Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 20:41, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является раскрыть особенности информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, с тем, чтобы выявить ее влияние на повышение эффективности деятельности.
Для того чтобы достичь поставленной цели, в процессе исследования решались следующие задачи, были рассмотрены: 1) сущность и назначение информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности; 2) требования, предъявляемые к информации в бухгалтерской отчетности; 3) содержание и способы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Введение
1. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности: понятие, назначение, содержание, способы раскрытия
1.1 Сущность и назначение информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.2 Требования, предъявляемые к информации бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.3 Способы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности
2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса
2.2 Справки и приложения в составе бухгалтерской отчетности
2.3 Пояснительная записка
3. Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации
3.1 Состав финансовой отчетности
3.2 Основные правила составления финансовой отчетности
3.3 Элементы финансовой отчетности
Заключение
Список используемой литературы
Бухгалтерский баланс - важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется, и кто принимал участие в создании этого запаса. Пo бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности.
Отчет о прибылях и убытках
- является важнейшим источником информации
для анализа показателей
Форма № 3 "Отчет о движении капитала" показывает структуру собственного капитала предприятия, представленную в динамике за ряд временных периодов. По каждому элементу собственного капитала в ней отражены данные об остатке на начало года, пополнении источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года.
Форма № 4 "Отчет о движении денежных средств" отражает остатки денежных средств на начало года и конец отчетного периода, а также потоки денежных средств (поступления и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Данный отчет позволяет получить информацию о величине поступлений финансовых ресурсов в данном интервале анализа и об источниках их образования, а также о суммах и направлениях использования денежных средств предприятия.
Формы № 3 и № 4 дополняют
бухгалтерский баланс и отчет
о прибылях и убытках, позволяют
раскрыть факторы, определившие изменение
финансовой устойчивости и ликвидности
предприятия, помогают построить прогнозы
на предстоящий период на основе экстраполяции
действовавших тенденций с
2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
С 1 января 2000 г. годовая бухгалтерская отчетность российских организаций как единая система данных об их имущественном и финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм (приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»):
- бухгалтерского баланса (форма № 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
- отчета об изменении капитала (форма № 3);
- отчета о движении денежных средств (форма № 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
- отчета о целевом
- пояснительной записки
и аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской
Особенностью составления
бухгалтерской отчетности является
отказ от ее типовых форм. Российским
организациям предоставлено право
самостоятельно разрабатывать формы
бухгалтерской отчетности на основе
предложенных Минфином России образцов
при соблюдении таких общих требований
к отчетной информации, как полнота,
существенность, нейтральность, изложенных
в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации». Необходимо руководствоваться
также Федеральным законом «О
бухгалтерском учете», Положением по
ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, Планом счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Можно выделить три варианта формирования отчетности:
1) упрощенный – для
субъектов малого
2) стандартный – для средних и крупных организаций;
3) множественный – для
крупнейших, осуществляющих несколько
видов деятельности
Состав отчетности российских
организаций приближен к
2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс – старейшая форма отчетности (его составляли еще итальянские купцы эпохи Возрождения) является главным источником информации об имущественном положении организации.
Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.
Структура и группировка данных баланса не раз претерпевала существенные изменения. Но в любом случае должно сохраняться балансовое равенство (слово «баланс» означает равновесие).
В России это равенство выглядит так:
актив = пассив (1)
В западной практике активы уравновешиваются с собственным капиталом и обязательствами, которые для удобства пользователей несколько трансформируются:
актив = обязательства + собственный капитал (2)
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается экономическая характеристика активов, обязательств и капитала, которая, однако, не является критерием для их отражения в учетных регистрах и не получила дальнейшей конкретизации в других отечественных нормативных документах.
Активами считаются
Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, по которой должны привести к оттоку активов.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.
В МСФО дается следующее определение этих элементов отчетности.
Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические выгоды в будущем.
Обязательства – это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
Капитал – это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.
Эти формулировки позволяют
более четко определить содержание
и построение баланса. Так, до недавнего
времени в отечественном
Актив признается в балансе, когда существует вероятность притока будущих экономических выгод в организацию; он может быть надежно оценен и имеет стоимость. Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, прямо или косвенно войдут в поток денежных средств или их эквивалентов. Важно то, что активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на праве собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства).
Данные в балансе могут
быть сгруппированы по-разному. Главным
критерием группировки
Важнейшей характеристикой
обязательства является то, что оно
представляет собой задолженность,
обязанность действовать или
выполнять что-либо определенным образом.
Погашение обязательств, как правило,
связано с выплатой денежных средств,
передачей других активов, предоставлением
услуг, заменой обязательств или
переводом их в капитал, что означает
отказ от ресурсов, обеспечивающих
получение будущей
Капитал в балансовом уравнении отражается как остаточный (см. уравнение (3)), и в его составе могут быть выделены средства, внесенные акционерами, прибыль, резервы, представляющие перераспределение прибыли или ее корректировку, дающие дополнительную защиту интересов акционеров.
Баланс может быть построен вертикально (как в настоящее время у большей части западных компаний) или горизонтально (как у российских организаций), актив может находиться слева, а пассив справа или наоборот (типично для британских компаний 50-60-х годов).
При вертикальном построении баланса равенство (2) преобразуется в следующее уравнение:
активы – обязательства = собственный капитал (3)
При такой группировке
собственники организации без дополнительных
расчетов могут определить размер принадлежащего
им капитала. Разница между активами
и обязательствами получила название
нетто-активов; они должны быть равны
собственному капиталу организации. Выделение
других промежуточных итогов, таких,
как нетто-оборотные активы, позволяет
сделать более наглядным
В соответствии с классификацией по участию в обороте ПБУ 9/99 «Доходы организации» рекомендует объединять средства в активе баланса в следующие разделы: «Внеоборотные активы» (срок обращения более 12 месяцев) и «Оборотные активы» (срок обращения более 12 месяцев), а источники образования этих средств в пассиве в разделы: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».
Каждый отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма, называется статьей. Давайте познакомимся со структурой баланса российской организации.
В разделе I «Внеоборотные активы» актива баланса представлены следующие группы статей:
- нематериальные активы (стр. 110);
- основные средства (стр. 120);
- незавершенное строительство (стр. 130);
- доходные вложения в материальные ценности (стр. 135);
- долгосрочные финансовые вложения (стр. 140);
- отложенные налоговые активы (стр. 145);
- прочие внеоборотные активы (стр. 150). (См. приложение № 1).
Нематериальные активы в балансе показываются по остаточной стоимости, которая получается после вычета из фактических затрат по их приобретению сумм начисленного износа. Износ по нематериальным активам начисляется равномерно в течение срока полезного использования или в течение 10 лет, но не более срока деятельности организации. Это установлено Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Нематериальные активы представляют собой промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменное наименование, лицензии, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем, изобретения, права на интеллектуальную собственность, права на пользование интеллектуальными ресурсами, расходы на НИОКР, организационные расходы, деловую репутацию. Все эти виды нематериальных активов в балансе объединены в следующие статьи в соответствии с особенностями учета и спецификой использования:
- патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы;
- организационные расходы;
- деловая репутация.
Расшифровка состава нематериальных активов приводится в приложении к балансу (форма № 5). (См. приложение № 5).
Следующая группа статей первого
раздела актива – основные средства,
представляющие собой совокупность
материально-вещественных ценностей,
используемых в качестве средств
труда и действующих в
К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства, а также земельные участки и объекты природопользования.
К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.
Капитальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Информация о работе Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации