Планирование и бюджетирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта состоит в раскрытии понятий «планирование» и «бюджетирование», обосновании теоретического и практического аспектов бюджетного планирования.
Предмет исследования – планирование и бюджетирование, структура бюджетов организации.
Объект исследования – ООО «Селена», общество с ограниченной ответственность, на примере которого будет разобран волнующий нас вопрос.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы планирования и
бюджетирования……………………………………………………………..5
1.1 Бюджетирование в системе планирования организации…………………...5
1.2 Организация бюджетирования……………………………………………...14
1.3 Типы бюджетов………………………………………………………….......20
Глава 2. Система бюджетов организации (на примере ООО «Селена»)……..25
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Селена»……...25
2.2 Функциональные и финансовые бюджеты организации………………….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию процессов планирования и
бюджетирования……………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

курсовая по буу.doc

— 396.50 Кб (Скачать файл)

в цехе формовки:

 прямых затрат,

в цехе отделки:

 прямых затрат на оплату  труда.

Сведения о различных  производственных затратах позволяют  сформировать бюджеты производственных затрат центров ответственности по каждому виду производимой продукции. Формат бюджетов зависит от принятого метода калькулирования – по полным или по переменным затратам. Если точно соблюсти классификацию статей затрат, это позволит в дальнейшем прямо использовать эти бюджеты при составлении бюджетного отчета о прибылях и убытках.

В нашем случае применяется метод калькулирования по переменным затратам.

Представим бюджеты  производственных затрат ООО «Селена».

Таблица 9 – Бюджет производственных затрат цеха формовки ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

Всего

Выпуск (бюджет производства)

3000 ед.

1500 ед.

760 ед.

830 ед.

 

Прямые затраты материалов

15 000

16 500

6080

29 050

66 630

Всего, переменные затраты

15 000

16 500

6080

29 050

66 630

Прямые затраты на оплату труда

15 000

15 000

11 400

49 800

91 200

Накладные общепроизводственные расходы

30 000

31 500

17 480

78 850

157 830

Производственные затраты

60 000

6З 000

34 960

157 700

315 660


 

Таблица 10 – Бюджет производственных затрат цеха отделки ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Миска

Блюдо

Ваза

Сервиз

Всего

Выпуск (бюджет производства)

3000 ед.

1500 ед.

760 ед.

830 ед.

 

Упаковка

   

2280

4980

7260

Всего, переменные затраты

   

2280

4980

7260

Прямые затраты на оплату труда

2400

13 200

17 328

13 280

46 208

Накладные общепроизводственные расходы

4080

22 400

29 458

22 576

78 554

Производственные затраты

6480

35 640

49 066

40 836

132 022


 

 

Бюджеты накладных расходов на реализацию (коммерческих) и административных (управленческих) накладных расходов подготавливаются в разрезе отдельных статей этих затрат по центрам ответственности. (см. Приложение 4).

Бюджет накладных управленческих затрат определяется в первую очередь  оценкой расходов, которые следует  понести для поддержания всех видов деятельности организации и выпуска всех видов продукции, а также поддержания организации как бизнес-единицы.

После составления бюджетов накладных расходов, которые являются последними в списке функциональных бюджетов, ООО «Селена» приступает к составлению финансовых бюджетов.

К финансовым бюджетам относятся  бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджетный отчет о прибылях и  убытках и бюджетный баланс.

Сведения для составления бюджета движения денежных средств поступают из разных источников: выручка – из бюджета продаж, закупки материалов – из бюджетов закупок материалов (а не из бюджета производства) и накладных производственных расходов, накладные производственные расходы – из соответствующих бюджетов. Сведем все эти данные в таблицу:

 

Таблица 11 – Сводная ведомость доходов и затрат ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Всего

Цех формовки

Цех отделки

Выручка

в том числе:

миски

блюда

вазы

сервизы

612200

 

105 000

147 200

112 000

248 000

   

 

 

Таблица 11 (продолжение)

 

Всего

Цех формовки

Цех отделки

Закупки основных материалов

в том числе:

глина

глазурь

упаковка

74 060

 

34 990

30 640

8430

65 630

 

34 990

30 640

8430

 

 

 

8430

Оплата прямого труда

137 408

91 200

46 208

Накладные производственные расходы

в том числе:

оплата труда

отчисления с оплаты труда

вспомогательные материалы

амортизация

236 384

 

67 000

77 669

11 715

7000

157 830

 

51 000

54 030

6800

5000

78 554

 

16 000

23 639

4915

2000

Коммерческие расходы

в том числе:

оплата труда

отчисления с оплаты труда

амортизация

комиссионные агентам

65 608

 

14 000

5320

800

24 488

   

Административные расходы

в том числе:

оплата труда

отчисления с оплаты труда

амортизация

92 660

 

42 000

15 960

700

   

 

Итак, представим теперь сам бюджет движения денежных средств ООО «Селена» (см. Приложение 5).

