Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:02, курсовая работа
Цель данного курсового проекта состоит в раскрытии понятий «планирование» и «бюджетирование», обосновании теоретического и практического аспектов бюджетного планирования.
Предмет исследования – планирование и бюджетирование, структура бюджетов организации.
Объект исследования – ООО «Селена», общество с ограниченной ответственность, на примере которого будет разобран волнующий нас вопрос.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы планирования и
бюджетирования……………………………………………………………..5
1.1 Бюджетирование в системе планирования организации…………………...5
1.2 Организация бюджетирования……………………………………………...14
1.3 Типы бюджетов………………………………………………………….......20
Глава 2. Система бюджетов организации (на примере ООО «Селена»)……..25
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Селена»……...25
2.2 Функциональные и финансовые бюджеты организации………………….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию процессов планирования и
бюджетирования……………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………..44
Единоличным исполнительным органом Общества является директор. Бухгалтерский учет, статистическую отчетность и документооборот Общества организуется в соответствии с действующим законодательством.
2.2 Функциональные
и финансовые бюджеты
Предприятие «Селена» выпускает керамическую посуду четырех групп: миски, блюда, вазы и сервизы. На предприятии технологический процесс для каждого изделия представляет собой последовательную обработку в цехе формовки (ручная лепка, глазуровка и обжиг в печах большими партиями по мере поступления формованных изделий). Блюда и вазы после обжига подвергаются ручной росписи в цехе отделки, который является последним в производственной цепочке. В этом же цехе после прохождения полного производственного цикла все изделия подвергаются контрольным процедурам и укладываются в ящики, а вазы и сервизы упаковываются в индивидуальную упаковку (коробки), после чего вся продукция поступает на склад готовой продукции для реализации.
Основным сырьем для изготовления продукции является глина и глазурь. Стоимость глины – 10 руб. за килограмм, глазури – 40 руб. за литр.
Нормативная ставка заработной платы рабочих в цехе формовки – 50 руб. в час, в цехе отделки – у художников, расписывающих изделия, 80 руб. в час, у контролеров-упаковщиков – 40 руб. в час.
В состав себестоимости готовой продукции входят накладные расходы, начисляемые по ставке 100% прямых затрат в цехе формовки и 170% от суммы прямых затрат на оплату труда в цехе отделки.
Нормативные калькуляции для всех четырех видов продукции на сентябрь 2009 года приведены в таблице (см. Приложение 1).
Теперь, когда мы разобрались со спецификой деятельности рассматриваемого нами предприятия, мы можем приступить к рассмотрению системы бюджетов на данном предприятии.
Полная система бюджетов организации состоит из бюджетов двух основных типов. Функциональные (операционные) бюджеты разрабатываются для различных центров ответственности, а ответственность за выполнение каждого из функциональных бюджетов ложится на линейных руководителей. Финансовые бюджеты разрабатываются на базе операционных бюджетов, в совокупности образуют аналог бухгалтерской отчетности для организации в целом, и поэтому ответственность за их выполнение ложится на руководителя всей организации.
Рассмотрим процесс бюджетирования коммерческой организации, начиная с ее функциональных бюджетов.
Процесс разработки операционных бюджетов всегда начинается с бюджета продаж, поскольку без оценки и планирования возможных объемов продаж продукции нельзя составить бюджет производства, бюджеты закупок и использования сырья и материалов, затрат труда и т. д.
Бюджет продаж выглядит как документ, в котором приведены объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре выпускаемой продукции.
После исследования рынка сбыта продукции коммерческая служба ООО «Селена» подготовила прогноз продаж, на основе которого был разработан бюджет продаж компании на сентябрь 2009 года: (см. Приложение 2).
Таблица 2 – Бюджет продаж ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз |
Всего | ||
План реализации, ед. |
3000 |
1600 |
800 |
800 |
||
Нормативная цена продажи, руб. |
35 |
92 |
140 |
310 |
||
Выручка, руб. |
105 000 |
147 200 |
112 000 |
248 000 |
612 200 |
Только после утверждения бюджета продаж можно приступать к разработке и детализации бюджета производства.
Компания основывает
решение о структуре
Объем производства = объем продаж + запас на конец планируемого периода – запас на начало планируемого периода
Представим расчет бюджет производства ООО «Селена» в таблице:
Таблица 3 – Расчет бюджета производства ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз | |
План реализации, ед. |
3000 |
1600 |
800 |
800 |
Остатки на начало, ед. |
200 |
200 |
120 |
20 |
Остатки на конец, ед. |
200 |
100 |
80 |
50 |
План производства, ед. |
3000 |
1500 |
760 |
830 |
Оценим теперь объем
выпускаемой продукции в
Таблица 4 – Объем выпускаемой продукции в денежном выражении
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз |
Всего | ||
План производства, ед. |
3000 |
1500 |
760 |
830 |
||
Нормативная цена продажи, руб. |
35 |
92 |
140 |
310 |
||
Продажная стоимость ВП, руб. |
105 000 |
138 000 |
106 400 |
257 300 |
606 700 |
Отметим что плановая
стоимость реализованной
Теперь, имея данные об объемах производства, можно приступать к разработке бюджетов прямых затрат труда и материалов.
Для разработки бюджета использования материалов потребуются сведения о планируемом выпуске по всей номенклатуре продукции, отраженные в бюджете производства, и о нормативах использования материалов из нормативных спецификаций на все виды продукции.
Бюджет прямых затрат материалов ООО «Селена» представим также в таблице:
Таблица 5 – Бюджет прямых затрат материалов ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз |
Всего | ||||||
нат. ед |
руб. |
нат. ед |
руб. |
нат. ед. |
руб. |
нат. ед. |
руб. |
нат.ед |
руб. | |
Глина, кг |
900 |
9000 |
750 |
7500 |
304 |
3040 |
1245 |
12450 |
3199 |
31990 |
Глазурь, л |
150 |
6000 |
225 |
9000 |
76 |
3040 |
415 |
16600 |
866 |
34640 |
Всего прямых материалов |
15000 |
16500 |
6080 |
29050 |
66630 | |||||
Упаковка, кор. |
760 |
2280 |
830 |
4980 |
7260 |
Нормативная цена 1 кг глины – 10 руб., 1 л глазури – 40 руб. Стоимость одной упаковочной коробки для ваз – 3 руб., для сервизов – 6 руб.
Поэтому прямые производственные затраты по цехам в денежном выражении составят:
по цеху формовки:
;
по цеху отделки:
Бюджет использования сырья и материалов играет роль отправного пункта при составлении бюджета закупок. По каждой позиции номенклатуры видов сырья и материалов бюджет закупок в натуральном выражении рассчитывается как:
объем закупок = объем затрат + запас на конец планируемого периода – запас на начало планируемого периода.
Следующая таблица выражает бюджет закупок прямых материалов:
Таблица 6 – Бюджет закупок прямых материалов ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Глина, кг |
Глазурь, л |
Упаковка, кор. | ||
| для ваз |
для сервизов | ||
Бюджет прямых затрат материалов, нат. ед. |
3199 |
866 |
760 |
830 |
Начальные остатки, нат. ед. |
1300 |
600 |
210 |
350 |
Конечные остатки, нат.ед. |
1600 |
500 |
400 |
450 |
Объем закупок прямых материалов, нат. ед. |
3499 |
766 |
950 |
930 |
Нормативная цена, руб. за ед. |
10 |
40 |
3 |
6 |
Бюджет закупок прямых материалов, руб. |
34 990 |
30 640 |
2850 |
5580 |
Как и рассмотренный выше, бюджет трудовых затрат базируется на данных бюджета производства и нормативах затрат труда основных рабочих на изготовление каждого изделия.
Бюджет затрат прямого труда позволяет рассчитать потребность в работниках для выполнения планового объема работ.
Таблица 7 – Бюджет прямых затрат труда ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз |
Всего | ||||||
ч |
руб. |
ч |
руб. |
ч |
руб. |
ч |
руб. |
ч |
руб. | |
Трудозатраты в цехе формовки |
300 |
15000 |
300 |
15 000 |
228 |
11400 |
996 |
49800 |
1824 |
91200 |
Трудозатраты в цехе отделки В том числе: роспись контроль упаковка |
60 |
2400
2400 |
150 30 |
13200
12000 1200 |
190 15,2 38 |
17328
15200 608 1520 |
166 166 |
13280
6640 6640 |
340 271,2 204 |
46208
27200 10848 8160 |
Найдем количество работников, которые необходимы Обществу, чтобы обеспечить плановый объем выпуска, и среднюю заработную плату этих сотрудников.
Продолжительность рабочей недели сотрудников Общества — 41 ч. В течение планового периода (сентябрь) полностью проходят 4 недели, и, таким образом, продолжительность планового периода для одного работника составит 164 ч.
Для выполнения запланированного объема работ в цехе формовки потребуется
ставки основных работников
В цехе отделки потребность в работниках для выполнения росписи составит 2,07 ставки, а для контроля и упаковки (предполагается, что эти действия может выполнять один и тот же человек) – 2, 90 ставки.
Следующим этапом составления мастер-бюджета является определение бюджета производственных накладных расходов. (см. Приложение 3).
Итак, представим данный бюджет в виде таблицы:
Таблица 8 – Бюджет производственных накладных расходов ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Цех формовки |
Цех отделки |
Всего | |
Вспомогательные материалы |
6800 |
4915 |
11 715 |
Отчисления с оплаты труда основных производственных рабочих |
34 656 |
17 559 |
52 209 |
Труд вспомогательных рабочих |
51 000 |
16 000 |
67 000 |
Отчисления с оплаты труда вспомогательных рабочих |
19 380 |
6080 |
25 460 |
Амортизация |
5000 |
2000 |
7000 |
Расходы на цеховое управление |
30 000 |
27 000 |
57 000 |
Прочие |
11 000 |
5000 |
16 000 |
Всего |
157 836 |
78 554 |
236 384 |
Найдем цеховые ставки
распределения накладных
Информация о работе Планирование и бюджетирование на предприятии