Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:02, курсовая работа
Цель данного курсового проекта состоит в раскрытии понятий «планирование» и «бюджетирование», обосновании теоретического и практического аспектов бюджетного планирования.
Предмет исследования – планирование и бюджетирование, структура бюджетов организации.
Объект исследования – ООО «Селена», общество с ограниченной ответственность, на примере которого будет разобран волнующий нас вопрос.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы планирования и
бюджетирования……………………………………………………………..5
1.1 Бюджетирование в системе планирования организации…………………...5
1.2 Организация бюджетирования……………………………………………...14
1.3 Типы бюджетов………………………………………………………….......20
Глава 2. Система бюджетов организации (на примере ООО «Селена»)……..25
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Селена»……...25
2.2 Функциональные и финансовые бюджеты организации………………….26
2.3 Рекомендации по усовершенствованию процессов планирования и
бюджетирования……………………………………………………………38
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованных источников…………………………………………..44
в цехе формовки:
прямых затрат,
в цехе отделки:
прямых затрат на оплату труда.
Сведения о различных производственных затратах позволяют сформировать бюджеты производственных затрат центров ответственности по каждому виду производимой продукции. Формат бюджетов зависит от принятого метода калькулирования – по полным или по переменным затратам. Если точно соблюсти классификацию статей затрат, это позволит в дальнейшем прямо использовать эти бюджеты при составлении бюджетного отчета о прибылях и убытках.
В нашем случае применяется метод калькулирования по переменным затратам.
Представим бюджеты производственных затрат ООО «Селена».
Таблица 9 – Бюджет производственных затрат цеха формовки ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз |
Всего | |
Выпуск (бюджет производства) |
3000 ед. |
1500 ед. |
760 ед. |
830 ед. |
|
Прямые затраты материалов |
15 000 |
16 500 |
6080 |
29 050 |
66 630 |
Всего, переменные затраты |
15 000 |
16 500 |
6080 |
29 050 |
66 630 |
Прямые затраты на оплату труда |
15 000 |
15 000 |
11 400 |
49 800 |
91 200 |
Накладные общепроизводственные расходы |
30 000 |
31 500 |
17 480 |
78 850 |
157 830 |
Производственные затраты |
60 000 |
6З 000 |
34 960 |
157 700 |
315 660 |
Таблица 10 – Бюджет производственных затрат цеха отделки ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Миска |
Блюдо |
Ваза |
Сервиз |
Всего | |
Выпуск (бюджет производства) |
3000 ед. |
1500 ед. |
760 ед. |
830 ед. |
|
Упаковка |
2280 |
4980 |
7260 | ||
Всего, переменные затраты |
2280 |
4980 |
7260 | ||
Прямые затраты на оплату труда |
2400 |
13 200 |
17 328 |
13 280 |
46 208 |
Накладные общепроизводственные расходы |
4080 |
22 400 |
29 458 |
22 576 |
78 554 |
Производственные затраты |
6480 |
35 640 |
49 066 |
40 836 |
132 022 |
Бюджеты накладных расходов на реализацию (коммерческих) и административных (управленческих) накладных расходов подготавливаются в разрезе отдельных статей этих затрат по центрам ответственности. (см. Приложение 4).
Бюджет накладных
После составления бюджетов накладных расходов, которые являются последними в списке функциональных бюджетов, ООО «Селена» приступает к составлению финансовых бюджетов.
К финансовым бюджетам относятся бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджетный отчет о прибылях и убытках и бюджетный баланс.
Сведения для составления бюдже
Таблица 11 – Сводная ведомость доходов и затрат ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Всего |
Цех формовки |
Цех отделки | |
Выручка в том числе: миски блюда вазы сервизы |
612200
105 000 147 200 112 000 248 000 |
Таблица 11 (продолжение)
Всего |
Цех формовки |
Цех отделки | |
Закупки основных материалов в том числе: глина глазурь упаковка |
74 060
34 990 30 640 8430 |
65 630
34 990 30 640 |
8430
8430 |
Оплата прямого труда |
137 408 |
91 200 |
46 208 |
Накладные производственные расходы в том числе: оплата труда отчисления с оплаты труда вспомогательные материалы амортизация |
236 384
67 000 77 669 11 715 7000 |
157 830
51 000 54 030 6800 5000 |
78 554
16 000 23 639 4915 2000 |
Коммерческие расходы в том числе: оплата труда отчисления с оплаты труда амортизация комиссионные агентам |
65 608
14 000 5320 800 24 488 |
||
Административные расходы в том числе: оплата труда отчисления с оплаты труда амортизация |
92 660
42 000 15 960 700 |
Итак, представим теперь сам бюджет движения денежных средств ООО «Селена» (см. Приложение 5).
