Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:15, курсовая работа
Целями данной работы являются :
• Сближение налогового и бухгалтерского учетов
• Минимизация налогообложения в организации
• Использование данных финансового учета для рационального и оптимального планирования будущей деятельности организации.
учетная политика оптовая торговля
3. Последовательность
учетной политики означает, что
изначально выбранные и
4. Временная
определенность фактов
Теперь перейдем к рассмотрению требований бухгалтерского учета.
5. Требование
полноты отражения в
6. Требование
своевременности отражения
7. Требование
осмотрительности (большая готовность
к признанию в бухгалтерском
учете расходов и обязательств,
чем возможных доходов и
8. Требование
приоритета содержания перед
формой (отражение в бухгалтерском
учете фактов хозяйственной
9. Требование
непротиворечивости (тождество данных
аналитического учета оборотам
и остаткам по счетам
10. Требование
рациональности (рациональное ведение
бухгалтерского учета, исходя
из условий хозяйственной
Принимая во внимание имеющуюся преемственность в организации бухгалтерского и налогового учета, можно сказать, что фирма при формировании налоговой учетной политики основывается на тех же принципах, что и бухгалтерская учетная политика, но с учетом требований законодательства о налогах и сборах. Например, если информация бухгалтерского учета достаточна для ведения учета в целях налогообложения, тогда рационально не затрачивать лишние средства на введение дополнительных регистров.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета предполагает, что фирма не издает каждый год новый приказ об учетной политике, а распорядительным документом организации вносит изменения в его положения. Тем не менее, на практике предприятия предпочитают переиздавать Приказ по причине частых изменений в законодательстве РФ, что позволяет целостно видеть все элементы учетной политики.
Изменять учетную политику можно в случаях:
- изменения
законодательства Российской
- существенного
изменения условий деятельности
(реорганизация, смена
- разработки
организацией новых способов
ведения бухгалтерского учета;
при этом новый способ
Изменение учетной политики производится с начала финансового года, если иное не обуславливается причиной такого изменения, с целью обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ и п. 12 ПБУ 1/98). Однако бывают исключения из правил. Это касается ситуаций, когда отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указания о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускаются только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году.
Примером такой ситуации может служить Положение по бухгалтерскому учету 18/02, утвержденное Минфином России от 19.11.02 г., зарегистрированное в Минюсте России 31.12.02 г. и соответственно опубликованное только в 2003 году. В таких случаях организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Тогда бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего нормативного документа. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это в свою очередь, может повлиять на финансовое положение фирмы (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). Поэтому в такой ситуации все же рационально внести изменения в учетную политику в течение отчетного года.
В процессе деятельности у организации могут возникнуть ситуации, когда какие-либо нормы отражения хозяйственных операций первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности. Например, это может быть связано с приобретением нематериальных активов, которые не имели место ранее в учете организации. В этом случае предприятие имеет право дополнить учетную политику в течение отчетного года.
Таким образом,
при формировании учетной политики
компании не следует раскрывать в
ней вопросы бухгалтерского учета,
которые не возникают на данном этапе
деятельности организации. Такой подход
облегчит в дальнейшем какие-либо внесения
в учетную политику и позволит
избежать риска того, что организация
установит правила, которые впоследствии,
когда будет осуществлена соответствующая
операция, будут ей невыгодны или
неудобны применительно к реальной
ситуации. Данным советом целесообразно
руководствоваться и при
По статье 313 НК РФ корректировка учетной политики по налогу на прибыль возможна в двух случаях. При изменении законодательства о налогах и сборах или при изменении применяемых методов учета. Соответственно воспользоваться обновленной учетной политикой можно с момента вступления в силу законодательных поправок или с начала нового налогового периода. Заметим, что при исчислении налога на прибыль по отдельным показателям выбранный способ должен использоваться в течение как минимум два налоговых периода. Например, в течение двух лет нельзя менять способ распределения прямых расходов (ст.319 НК РФ).
Также глава 25 НК РФ обязывает налогоплательщика определять и отражать в учетной политике принципы и порядок отражения новых видов деятельности, при этом дата начала их действия не устанавливается.
В соответствии
с требованиями нормативных документов
в области бухгалтерского учета
акционерные общества открытого
типа, страховые компании и другие
организации, публикующие свою бухгалтерскую
отчетность, должны раскрывать в пояснительной
записке к бухгалтерской
При этом существенными признаются способы ведения учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. Нужно также иметь в виду, что в настоящее время существенной является сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (Приказ Минфина №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). При этом конкретная величина «количественного порога» существенности определяется в учетной политике организации.
Состав и
содержание подлежащей раскрытию в
бухгалтерской отчетности информации
об учетной политике по конкретным
вопросам устанавливаются
Например, раскрываются
способы амортизации основных средств,
нематериальных активов, оценки производственных
запасов, товаров, незавершенного производства
и готовой продукции, порядок
признания выручки. А не являются
существенными положениями
Так как, изменяя
учетную политику, мы нарушаем допущение
последовательности ее применения, объявлению
в пояснительной записке
1. наличие изменений в учетной политике на год, следующий за отчетным;
2. информация
об изменениях, которые оказали
или способны оказать
- причины изменений;
- содержание изменения учетной политики;
- порядок
отражения последствий
- суммы корректировок,
связанных с изменением
- сумму соответствующей
корректировки, относящейся к
отчетным периодам, предшествующим
представленным в
Если изменение
учетной политики обусловлено применением
нормативного правового акта впервые
или изменением нормативного правового
акта, раскрытию также подлежит факт
отражения последствий
Раскрытие налоговой
учетной политики в бухгалтерской
отчетности не предусмотрено
1.3 Методика формирования учетной политики в организации
Учетная политика включает в себя 2 составляющие:
- организационно-техническую,
предусматривающую выбор
- методическую,
предусматривающую отбор
Исходя из подобной структуры учетной политики рассмотрим подробнее процесс ее формирования.
Организационно-технический аспект
По этой составляющей при разработке учетной политики организация отражает следующие элементы:
1) организация учетной службы;
2) рабочий план счетов;
3) форма ведения учета;
4) формы первичных учетных документов;
5) система внутреннего контроля;
6) инвентаризация
активов и обязательств
7) график документооборота.
Остановимся на каждом пункте более подробно.
Организация учетной службы
Руководителю
организации ст. 6 Закона №129-ФЗ предоставлено
право выбора одного из следующих
вариантов организации
· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средним организациям);
· ввести в штат должность бухгалтера (рекомендуется для субъектов малого предпринимательства);
· передать
на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии
(например, для холдингов – передача
ведения бухгалтерских дел