– отразить
в бухучете разницу между фактическими
данными и результатами перерасчета.
Необходимые записи внесите в
учет в межотчетном периоде между
31 декабря и 1 января. В итоге они не попадут
в заключительное сальдо баланса за отчетный
год, но будут включены во вступительное
сальдо баланса следующего года. Различия
между этими двумя показателями будут
отражать денежную оценку изменений в
учетной политике. Результаты переоценок
отнесите на счет 84 "Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)". При переоценке
статей баланса в межотчетные периоды
можно использовать только этот счет.
Аналогичная точка зрения отражена в письме
Минфина России от 8 февраля 2002 г. № 16-00-14/42;
– раскрыть
изменения учетной политики в
пояснительной записке за отчетный
год.
Такой
порядок следует из пунктов
22 и 23 ПБУ 1/98.
Вновь
созданная фирма должна утвердить
учетную политику в течение
90 дней с момента государственной
регистрации. Применять этот документ
нужно с момента создания фирмы.
Такой порядок установлен абзацем
2 пункта 10 ПБУ 1/98.
Учетную
политику разрабатывает главный
бухгалтер, а утверждает руководитель
фирмы (п. 5 ПБУ 1/98). Приказ об
утверждении учетной политики
можно составить в произвольной
форме. Если фирма ведет бухучет
на компьютере, то принятой учетной
политике должно соответствовать
используемое программное обеспечение.
Формирование
учетной политики включает в
себя выбор того или иного
способа ведения бухучета из
нескольких, предусмотренных законодательством.
Если законодательством предусмотрен
единственный способ учета конкретных
операций, указывать его в учетной
политике необязательно. Если
способ учета той или иной
операции нормативными документами
не установлен, разработайте его
самостоятельно. Такой порядок предусмотрен
пунктом 8 ПБУ 1/98. Учетную политику
необходимо составлять, исходя из
определенных предположений (допущений)
о будущей деятельности фирмы
(п. 6 ПБУ 1/98). Например, с учетом
предположения об имущественной
обособленности, которое подразумевает,
что на балансе фирмы отражается
только ее собственное имущество.
Если в дальнейшем такие предположения
не будут соблюдаться, причину
отклонений придется раскрывать
в пояснительных записках к
бухгалтерской отчетности. Точно
так же нужно будет поступать,
если при формировании учетной
политики фирма исходила из
других предположений (допущений)
(п. 13 ПБУ 1/98). Например, если учетную политику
составляет фирма-лизингополучатель,
которая учитывает на своем балансе имущество
лизингодателя.
Учетная
политика должна включать в
себя:
– рабочий
план счетов;
– формы
первичных документов, для которых
нет унифицированных бланков;
– формы
документов для внутренней бухгалтерской
отчетности (если фирма планирует
ее составлять);
– порядок
проведения инвентаризации;
– методы
оценки активов и обязательств;
– порядок
документооборота, технологию обработки
учетной информации;
– другие
элементы и принципы, влияющие
на организацию бухучета.
Такие
правила устанавливает пункт
5 ПБУ 1/98.
Учетная
политика должна обеспечивать:
– полноту
отражения всех факторов хозяйственной
деятельности (в бухучете должны
отражаться все операции без
исключений);
– своевременный
учет хозяйственных операций (все
факты хозяйственной деятельности
должны отражаться в тех периодах,
в которых они имели место);
– приоритет
содержания над формой. Например,
операции, связанные с приемом-передачей
арендованного объекта недвижимости,
должны отражаться в бухучете
независимо от даты госрегистрации
договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного
округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20);
– соответствие
данных аналитического учета
оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета;
– рациональное
ведение бухучета (трудозатраты
на получение информации должны
быть сопоставимы с ее ценностью);
– большую
готовность к признанию в учете возможных
расходов и обязательств, чем возможных
доходов и активов (имеется в виду целесообразность
создания резервов предстоящих расходов.
Например, резерва под снижение стоимости
материальных ценностей).
Такие
требования установлены пунктом
7 ПБУ 1/98.
Элементы
и принципы учетной политики,
без которых нельзя достоверно
оценить финансовое положение
фирмы, нужно раскрывать в Пояснительной
записке к годовой бухгалтерской
отчетности (п. 15 ПБУ 1/98). Как минимум
в ней должны быть отражены:
– способы
начисления амортизации по основным
средствам и нематериальным активам;
– способы
оценки производственных запасов,
незавершенного производства, готовой
продукции;
– порядок
определения прибыли от реализации;
– другие
элементы и принципы, которые,
по мнению фирмы, влияют на
принятие управленческих решений.
Такие
правила установлены пунктами 11
и 12 ПБУ 1/98.
Кроме
существенных элементов и принципов
в Пояснительной записке к
годовой отчетности нужно раскрыть
все изменения в учетной политике,
которые будут применяться в
следующем году (п. 23 ПБУ 1/98).
В промежуточной
(квартальной) отчетности нужно
освещать изменения в учетной
политике только в том случае,
если они произошли в течение
отчетного года. Такие правила
установлены пунктом 15 ПБУ 1/98.
В состав
бухгалтерской отчетности копии
приказов об утверждении учетной
политики для целей бухучета
не входят. Поэтому по инициативе
фирмы сдавать их в налоговую
инспекцию не нужно.
1.2 Формирование
учетной политики для целей
налогообложения
В ряде
случаев Налоговый кодекс РФ
допускает различные варианты
определения налогооблагаемой базы
или уплаты конкретного налога.
Выбрать один из возможных
вариантов фирма должна самостоятельно.
