Планирование и бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта состоит в раскрытии понятий «планирование» и «бюджетирование», обосновании теоретического и практического аспектов бюджетного планирования.
Предмет исследования – планирование и бюджетирование, структура бюджетов организации.
Объект исследования – ООО «Селена», общество с ограниченной ответственность, на примере которого будет разобран волнующий нас вопрос.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы планирования и
бюджетирования……………………………………………………………..5
1.1 Бюджетирование в системе планирования организации…………………...5
1.2 Организация бюджетирования……………………………………………...14
1.3 Типы бюджетов………………………………………………………….......20
Глава 2. Система бюджетов организации (на примере ООО «Селена»)……..25
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Селена»……...25
2.2 Функциональные и финансовые бюджеты организации………………….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию процессов планирования и
бюджетирования……………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая по буу.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

Единоличным исполнительным органом Общества является директор. Бухгалтерский учет, статистическую отчетность и документооборот Общества организуется в соответствии с действующим  законодательством.

 

2.2 Функциональные  и финансовые бюджеты организации

Предприятие «Селена» выпускает  керамическую посуду четырех групп: миски, блюда, вазы и сервизы. На предприятии  технологический процесс для  каждого изделия представляет собой  последовательную обработку в цехе формовки (ручная лепка, глазуровка и обжиг в печах большими партиями по мере поступления формованных изделий). Блюда и вазы после обжига подвергаются ручной росписи в цехе отделки, который является последним в производственной цепочке. В этом же цехе после прохождения полного производственного цикла все изделия подвергаются контрольным процедурам и укладываются в ящики, а вазы и сервизы упаковываются в индивидуальную упаковку (коробки), после чего вся продукция поступает на склад готовой продукции для реализации.

Основным сырьем для  изготовления продукции является глина  и глазурь. Стоимость глины – 10 руб. за килограмм, глазури – 40 руб. за литр.

Нормативная ставка заработной платы рабочих в цехе формовки – 50 руб. в час, в цехе отделки  – у художников, расписывающих изделия, 80 руб. в час, у контролеров-упаковщиков – 40 руб. в час.

В состав себестоимости  готовой продукции входят накладные  расходы, начисляемые по ставке 100% прямых затрат в цехе формовки и 170% от суммы  прямых затрат на оплату труда в цехе отделки.

Нормативные калькуляции  для всех четырех видов продукции на сентябрь 2009 года приведены в таблице (см. Приложение 1).

Теперь, когда мы разобрались  со спецификой деятельности рассматриваемого нами предприятия, мы можем приступить к рассмотрению системы бюджетов на данном предприятии.

Полная система бюджетов организации состоит из бюджетов двух основных типов. Функциональные (операционные) бюджеты разрабатываются для различных центров ответственности, а ответственность за выполнение каждого из функциональных бюджетов ложится на линейных руководителей. Финансовые бюджеты разрабатываются на базе операционных бюджетов, в совокупности образуют аналог бухгалтерской отчетности для организации в целом, и поэтому ответственность за их выполнение ложится на руководителя всей организации.

Рассмотрим процесс  бюджетирования коммерческой организации, начиная с ее функциональных бюджетов.

Процесс разработки операционных бюджетов всегда начинается с бюджета продаж, поскольку без оценки и планирования возможных объемов продаж продукции нельзя составить бюджет производства, бюджеты закупок и использования сырья и материалов, затрат труда и т. д.

Бюджет продаж выглядит как документ, в котором приведены  объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре выпускаемой продукции.

После исследования рынка  сбыта продукции коммерческая служба ООО «Селена» подготовила прогноз  продаж, на основе которого был разработан бюджет продаж компании на сентябрь 2009 года: (см. Приложение 2).

 

Таблица 2 – Бюджет продаж ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

Всего

План реализации, ед.

3000

1600

800

800

 

Нормативная цена продажи, руб.

35

92

140

310

 

Выручка, руб.

105 000

147 200

112 000

248 000

612 200


 

Только после утверждения  бюджета продаж можно приступать к разработке и детализации бюджета производства.

Компания основывает решение о структуре производства продукции, принимая во внимание прогнозируемый спрос, отраженный в бюджете продаж, и желаемый объем запасов готовой продукции на конец планируемого периода (с учетом конечного запаса продукции текущего периода). По каждой позиции товарной номенклатуры бюджет производства рассчитывается как:

 Объем производства = объем продаж + запас на конец планируемого периода – запас на начало планируемого периода

Представим расчет бюджет производства ООО «Селена» в таблице:

 

 

Таблица 3 – Расчет бюджета производства ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

План реализации, ед.

3000

1600

800

800

Остатки на начало, ед.

200

200

120

20

Остатки на конец, ед.

200

100

80

50

План производства, ед.

3000

1500

760

830


 

Оценим теперь объем  выпускаемой продукции в денежном выражении:

Таблица 4 – Объем выпускаемой продукции в денежном выражении

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

Всего

План производства, ед.

3000

1500

760

830

 

Нормативная цена продажи, руб.

35

92

140

310

 

Продажная стоимость ВП, руб.

105 000

138 000

106 400

257 300

606 700


 

Отметим что плановая стоимость реализованной продукции  за данный период (612 000 руб. – см. бюджет продаж) превысит стоимость выпущенной продукции.

Теперь, имея данные об объемах  производства, можно приступать к  разработке бюджетов прямых затрат труда  и материалов.

Для разработки бюджета  использования материалов потребуются сведения о планируемом выпуске по всей номенклатуре продукции, отраженные в бюджете производства, и о нормативах использования материалов из нормативных спецификаций на все виды продукции.

Бюджет прямых затрат материалов ООО «Селена» представим также в таблице:

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 – Бюджет прямых затрат материалов ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

Всего

нат. ед

руб.

нат. ед

руб.

нат. ед.

руб.

нат. ед.

руб.

нат.ед

руб.

Глина, кг

900

9000

750

7500

304

3040

1245

12450

3199

31990

Глазурь, л

150

6000

225

9000

76

3040

415

16600

866

34640

Всего прямых материалов

 

15000

 

16500

 

6080

 

29050

 

66630

Упаковка, кор.

       

760

2280

830

4980

 

7260


 

Нормативная цена 1 кг глины  – 10 руб., 1 л глазури – 40 руб. Стоимость  одной упаковочной коробки для  ваз – 3 руб., для сервизов – 6 руб.

Поэтому прямые производственные затраты по цехам в денежном выражении составят:

по цеху формовки:

;

по цеху отделки:

Бюджет использования  сырья и материалов играет роль отправного пункта при составлении бюджета закупок. По каждой позиции номенклатуры видов сырья и материалов бюджет закупок в натуральном выражении рассчитывается как:

объем закупок = объем затрат + запас  на конец планируемого периода –  запас на начало планируемого периода.

Следующая таблица выражает бюджет закупок прямых материалов:

 

 

 

 

 Таблица 6 – Бюджет закупок прямых материалов ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Глина, кг

Глазурь, л

Упаковка, кор.

 

 

 

для ваз

для сервизов

Бюджет прямых затрат материалов, нат. ед.

3199

866

760

830

Начальные остатки, нат. ед.

1300

600

210

350

Конечные остатки, нат.ед.

1600

500

400

450

Объем закупок прямых материалов, нат. ед.

3499

766

950

930

Нормативная цена, руб. за ед.

10

40

3

6

Бюджет закупок прямых материалов, руб.

34 990

30 640

2850

5580


 

Как и рассмотренный выше, бюджет трудовых затрат базируется на данных бюджета производства и нормативах затрат труда основных рабочих на изготовление каждого изделия.

Бюджет затрат прямого  труда позволяет рассчитать потребность  в работниках для выполнения планового  объема работ.

 Таблица 7 – Бюджет прямых затрат труда ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

Всего

ч

руб.

ч

руб.

ч

руб.

ч

руб.

ч

руб.

Трудозатраты в цехе формовки

300

15000

300

15 000

228

11400

996

49800

1824

91200

Трудозатраты в цехе отделки

В том числе:

роспись

контроль

упаковка

 

 

 

 

60

2400

 

 

 

2400

 

 

 

150

30

13200

 

 

12000

1200

 

 

 

190

15,2

38

17328

 

 

15200

608

1520

 

 

 

 

166

166

13280

 

 

 

6640

6640

 

 

 

340

271,2

204

46208

 

 

27200

10848

8160


 

Найдем количество работников, которые необходимы Обществу, чтобы обеспечить плановый объем выпуска, и среднюю заработную плату этих сотрудников.

Продолжительность рабочей  недели сотрудников Общества — 41 ч. В течение планового периода (сентябрь) полностью проходят 4 недели, и, таким образом, продолжительность планового периода для одного работника составит 164 ч.

Для выполнения запланированного объема работ в цехе формовки потребуется

 ставки основных работников

В цехе отделки потребность  в работниках для выполнения росписи  составит 2,07 ставки, а для контроля и упаковки (предполагается, что эти действия может выполнять один и тот же человек) – 2, 90 ставки.

Следующим этапом составления  мастер-бюджета является определение бюджета производственных накладных расходов. (см. Приложение 3).

Итак, представим данный бюджет в виде таблицы:

Таблица 8 – Бюджет производственных накладных расходов ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Цех формовки

Цех отделки

Всего

Вспомогательные материалы

6800

4915

11 715

Отчисления с оплаты труда основных производственных рабочих

34 656

17 559

52 209

Труд вспомогательных рабочих

51 000

16 000

67 000

Отчисления с оплаты труда вспомогательных  рабочих

19 380

6080

25 460

Амортизация

5000

2000

7000

Расходы на цеховое управление

30 000

27 000

57 000

Прочие

11 000

5000

16 000

Всего

157 836

78 554

236 384


 

Найдем цеховые ставки распределения накладных расходов. Предполагается, что основными факторами, вызывающими возникновение и потребление накладных расходов, в цехе формовки являются прямые затраты (на материалы и оплату прямого труда), а в цехе отделки — труд основных производственных рабочих (затраты по этой статье существенно больше прочих). В качестве баз распределения выбираются прямые затраты и затраты на оплату труда. Ставки распределения накладных расходов составят:

Информация о работе Планирование и бюджетирование на предприятии