Таблица 12 – Бюджет движения денежных средств ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Всего | |
Начальное сальдо |
100 000 |
236 |
323 |
13 709 |
|
Поступления от реализации в том числе: за наличные в кредит |
176 265
36120 140 145 |
176 265
36 120 140 145 |
176 265
36 120 140 145 |
176 265
36 120 140 145 |
705 060
144 480 560 580 |
Поступления от продажи ОС |
3000 |
3000 | |||
Всего денежных средств в распоряжении |
276 265 |
179 501 |
175 588 |
189 997 |
|
Оплата закупок |
50 607 |
50 607 |
101 214 | ||
Оплата труда |
260 407 |
260 407 | |||
Отчисления с оплаты труда |
98 949 |
98 949 | |||
Комиссионные агентам |
6122 |
6122 |
6122 |
6122 |
24 488 |
Налоги |
10 000 |
94 757 |
106 865 | ||
Аренда помещений и страховка |
20 000 |
20 000 | |||
Аренда транспортных средств |
5000 |
9000 |
5000 |
19 000 | |
Реклама |
8000 |
8000 | |||
Прочие административные и коммерческие расходы |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
8000 |
Расходы на цеховое управление и прочие ОПР |
7500 |
6500 |
30 000 |
29 000 |
73 000 |
Всего расходов |
276 029 |
171 278 |
161 879 |
100 729 |
716 058 |
Конечное сальдо |
236 |
323 |
13 709 |
89 245 |
Следует отметить, что бюджет движения денежных средств – пожалуй, наиболее важный документ во всей системе бюджетов организации. У небольших компаний может не быть никаких других плановых документов, однако сопоставление денежных поступлений и выплат по периодам ведется всегда даже в малом бизнесе. Информация о ликвидности жизненно важна для таких организаций, поскольку для компаний, не имеющих возможности привлечения дополнительного финансирования, дефицит платежных средств может привести к фатальному исходу. Избежать таких печальных последствий и помогает планирование денежных средств.
Вторая составляющая финансовой части мастер-бюджета – бюджетный отчет о прибылях и убытках. Этот документ весьма важен, поскольку позволяет понять различие между прибылью и денежным потоком.
Признание прибыли обычно базируется на принципе начислений, что означает ее отражение в момент возникновения прав на получение денежных средств или обязательств их выплатить. Момент этот не всегда совпадает с моментами поступлений и выплат денежных средств. Кроме того, некоторые статьи отчет о прибылях и убытках являются неденежными расходами или доходами, например амортизация или создание резерва по сомнительным долгам.
Денежный поток же
формируется исключительно
Отметим также, что в отчете о прибылях и убытках включается бухгалтерская реализация (без НДС) и затраты основных ресурсов, относящихся к этому объему продаж.
Представим бюджетный отчет о прибылях и убытках ООО «Селена». (см. Приложение 6).
Таблица 13 – Бюджетный отчет о прибылях и убытках ООО «Селена» на сентябрь 2009 года
Всего | |
Выручка в том числе: миски блюда вазы сервизы |
612 200
105 000 147 200 112 000 248 000 |
Таблица 13 (продолжение)
Всего | |
Нормативные переменные производственные затраты в том числе: миски блюда вазы сервизы |
74 200
15 000 17 600 8800 32 800 |
Переменные коммерческие расходы (комиссионные агентам) |
24 488 |
Вклад |
513 512 |
Постоянные расходы в том числе: прямые трудовые накладные общепроизводственные накладные коммерческие затраты накладные административные затраты |
507 872
137 408 236 384 41 120 92 960 |
Прибыль от продажи внеоборотного актива |
2000 |
Операционная прибыль до налогообложения |
7640 |
Положительный финансовый
результат может создать у
руководителя иллюзию наличия «
Завершающей частью мастер-бюджета является бюджетный баланс. Поскольку для его разработки требуются данные не только функциональных бюджетов, но и бюджета денежных средств и бюджетного отчета о прибылях и убытках. Бюджетный баланс составляется только после того, как готовы все эти документы. Отражение в балансе найдет и бюджет капиталовложений (как изменение величины внеоборотных активов за анализируемый период), а также и некоторые другие стратегические бюджеты (например, касающиеся планируемых эмиссий акций или облигаций).
Бюджетный баланс почти никогда не профилируют, поскольку он показывает моментальный «финансовый портрет» организации на определенную дату.
В нашем примере нет бюджетного баланса, так как компании редко занимаются его разработкой. Бюджетный баланс из всех форм бюджетный документов является наименее полезным с точки зрения принятия управленческих решений. Этот документ представляет собой предполагаемую картину имущественного и финансового состояния компании на конец бюджетного периода и не дает никакой информации ни о процессе достижения такого состояния, ни о его соответствии целям организации.
2.3 Рекомендации
по усовершенствованию
бюджетирования
В предыдущем пункте мы рассмотрели пример полной системы бюджетов производственной организации. После проделанной работы стоит сделать некоторые выводы и дать рекомендации.
Итак, полная система бюджетов ООО «Селена» состоит из бюджетов двух основных типов: функциональные (операционные) и финансовые. Процесс разработки операционных бюджетов начинался с бюджета продаж, в котором приведены объемы продаж, цены и выручка по всей номенклатуре выпускаемой продукции.
Нужно сказать, что при разработке бюджета продаж руководству организации следует принять во внимание все внешние ограничения и прогнозные оценки, касающиеся особенностей данного вида деятельности и рыночной ситуации (например, возможные действия конкурентов или эластичность цен на выпускаемую продукцию), а также оценку общеэкономических факторов бизнеса, действие которых относится в планируемому периоду (например, ожидаемый темп инфляции или изменение налоговой политики). Разработчики бюджетов должны принимать во внимание и качественные факторы, такие как возможные колебания спроса или влияния предполагаемых изменений специфики или ассортимента выпускаемой продукции. И только после тщательной оценки всех факторов (внешних и внутренних). Которые могут повлиять на объем продажи продукции, следует приступать к составлению бюджета.
Информация о работе Планирование и бюджетирование на предприятии