 

 

 

 

Таблица 12 – Бюджет движения денежных средств ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Всего

Начальное сальдо

100 000

236

323

13 709

 

Поступления от реализации

в том числе:

за наличные

в кредит

176 265

 

36120

140 145

176 265

 

36 120

140 145

176 265

 

36 120

140 145

176 265

 

36 120

140 145

705 060

 

144 480

560 580

Поступления от продажи ОС

 

3000

   

3000

Всего денежных средств  в распоряжении

276 265

179 501

175 588

189 997

 

Оплата закупок

 

50 607

 

50 607

101 214

Оплата труда

260 407

     

260 407

Отчисления с оплаты труда

 

98 949

   

98 949

Комиссионные агентам

6122

6122

6122

6122

24 488

Налоги

 

10 000

94 757

 

106 865

Аренда помещений и страховка

   

20 000

 

20 000

Аренда транспортных средств

 

5000

9000

5000

19 000

Реклама

     

8000

8000

Прочие административные и коммерческие расходы

2000

2000

2000

2000

8000

Расходы на цеховое управление и  прочие ОПР

7500

6500

30 000

29 000

73 000

Всего расходов

276 029

171 278

161 879

100 729

716 058

Конечное сальдо

236

323

13 709

89 245

 

 

Следует отметить, что  бюджет движения денежных средств – пожалуй, наиболее важный документ во всей системе бюджетов организации. У небольших компаний может не быть никаких других плановых документов, однако сопоставление денежных поступлений и выплат по периодам ведется всегда даже в малом бизнесе. Информация о ликвидности жизненно важна для таких организаций, поскольку для компаний, не имеющих возможности привлечения дополнительного финансирования, дефицит платежных средств может привести к фатальному исходу. Избежать таких печальных последствий и помогает планирование денежных средств.

Вторая составляющая финансовой части мастер-бюджета  – бюджетный отчет о прибылях и убытках. Этот документ весьма важен, поскольку позволяет понять различие между прибылью и денежным потоком.

Признание прибыли обычно базируется на принципе начислений, что означает ее отражение в момент возникновения прав на получение денежных средств или обязательств их выплатить. Момент этот не всегда совпадает с моментами поступлений и выплат денежных средств. Кроме того, некоторые статьи отчет о прибылях и убытках являются неденежными расходами или доходами, например амортизация или создание резерва по сомнительным долгам.

Денежный поток же формируется исключительно реальными  платежами и поступлениями, регистрируемыми по бухгалтерским счетам денежных средств. Поэтому для составления бюджетного отчета о прибылях и убытках потребуется дополнительная, не использованная при разработке БДДС информация.

Отметим также, что в  отчете о прибылях и убытках включается бухгалтерская реализация (без НДС) и затраты основных ресурсов, относящихся к этому объему продаж.

Представим бюджетный  отчет о прибылях и убытках  ООО «Селена». (см. Приложение  6).

 

 

 

 

 

Таблица 13 – Бюджетный  отчет о прибылях и убытках ООО «Селена» на сентябрь 2009 года

 

Всего

Выручка

в том числе:

миски

блюда

вазы

сервизы

612 200

 

105 000

147 200

112 000

248 000


 

Таблица 13 (продолжение)

 

Всего

Нормативные переменные производственные затраты

в том числе:

миски

блюда

вазы

сервизы

74 200

 

15 000

17 600

8800

32 800

Переменные коммерческие расходы (комиссионные агентам)

24 488

Вклад

513 512

Постоянные расходы

в том числе:

прямые трудовые

накладные общепроизводственные

накладные коммерческие затраты

накладные административные затраты

507 872

 

137 408

236 384

41 120

92 960

Прибыль от продажи внеоборотного  актива

2000

Операционная прибыль до налогообложения

7640


 

Положительный финансовый результат может создать у  руководителя иллюзию наличия «дополнительных» денег, тогда как бюджет движения денежных средств, наоборот, указывает на уменьшение их остатков. Поэтому величина отчетного финансового результата не должна позволить менеджерам организации расслабиться.

Завершающей частью мастер-бюджета  является бюджетный баланс. Поскольку для его разработки требуются данные не только функциональных бюджетов, но и бюджета денежных средств и бюджетного отчета о прибылях и убытках. Бюджетный баланс составляется только после того, как готовы все эти документы. Отражение в балансе найдет и бюджет капиталовложений (как изменение величины внеоборотных активов за анализируемый период), а также и некоторые другие стратегические бюджеты (например, касающиеся планируемых эмиссий акций или облигаций).

Бюджетный баланс почти  никогда не профилируют, поскольку  он показывает моментальный «финансовый портрет» организации на определенную дату.

В нашем примере нет  бюджетного баланса, так как компании редко занимаются его разработкой. Бюджетный баланс из всех форм бюджетный  документов является наименее полезным с точки зрения принятия управленческих решений. Этот документ представляет собой предполагаемую картину имущественного и финансового состояния компании на конец бюджетного периода и не дает никакой информации ни о процессе достижения такого состояния, ни о его соответствии целям организации.

 

2.3 Рекомендации  по усовершенствованию процессов  планирования и

бюджетирования

В предыдущем пункте мы рассмотрели  пример полной системы бюджетов производственной организации. После проделанной  работы стоит сделать некоторые  выводы и дать рекомендации.

Итак, полная система бюджетов ООО «Селена» состоит из бюджетов двух основных типов: функциональные (операционные) и финансовые. Процесс разработки операционных бюджетов начинался с бюджета продаж, в котором приведены объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре выпускаемой продукции.

Нужно сказать, что при  разработке бюджета продаж руководству  организации следует принять  во внимание все внешние ограничения  и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного вида деятельности и рыночной ситуации (например, возможные действия конкурентов или эластичность цен на выпускаемую продукцию), а также оценку общеэкономических факторов бизнеса, действие которых относится в планируемому периоду (например, ожидаемый темп инфляции или изменение налоговой политики). Разработчики бюджетов должны принимать во внимание и качественные факторы, такие как возможные колебания спроса или влияния предполагаемых изменений специфики или ассортимента выпускаемой продукции. И только после тщательной оценки всех факторов (внешних и внутренних). Которые могут повлиять на объем продажи продукции, следует приступать к составлению бюджета.

Информация о работе Планирование и бюджетирование на предприятии