Сделанный выбор нужно закрепить
в учетной политике для целей
налогообложения, которая должна
быть утверждена приказом руководителя
фирмы.
В Налоговом
кодексе РФ не указано лицо,
ответственное за разработку
налоговой политики фирмы. Поэтому
руководитель может поручить
эту работу любому сотруднику,
разбирающемуся в налогообложении.
Как правило, предпочтение отдают
главному бухгалтеру.
Учетную
политику должен утвердить руководитель
фирмы приказом. Приказ составляется
в произвольной форме. Положения
учетной политики можно включить
как в текст приказа, так и оформить
в виде приложения к нему.
Вновь
созданные фирмы должны утвердить
учетную политику не позднее
того периода, за который они
впервые определят базу по
налогу на прибыль. Такой вывод
следует из статьи 313 Налогового
кодекса РФ. Это связано с тем,
что для того чтобы рассчитать
налоговую базу, потребуются данные
налогового учета, которые нужно
сформировать на основе утвержденной
налоговой политики.
Разработанную
налоговую политику применяют
последовательно из года в
год с момента создания фирмы
и до ее ликвидации. То есть
составлять новую учетную политику
каждый год не нужно. Применяют
учетную политику до тех пор,
пока в нее не будут внесены
изменения.
Основная
часть решений, которые необходимо
принять при формировании учетной
политики для целей налогообложения,
связана с ведением налогового
учета для расчета налога на
прибыль.
Учетная
политика для целей налогообложения
по налогу на прибыль устанавливает
порядок ведения налогового учета
(ст. 313 НК РФ).
Чтобы
сформировать учетную политику
для расчета налога на прибыль,
нужно выбрать из возможных
вариантов учета, предлагаемых
главой 25 Налогового кодекса РФ,
один. Разработанная учетная политика
должна содержать:
– элементы
налогового учета, выбор которых
прямо указан в законодательстве
(например, метод оценки материалов
при их списании в производство
(п. 8 ст. 254 НК РФ));
– самостоятельно
разработанные методы учета, если
их разработка возложена на
фирму (например, список прямых
расходов для расчета налога
на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ));
– обоснование
используемого метода (т. е. ссылки
на законодательство, позволяющие
его использовать).
В частности,
в этом разделе учетной политики
нужно определить:
– порядок
признания доходов и расходов
(кассовый метод, метод начислений);
– состав
и порядок создания резервов;
– способ
начисления амортизации по основным
средствам;
– условия
применения амортизационной премии;
– способ
оценки покупных товаров при
их реализации;
– способ
оценки материалов при отпуске
в производство;
– перечень
прямых расходов;
– порядок
перечисления авансового платежа;
– порядок
формирования регистров налогового
учета.
В разделе
учетной политики, связанном с
начислением и уплатой НДС,
нужно определить:
– порядок
ведения раздельного учета операций,
облагаемых НДС и освобожденных
от налогообложения;
– порядок
ведения раздельного учета "входного"
НДС по товарам (работам, услугам),
предназначенным для реализации
на внутреннем рынке и для
поставок на экспорт;
– порядок
ведения журнала полученных счетов-фактур.
Фирма
вправе изменить принятую учетную
политику. Это возможно, если меняются
нормы законодательства, влияющие
на порядок расчета и уплаты
налогов, или если фирма решила
отказаться от каких-либо вариантов,
выбранных ранее. Все изменения
и дополнения, которые вносятся
в учетную политику, должны быть
утверждены приказом руководителя
фирмы.
Налоговый
кодекс РФ не содержит требования
о представлении в инспекцию
учетной политики для целей
налогообложения. Однако в случае изменения
учетной политики в связи с вступлением
в силу поправок в законодательство, а
также при проведении выездной проверки
налоговые инспекторы могут потребовать
у фирмы копию приказа по учетной политике
(п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России
от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317 и УФНС России
по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754).
В течение
10 рабочих дней после того, как
из инспекции получено письменное
требование, фирма обязана представить
копию приказа об утверждении
учетной политики. Такие правила
установлены пунктом 12 статьи 89 и
пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса
РФ.
В рамках
камеральной проверки перечень
требуемых документов ограничен.
Налоговая инспекция может запросить
учетную политику только при
камеральной проверке: налогов, связанных
с использованием природных ресурсов
(п. 9 ст. 88 НК РФ); вычетов по НДС
(п. 9 ст. 88 НК РФ).
Избрав
конкретный вариант учетной политики,
использовать другой механизм
налогообложения нельзя (определение
Конституционного суда РФ от 12
мая 2005 г. № 167-О). Однако утвержденную
учетную политику можно корректировать.
Учетную политику для целей
налогообложения можно изменить
или дополнить.
Для этого
нужно:
– подготовить
текст изменений или дополнений
с их обоснованием;
– определить
дату вступления изменений в
силу (например, 1 января следующего
года);
– проверить
ограничения, связанные c продолжительностью
применения отдельных методов налогового
учета (некоторые методы фирма должна
применять, не изменяя, в течение нескольких
налоговых периодов);
– утвердить
изменения или дополнения в
учетной политике приказом руководителя.
Изменения
в учетную политику можно внести
в двух случаях:
– при
смене фирмой выбранного метода
учета;
– в
случае изменения законодательства
о налогах и сборах.
В зависимости
от причины, вызвавшей изменения
в учетной политике, они вступят
в силу в разное время:
– при
смене метода учета – с начала
нового налогового периода (с
1-го января года, следующего за
внесением изменений);
– при
изменении законодательства –
не ранее даты вступления изменений
в силу.