. Требование  непротиворечивости (тождество данных  аналитического учета оборотам  и остаткам по счетам синтетического  учета на последний календарный  день каждого месяца).

10. Требование  рациональности (рациональное ведение  бухгалтерского учета, исходя  из условий хозяйственной деятельности  и величины организации). Данный  принцип предполагает, что затраты  на ведение бухгалтерского учета  не должны превышать пользы  от использования его данных.

Принимая  во внимание имеющуюся преемственность  в организации бухгалтерского и  налогового учета, можно сказать, что  фирма при формировании налоговой  учетной политики основывается на тех  же принципах, что и бухгалтерская  учетная политика, но с учетом требований законодательства о налогах и  сборах. Например, если информация бухгалтерского учета достаточна для ведения  учета в целях налогообложения, тогда рационально не затрачивать  лишние средства на введение дополнительных регистров.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета  предполагает, что фирма не издает каждый год новый приказ об учетной  политике, а распорядительным документом организации вносит изменения в  его положения. Тем не менее, на практике предприятия предпочитают переиздавать Приказ по причине частых изменений  в законодательстве РФ, что позволяет  целостно видеть все элементы учетной  политики.

Изменять  учетную политику можно в случаях:

- изменения  законодательства Российской Федерации  или нормативных актов по бухгалтерскому  учету;

- существенного  изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственника, изменение вида деятельности  и т.п.);

- разработки  организацией новых способов  ведения бухгалтерского учета;  при этом новый способ способствует  повышению достоверности данных  или снижению трудоемкости не  в ущерб качеству информации.

Изменение учетной  политики производится с начала финансового  года, если иное не обуславливается  причиной такого изменения, с целью  обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 12 ПБУ 1/98). Однако бывают исключения из правил. Это касается ситуаций, когда отдельные нормативные  акты в результате длительной процедуры  их согласования и утверждения публикуются  уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указания о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает  коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в  установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускаются  только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный  акт требует его исполнения в  текущем году.

Примером  такой ситуации может служить  Положение по бухгалтерскому учету 18/02, утвержденное Минфином России от 19.11.02 г., зарегистрированное в Минюсте  России 31.12.02 г. и соответственно опубликованное только в 2003 году. В таких случаях организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Тогда бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего нормативного документа. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это в свою очередь, может повлиять на финансовое положение фирмы (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). Поэтому в такой ситуации все же рационально внести изменения в учетную политику в течение отчетного года.

В процессе деятельности у организации могут  возникнуть ситуации, когда какие-либо нормы отражения хозяйственных  операций первоначально не были установлены  в учетной политике, появились  новые участки бухгалтерского учета  или новые виды деятельности. Например, это может быть связано с приобретением  нематериальных активов, которые не имели место ранее в учете  организации. В этом случае предприятие  имеет право дополнить учетную  политику в течение отчетного  года.

Таким образом, при формировании учетной политики компании не следует раскрывать в  ней вопросы бухгалтерского учета, которые не возникают на данном этапе  деятельности организации. Такой подход облегчит в дальнейшем какие-либо внесения в учетную политику и позволит избежать риска того, что организация  установит правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая  операция, будут ей невыгодны или  неудобны применительно к реальной ситуации. Данным советом целесообразно  руководствоваться и при разработке учетной политики в целях налогообложения.

По статье 313 НК РФ корректировка учетной политики по налогу на прибыль возможна в  двух случаях. При изменении законодательства о налогах и сборах или при  изменении применяемых методов  учета. Соответственно воспользоваться  обновленной учетной политикой  можно с момента вступления в  силу законодательных поправок или  с начала нового налогового периода. Заметим, что при исчислении налога на прибыль по отдельным показателям  выбранный способ должен использоваться в течение как минимум два  налоговых периода. Например, в течение  двух лет нельзя менять способ распределения  прямых расходов (ст.319 НК РФ).

Также глава 25 НК РФ обязывает налогоплательщика  определять и отражать в учетной  политике принципы и порядок отражения  новых видов деятельности, при  этом дата начала их действия не устанавливается.

В соответствии с требованиями нормативных документов в области бухгалтерского учета  акционерные общества открытого  типа, страховые компании и другие организации, публикующие свою бухгалтерскую  отчетность, должны раскрывать в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности принятые при разработке учетной  политики существенные способы ведения  бухучета (п. 3 и 11 ПБУ 1/2008).

При этом существенными  признаются способы ведения учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. Нужно также иметь в виду, что в настоящее время существенной является сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (Приказ Минфина №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). При этом конкретная величина «количественного порога» существенности определяется в учетной политике организации.

Состав и  содержание подлежащей раскрытию в  бухгалтерской отчетности информации об учетной политике по конкретным вопросам устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Например, раскрываются способы амортизации основных средств, нематериальных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, порядок  признания выручки. А не являются существенными положениями учетной  политики ее организационно-технические  аспекты, то есть рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок  проведения инвентаризации имущества  и обязательств, правила документооборота.

Так как, изменяя  учетную политику, мы нарушаем допущение  последовательности ее применения, объявлению в пояснительной записке подлежат:

1.  наличие  изменений в учетной политике  на год, следующий за отчетным;

2.  информация  об изменениях, которые оказали  или способны оказать существенное  влияние на финансовое положение  фирмы:

- причины  изменений;

- содержание  изменения учетной политики;

- порядок  отражения последствий изменения  учетной политики в бухгалтерской  отчетности;

- суммы корректировок,  связанных с изменением учетной  политики, по каждой статье бухгалтерской  отчетности за каждый из представленных  отчетных периодов;

- сумму соответствующей  корректировки, относящейся к  отчетным периодам, предшествующим  представленным в бухгалтерской  отчетности, - до той степени, до  которой это практически возможно.

Если изменение  учетной политики обусловлено применением  нормативного правового акта впервые  или изменением нормативного правового  акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения  учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Раскрытие налоговой  учетной политики в бухгалтерской  отчетности не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах. Более того, согласно ст. 313 НК РФ содержание данных налогового учета признается налоговой  тайной, за разглашение которой лица, получившие доступ к такой информации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.3 Методика формирования учетной  политики в организации

Учетная политика включает в себя 2 составляющие:

- организационно-техническую,  предусматривающую выбор способа  организации учетной работы, выбор  техники и формы ведения учета;

- методическую, предусматривающую отбор учетных  методик применительно к специфике  деятельности организации.

Исходя из подобной структуры учетной политики рассмотрим подробнее процесс ее формирования.

Организационно-технический  аспект

По этой составляющей при разработке учетной политики организация отражает следующие  элементы:

1)  организация  учетной службы;

2)  рабочий  план счетов;

3)  форма  ведения учета;

4)  формы  первичных учетных документов;

5)  система  внутреннего контроля;

6)  инвентаризация  активов и обязательств организации;

7)  график  документооборота.

Остановимся на каждом пункте более подробно.

Организация учетной службы

Руководителю  организации ст. 6 Закона №129-ФЗ предоставлено  право выбора одного из следующих  вариантов организации бухгалтерского учета:

·  учредить бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером (данное положение относится  в основном к крупным и средним  организациям);

·  ввести в штат должность бухгалтера (рекомендуется  для субъектов малого предпринимательства);

·  передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (например, для холдингов – передача ведения бухгалтерских дел дочерних предприятий головной организации), специализированной организации или  бухгалтеру-специалисту (характерно для  небольших предприятий, для которых  нецелесообразно иметь в штате  бухгалтерскую службу или бухгалтера);

Информация о работе Особенности учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения