Планирование аудита и аналитические процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы.
В главе 1 изложены основные особенности планирования аудита и аналитических процедур. Аналитические процедуры позволяют выбрать типы хозяйственных операций и те показатели отчетности, которые нуждаются в углубленном изучении и контроле.
В главе 2 рассмотрен аудит налога на прибыль, который проводится с целью выражения мнения аудитора в части правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Планирование аудита и аналитические процедуры. 4
1.1. Планирования аудиторской проверки.
1.2. Сущность аналитических процедур, их классификация. 11
1.3. Использование аналитических процедур на стадии планирования. 19

ГЛАВА 2. Аудит налога на прибыль.
2.1. Цели, задачи и нормативное регулирование аудита
по налогу на прибыль. 22
2.2. Этап планирования. 26
2.3. Проведение аудита. 32
2.4. Завершение аудита налога на прибыль. 34

ГЛАВА 3. Ситуационное задание.
3.1. Задание 1 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 130.73 Кб (Скачать файл)

При проведении аудита налога на прибыль необходимо:

    • проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;
    • провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства, например, определить доходы и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы;
    • провести оценку отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • провести оценку отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности;
    • проанализировать порядок классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходах, текущих налоговых обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах;
    • провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.

Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на прибыль включает в себя анализ следующих документов:

бухгалтерского баланса (форма N 1);

отчета о прибылях и  убытках (форма N 2);

главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;

положения об учетной политике организации для целей налогообложения;

регистров бухгалтерского учета  по счету 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль";

налоговые деклараций;

первичных документов, подтверждающих доходы и расходы для целей  налогообложения.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие:

существование - расход по налогу на прибыль, отражен в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду;

полнота - расход по налогу на прибыль отражен в финансовой отчетности в полном объеме;

оценка (измерение) - расход по налогу на прибыль, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации;

классификация - налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное.

представление - обязательство по уплате и возврату налогов, а и раскрытие также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации.

В оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль аудитор использует следующие критерии:

  1. требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;
  2. требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;
  3. требования международных стандартов финансовой отчетности.

 

 

 

Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль

Показатель отчетности

Форма отчетности

Источник информации

Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета

Отчет о прибылях и убытках

Регистры бухгалтерского учета

Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства

Декларация по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Текущий расход по налогу на прибыль

Отчет о прибыли и убытках. Декларация по налогу на прибыль

Регистры налогового учета

Текущее обязательство по налогу на прибыль

Баланс, Декларация по налогу на прибыль

Регистры бухгалтерского учета

Отложенное налоговое  обязательство или актив

Баланс

Регистры налогового и  бухгалтерского учета


 

Существуют следующие  этапы аудиторской проверки.

Планирование аудита:

  • оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности);
  • анализ учетной политики;
  • составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.

Проведение аудита:

  • проведение аудиторских процедур по существу;
  • детальное тестирование;
  • аналитические процедуры;
  • сбор аудиторских доказательств;
  • оформление рабочих документов.

Завершение аудита:

  • обобщение и оценка результатов аудита;
  • документальное оформление результатов аудита.

 

2.2. Этап планирования.

 

На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую  стратегию аудита, так и детальный  подход к ожидаемому характеру, временным  рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

Детальное планирование аудиторской  работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется  надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.

Основной задачей аудита налога на прибыль является установление правильности определения и отражения в учете сумм налога на прибыль. Для этого аудитору необходимо выполнить следующие процедуры:

  • оценить систему бухгалтерского и налогового учета;
  • оценить аудиторские риски;
  • рассчитать уровень существенности;
  • определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
  • проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

 

Оценка  рисков

         При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска не обнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.

        В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска не обнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.

        При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска не обнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.

        На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т. д.

        Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Приложение 1).

         Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе.

        Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Приложение 2).

         В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.

        В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.

 

      Определение допустимой ошибки (уровня существенности)

       Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.

        При планировании проверки по налогу на прибыль уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:

1. остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»;

2. групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).

          При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.

        К качественному аспекту искажения относятся:

1. несоблюдение учетной политики;

2. недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.

         При определении количественного аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.

         Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании его профессионального суждения.

       Затем устанавливаются процентные доли этих показателей для определения их расчетного и среднего значения. Размер процентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого показателя и определяется профессиональным суждением аудитора.

       Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементами проверки.

       Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально.

       Выбранные аудитором показатели могут быть различны в зависимости от видов осуществляемой деятельности и наличия внереализационных операций у аудируемого лица.

       Источниками информации о суммах начисленных доходов и произведенных расходов служат налоговые декларации и сводные регистры налогового учета проверяемого экономического субъекта.

        В случае, если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые ошибки больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности и (или) имеются расхождения в ведении налогового учета и подготовке отчетности аудируемого лица с требованиями соответствующих нормативных документов, однако расхождения однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, берет на себя ответственность и принимает решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных ошибках и нарушениях либо сделать вывод о включении соответствующих оговорок о невозможности выражения мнения.

 

Анализ  учетной политики

       Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета.

       Анализ учетной политики осуществляется с целью:

1. установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов;

Информация о работе Планирование аудита и аналитические процедуры