Особенности учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются :
• Сближение налогового и бухгалтерского учетов
• Минимизация налогообложения в организации
• Использование данных финансового учета для рационального и оптимального планирования будущей деятельности организации.
учетная политика оптовая торговля

Файлы: 1 файл

большой.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

·  вести  бухгалтерский учет лично.

При этом выбор  подкрепляется ссылками на Положение  о бухгалтерской службе, должностные  инструкции, договор гражданско-правового  характера.

Если в  организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной  политике также следует отразить ее структурное строение.

Наличие в  организационной структуре предприятия  обособленных подразделений вызывает необходимость определения степени  централизации учетного процесса.

При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в единой бухгалтерии организации. Такое  ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников  бухгалтерии и обеспечить контроль со стороны данной учетной службы за всеми производственными, коммерческими  и иными процессами на предприятии.

Однако нередко  предприятия имеют в своей  структуре сеть обособленных подразделений (филиалов), различных как по объемам  деятельности, так и по своему производственному  профилю. В этом случае может быть принято решение о децентрализации  учета с созданием бухгалтерских  служб в каждом подразделении  организации.

Необходимо  определиться и по ведению налогового учета. Если для его ведения будет  создана специальная группа (подразделение), то уточняется порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой.

Рабочий план счетов

Этот документ разрабатывается на основе типового Плана счетов и инструкции по его  применению и оформляется в виде отдельного приложения к приказу  об учетной политике.

В рабочем  плане счетов закрепляются наименования и номера синтетических счетов, которые  организация предполагает использовать для учета хозяйственных операций. При этом в необходимых случаях  допускается введение нетиповых  синтетических счетов с использованием свободных номеров, но только по согласованию с Минфином РФ.

Исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности, фирма также определяет перечень применяемых субсчетов (при  необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета) и  полную номенклатуру аналитических  счетов с их кодовыми обозначениями.

При разработке рабочего плана счетов организация  учитывает специфику своей деятельности (промышленное производство, сельское хозяйство, торговля и т.д.), принадлежность к сфере малого предпринимательства  и действующее налоговое законодательство для облегчения определения налоговой  базы по различным налогам.

Форма ведения  учета

Для того чтобы  систематизировать и накапливать  информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах учета и  в отчетности, предприятиями ведутся  регистры бухучета, которые создают  основу формы бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета  принято понимать определенное сочетание  построения и взаимосвязи регистров, а также порядок и способы  регистрации и группировки в  них учетной информации. На практике получили распространение несколько  форм ведения учета – журнально-ордерная, мемориально-ордерная, «Журнал-Главная», упрощенная и автоматизированная учетные  системы. При журнально-ордерной форме  учетные данные систематизируются  в специальных регистрах –  журналах-ордерах, которые ведутся  по кредиту бухгалтерских счетов, и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов.

Мемориально-ордерная форма предполагает составление  мемориальных ордеров, которые отражаются в регистрационном журнале, а  затем в Главной книге.

«Журнал-Главная» позволяет совмещать хронологическую  и систематическую регистрацию  мемориальных ордеров, т. е. она заменяет и регистрационный журнал, и Главную  книгу.

Субъекты  малого предпринимательства могут  осуществлять учет по упрощенной системе (не относится к упрощенной системе  налогообложения), предусмотренной  для них Типовыми рекомендациями.

На сегодняшний  день во многих организациях бухгалтерский  учет ведется компьютерным способом с применением специализированной программы (1С, Парус, БЭСТ, и другие).

Применение  учетных регистров предусмотрено  и в налоговом законодательстве. В целях налогообложения разрешается  использовать регистры бухучета. Если же в них содержится недостаточно информации для определения налоговой  базы, то налогоплательщик вправе дополнять  применяемые регистры бухучета необходимыми реквизитами. Либо в соответствии со ст. 313 и 314 НК РФ организация самостоятельно формирует регистры налогового учета.

Формы первичных  учетных документов

В случае если предприятие осуществляет хозяйственные  операции, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также в случае применения форм документов для внутренней бухгалтерской  отчетности (в первую очередь, это  актуально для организаций, имеющих  сложную внутреннюю структуру и  разветвленную сеть филиалов), ему  необходимо составить и утвердить  приложениями к учетной политике такие формы. При этом первичные документы должны содержать ряд обязательных реквизитов, предусмотренных в Законе № 129-ФЗ: наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Нельзя забывать и о том, что законодательство, разрешая вводить дополнительные реквизиты  в унифицированные формы (кроме  форм по учету кассовых операций), не предусматривает удаления «лишних» из них («Порядок применения унифицированных  форм первичной учетной документации» - Постановление Госкомстата России от 24.03.1999 №20). Этот момент важен, поскольку на практике не раз возникали споры с налоговыми органами на тему соответствия документа требованиям законодательства, а, значит, и принятия его к учету.

В соответствии с Федеральным Законом о применении контрольно-кассовой техники организации  и индивидуальные предприниматели  могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ  в случае оказания услуг населению  при условии выдачи бланков строгой  отчетности. Следовательно, в учетной  политике необходимо определить перечень бланков строгой отчетности, используемых в организации, и порядок их учета.

Также заметим, что формы внешней бухгалтерской  отчетности, которые утверждены приказом Минфина России N 67н, носят рекомендательный характер. Поэтому организация может  применять их, а может разработать  на основе минфиновских образцов собственные формы отчетности. Решение о применении отчетных форм, рекомендованных главным финансовым ведомством, закрепляется в учетной политике. А если предприятие разрабатывает свои формы, то они утверждаются в составе приложений.

Согласно  нормам Закона «О коммерческой тайне» фирма оформляет Перечень документов с грифом «коммерческая тайна» и  лиц, допущенных к работе с этими  документами.

Также к учетной  политике прилагается перечень лиц, имеющих право подписи первичных  документов (п. 3 ст. 9 Закона №129-ФЗ).

Исходя из требований НК РФ, учет на предприятии  ведется на основании первичных  документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и расходы (ст. 248, 252, 313).

В соответствии со ст. 17 Закона № 129-ФЗ организации  обязаны хранить первичные учетные  документы, регистры бухгалтерского учета  и бухгалтерскую отчетность не менее  пяти лет. А в целях исчисления налогов общий срок, в течение  которого налогоплательщик должен обеспечивать сохранность документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные  расходы, составляет четыре года (ст. 23 НК РФ).

Система внутреннего  контроля

В соответствии с ФПСАД №8 система внутреннего  контроля – это «совокупность  организационных мер, методик и  процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности».

При постановке внутреннего контроля руководству  фирмы следует исходить из принципа: организационно-техническая сложность  контроля и затраты на его осуществление  должны компенсироваться реально приносимой им пользой.

Система внутреннего  контроля включает в себя контрольную  среду, которая состоит из таких  элементов: наличие и особенности  работы ревизионной комиссии (ревизора), службы внутреннего аудита; порядок  осуществления внутреннего управленческого  учета и подготовки отчетности для  внутренних целей; порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних  пользователей; распределение ответственности  и полномочий и др.

Средства  внутрихозяйственного контроля содействуют  достижению следующих целей:

1) осуществление  хозяйственных операций по общему  или специальному разрешению  руководства;

2) учет всех  операций своевременно и в  соответствии с принятой учетной  политикой;

3) возможность  доступа к активам и записям  только по разрешению руководства;

4) осуществление  расходов организации и использование  прибыли с учетом установленных  ограничений;

5) регулярное  сопоставление учтенных активов  с активами, имеющимися в наличии,  т. е. проведение инвентаризации.

Инвентаризация  активов и обязательств организации

В соответствии со ст. 12 Закона № 129-ФЗ инвентаризация в обязательном порядке проводится перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности (инвентаризация ОС может  производиться один раз в три  года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет), при смене материально-ответственных  лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления, порчи имущества, при реорганизации или ликвидации организации, при передаче имущества  в аренду (продаже), в случае стихийного бедствия и т.д. При этом фирма имеет право организовать и дополнительные инвентаризации. В учетной политике необходимо отразить количество плановых инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из них.

Аналогичные требования организация вправе распространить на оформление документооборота в налоговом  учете, закрепив их в учетной политике.

Методическая  часть учетной политики включает в себя совокупность способов ведения  учета по конкретным направлениям.

Рассмотрим  основные из них.

Нематериальные  активы

В состав учетной  политики входит информация о принятых организацией сроках полезного использования  нематериальных активов. В настоящее  время п. 26 ПБУ 14/2007 устанавливает, что  срок полезного использования определяется организацией при принятии объекта  к учету исходя из срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и периода контроля над активом. Кроме того, во внимание должен приниматься  срок эксплуатации нематериального  актива, ожидаемый срок, в течение  которого фирма может получить экономические  выгоды (доход).

Для отдельных  групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или  иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в  результате их практического использования.

Выбор способа  определения амортизации нематериального  актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления  будущих экономических выгод  от использования актива, включая  финансовый результат от возможной  продажи данного актива. В том  случае, когда расчет ожидаемого поступления  будущих экономических выгод  от использования нематериального  актива не является надежным, размер амортизационных  отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Для целей  исчисления налога на прибыль срок полезного использования нематериальных активов определяется таким же образом, что и в бухучете (ст. 258 НК РФ).

В случае невозможности  установления периода амортизационных  отчислений, в бухгалтерском учете  данные нематериальные активы считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования и амортизация по ним не начисляется, а в целях налогообложения период амортизационных отчислений приравнивается к десяти годам. В отношении нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного нематериального актива.

В соответствии с пунктом 28 ПБУ 14/2007 при начислении амортизации организация имеет  право применять один из следующих  способов:

1) линейный  способ;

2) способ  уменьшаемого остатка; 

3) способ  списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ).

В свою очередь, налоговое законодательство предусматривает  только два метода определения величины амортизационных отчислений: линейный или нелинейный.

Заметим, что  с целью снижения трудоемкости учетных  работ организации следует установить единый метод - линейный.

Понятие деловой  репутации организации, способы  ее оценки и правила отражения  в бухгалтерском учете определяются в разд. 8 ПБУ 14/2007.

Положительную деловую репутацию организации  следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем  в ожидании будущих экономических  выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта НМА (п. 43 ПБУ 14/2007). Приобретенная деловая  репутация организации амортизируется в течение двадцати лет (но не более  срока деятельности организации) линейным способом (п. 44 ПБУ 14/2007).

Информация о работе Особенности учетной политики организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения