Особенности учёта кассовых операций ( на примере предприятия ООО «Империя Балт» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы являлось изучение теоретических особенностей учета кассовых операций на предприятии, а также разработка практических рекоменда-ций по совершенствованию учета кассовых операций на примере производственно-экономических особенностей конкретного предприятия.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методические особенности осуществления и регулиро-вания кассовых операций
2. Охарактеризовать порядок ведения кассовых ордеров, заполнения кассовой книги, книг учета, других бухгалтерских документов, связанных с учетом кассовых операций.
3. Охарактеризовать и провести анализ основных показателей предприятия.
4. Сформировать рекомендации по совершенствованию учета кассовых операций на примере производственно-экономических особенностей конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы учета кассовых операций. 4
1.1 Общие положения. 4
1.2 Учет и документальное оформление кассовых операций 5
1.3 Хранение денежных средств, кассовая дисциплина, ревизия. 17
2. Краткая характеристика деятельности предприятия ООО «Империя Балт» 25
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия. 25
2.2 Организационная структура предприятия. 26
2.3 Анализ основных показателей деятельности ООО «Империя Балт» 31
3. Организация и ведение учета в ООО «Империя Балт» 39
3.1 Организация и ведение учета денежных средств в кассе предприятия 39
3.2 Предложения по совершенствованию учета кассовых операций в ООО «Империя Балт» 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 53

Файлы: 1 файл

курсовик Учет кассовых операций.doc

— 606.50 Кб (Скачать файл)

О порядке проведения ревизии кассы и осуществления  контроля за соблюдением кассовой дисциплины, смотрите раздел 4 Порядка ведения  кассовых операций в Российской Федерации.

 

Расчетно-платежная ведомость

Наличные денежные средства могут выдаваться из кассы не только на основании расходного кассового  ордера, но и на основании платежной  или расчетно-платежной ведомости.

Эти ведомости оформляют  при выдаче зарплаты сотрудникам организации.

При этом организация  решает самостоятельно, какие формы  ведомости использовать:

- расчетно-платежную; 

- расчетную; 

- платежную.

Постановлением Госкомстата  Российской Федерации от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплате» утверждены типовые формы:

- для расчетно-платежной  ведомости форма №Т-49,

- для расчетной ведомости  форма №Т-51,

- для платежной ведомости  форма №Т-53.

По истечении установленного в организации срока для выдачи заработной платы и прочих выплат, кассир обязан в конце платежной ведомости указать итоговые выплаченные и депонированные (подлежащие выплате, но не выплаченные, а принятые на хранение до востребования) суммы, произвести сверку с общим итогом, подписать ведомость и в кассовую книгу записать фактически выплаченную сумму. Ведомость должна быть подписана кассиром, главным бухгалтером и руководителем организации. На общую сумму, которая будет выплачена по ведомости, оформляется расходный кассовый ордер. Номер расходного кассового ордера и дата составления указываются в ведомости. На депонированные суммы, сдаваемые в банк, составляют один общий расходный кассовый ордер.

Платежные ведомости  регистрируются в специальном журнале (форма №Т-53а). Ведомости на выдачу зарплаты хранятся в организации в течение 75 лет. Журнал заводится на один календарный год и хранится в организации 5 лет.

 

Об авансовых отчетах

Организация может выдавать денежные средства работнику на административно-хозяйственные нужды, командировочные, представительские и тому подобные расходы.

Срок, на который организация  может выдать наличные денежные средства под отчет на хозяйственные нужды, законодательно не ограничен, но он может  и должен устанавливаться приказом руководителя организации. Приказом может быть утвержден перечень хозяйственных операций, оплачиваемых за наличный расчет; перечень должностей или список лиц, допущенных к их осуществлению; предельные размеры сумм, выдаваемых в подотчет по каждому виду операций, сроки сдачи авансового отчета.

В течение трех рабочих  дней после окончания такого срока  работник, получавший деньги под отчет, обязан отчитаться за потраченные деньги (предъявить авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих расходы, и/или вернуть остаток неизрасходованных денег, если таковой имеется).

Если денежные средства выдавались на командировочные цели, то работник должен отчитаться за них, также в срок не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки (пункт 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации).

Форма авансового отчета №АО-1 утверждена Постановлением Госкомстата  Российской Федерации от 1 августа 2001 года №55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации №АО–1 «Авансовый отчет».

Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным  лицом и работником бухгалтерии на бумажном или машинном носителе информации.

На оборотной стороне  формы АО-1 авансового отчета подотчетное  лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККТ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

При получении авансового отчета организацией, бухгалтер возвращает работнику отрывную часть авансового отчета. Это часть авансового отчета является распиской для работника, которая подтверждает, что документ был принят бухгалтерией к проверке.

В бухгалтерии проверяются  целевое расходование средств, наличие  оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы.

Если по авансовому отчету выявлен остаток денежных средств, то работник обязан вернуть его в  кассу организации. При этом кассир выписывает приходный кассовый ордер.

Если сотрудник обоснованно израсходовал большую сумму, то сумма перерасхода по авансовому отчету ему возмещается. При этом кассир должен выписать расходный кассовый ордер.

Проверенный авансовый  отчет утверждается руководителем  организации или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру, перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.

Данные утвержденного  авансового отчета являются основанием для списания подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Сумма подотчетных средств, не возвращенная работником в установленный  срок, может удерживаться из его  заработной платы (статья 137 Трудового  кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ)). При этом следует иметь в виду ограничения, установленные в части 1 статьи 138 ТК РФ: «общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику».

Авансовый отчет должен хранится в организации «в течение  сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет» (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Новая выдача денежных средств  под отчет работнику возможна только после полного погашения прежней задолженности.

К сказанному следует  добавить, что по требованию налоговых  органов документы, которыми отчитывается подотчетное лицо, должны быть «парными»: либо накладная и квитанция к приходному ордеру, либо товарный чек (копия) и чек ККТ. Первый документ содержит название операции и сведения о товаре (услуге), второй - подтверждает факт оплаты. Исключением может являться представление только одного документа - чека ККТ, в случае, если в нем содержится текст - сведения (реквизиты) о товаре (услуге) (например, общепринятая в настоящее время форма кассового чека на отпуск бензина на автозаправочных станциях). В противном случае, при отсутствии необходимых документов, организация должна сумму денег, выданных в подотчет, включить в налогооблагаемую базу и начислить НДФЛ.

 

Правила оформления первичных кассовых документов

 

Основанием для отражения  информации о совершенных хозяйственных операциях являются первичные документы. Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105, установлен ряд требований, обязательных при документальном оформлении кассовых операций.

1. Не допускается применение  бланков по устаревшим и произвольным  формам.

2. Записи в первичных  документах производят чернилами,  химическим карандашом, шариковыми ручками, при помощи средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение периода, установленного для их хранения. Запрещается делать записи простым карандашом.

3. Свободные строки  в документах прочеркивают.

4. Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных документов, утверждает руководитель по согласованию с главным бухгалтером.

5. Первичные документы,  прошедшие обработку, должны иметь  отметку, исключающую возможность их повторного использования, - дату записи в учетном регистре и подпись бухгалтера.

6. Все документы, приложенные  к приходным и расходным кассовым ордерам, подлежат обязательному погашению штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (число, месяц, год).

 

 Аналитический учет кассовых операций

 

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге (форма № КО-4). Согласно п. 23 разд. 3 Порядка ведения кассовых операций в РФ предприятие должно вести только одну кассовую книгу (Приложение 4). В то же время для каждого кассового аппарата должна вестись отдельная книга кассира-операциониста.

В обязанность кассира  входит ведение кассовой книги, которая  пронумерована, прошнурована и опечатана  сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. А затем передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

На предприятиях, при  условии обеспечения полной сохранности  кассовых документов, кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе машинограммы должны иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном ордере или в другом, заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия. На предприятиях, где работает несколько кассиров, их работу координирует старший кассир, который перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег (форма №КО-5). Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денежных денег и кассовые документы по произведенным операциям старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

 

Синтетический учет кассовых операций

 

Для учета кассовых операций Планом счетов используется активный счет 50 «Касса». Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выбытие (выплата) денежных средств из кассы предприятия. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 «Касса» и отражаются в журнале-ордере №1.  Основанием для заполнения журнала-ордера №1 служат отчеты кассира. При необходимости на предприятиях (транспорта, связи) к счету 50 могут быть открыты субсчета «Касса предприятия» и «Операционная касса». На субсчете «Операционная касса» учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. В кассе может храниться не только отечественная валюта, но и валюта других стран (т.е. иностранная валюта). Когда в разрешенных законодательством случаях предприятие производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты. Денежные средства в иностранной валюте и операции с ними учитываются в рублях.

Поступление наличных денег в кассу отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

1. Получены наличные  деньги со счетов в банках: Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

2. Поступления наличных  денег от реализация продукции, основных средств, прочих активов: Дебет 50 «Касса» Кредит 46 «Реализация продукции»,47 «Реализация и прочее выбытие основных средств»,48 «реализация прочих активов».

3. Возврат в кассу  ранее выданных авансов, излишне  выплаченных сумм заработной платы, неизрасходованных подотчетных сумм: Дебет 50 Кредит 61 «Расчеты по авансам выданным», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

4. Поступления наличных  денег в погашение задолженности  по материальному ущербу и очередным платежам работников, по вкладам в уставный капитал предприятия и т.д.: Дебет 50 Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты ».

5. Получены наличные  деньги от дочерних (зависимыми) организации и подразделений организации: Дебет 50 Кредит 78 «Расчеты с дочерними предприятиями»,79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Информация о работе Особенности учёта кассовых операций ( на примере предприятия ООО «Империя Балт» )