Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности планирования и распределения прибыли на предприятии.
Для полного освещения выбранной темы были поставлены следующие задачи:
На основе литературных источников рассмотреть сущность прибыли и определить ее роль в современной рыночной экономике.
Ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии.
Выявить основные направления распределения и использования прибыли.
Предмет исследования – планирование и распределение прибыли на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
1.2. Методы планирования прибыли
1.3. Распределение и использование прибыли на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Плановый размер прибыли рассчитывается:
Пр
= Пон + Птп – Пок,
где Пр – прибыль от реализации продукции в предстоящем году;
Пон – прибыль в остатках готовой продукции на начало года;
Птп – прибыль в товарной продукции;
Пок – прибыль в остатках готовой продукции на конец года.
Исчисление прибыли от прочей реализации осуществляется также методом прямого счета. При незначительной доле прочей продукции в годовом выпуске прибыль от реализации может быть определена, исходя из уровня рентабельности, достигнутого в отчетном году, и расчетного объема этой продукции в предстоящем году.
Расчет прибыли методом прямого счета является простым и доступным. Недостатком этого метода является громоздкость расчета при большом ассортименте выпускаемой продукции и невозможность учета отдельных факторов, влияющих на размер рассчитываемой прибыли.
Аналитический метод основывается на сопоставлении показателей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанавливается на основании его прибыли за предшествующий год (квартал), скорректированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. В расчете применяется метод элиминирования влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.
При аналитическом методе прибыль определяется по всей сравнимой продукции в целом.
Определение плановой прибыли осуществляется поэтапно:
I. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период:
Рб
=
,
где Рб – базовая рентабельность отдельных групп продукции;
П – прибыль от реализации продукции;
Сп – полная себестоимость реализованной продукции.
II.
Исчисление объема товарной продукции
в плановом периоде по себестоимости отчетного
года и определение прибыли планируемого
года на товарную продукцию, исходя из
базовой рентабельности.
Расчет ведется в последовательности:
1.
Определение объема сравнимой
реализованной продукции в
Себестоимость продукции за отчетный период, тыс. руб.
=
/,
где - объем реализованной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода;
/ – изменение объема производства, %.
2.
Определение прибыли от
Ппл
=
,
где Ппл – прибыль планируемая.
III. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов.
1. Прирост прибыли в I квартале предстоящего года за счет снижения себестоимости сравнимой продукции определяется как произведение объема сравнимой реализованной продукции в I квартале предстоящего года по себестоимости IV квартала текущего года и снижения себестоимости в процентах:
=
/
,
где / – повышение себестоимости, %.
2. Прирост прибыли в I квартале предстоящего года за счет роста цен (ПР) определяется как разность между выручкой от реализации в I квартале предстоящего года в оптовых ценах предприятия того же периода (Впл) и выручкой от реализации в I квартале предстоящего года с учетом роста объема производства в оптовых ценах предприятия IV квартала текущего года (Вб):
ПР
= Впл - Вб.
При этом выручка от реализации в I квартале предстоящего года в оптовых ценах предприятия IV квартала текущего года (Вб) определяется по формулам:
Вб
=
;
выручка от реализации в I квартале предстоящего года с учетом роста объема производства в оптовых ценах предприятия того же периода (Впл):
Впл
= Вб
Рпл,
где Рпл – изменение цен в плановом периоде, %.
Плановый размер прибыли составляет сумма прибылей, рассчитанных по каждому фактору отдельно.
Если предприятие планирует выпуск несравнимой продукции, то планирование прибыли по ней осуществляется отдельно.
Прибыль от прочей реализации планируется методом прямого счета, а при незначительной ее доле – исходя из запланированного объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяются на основе опыта прошлых лет, а такие показатели, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по ценным бумагам, принадлежащим предприятию - в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
Аналитический
метод расчета прибыли
Метод совмещенного расчета представляет собой сочетание метода прямого счета с элементами аналитического метода. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль различных факторов - с помощью аналитического метода.
Исчисление
оптимального размера прибыли становится
важнейшим элементом
Для
прогнозирования максимально
Планирование прибыли строится на основе эффекта операционного рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Количественное воздействие операционного рычага на прибыль можно выразить формулой:
О
=
,
где О – сила воздействия операционного рычага,
МП – маржинальная прибыль;
П – прибыль.
Таким образом, чем выше удельный вес постоянных затрат и ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. При росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. При бесконтрольном увеличении постоянных расходов резко увеличивается предпринимательский риск – при сокращении выручки от реализации продукции предприятие понесет большие потери в прибыли.
1.3.
Распределение и
использование прибыли
на предприятии
Экономически обоснованная система распределения прибыли на предприятии должна максимально обеспечивать производственные, материальные и социальные потребности организации. Распределение прибыли на предприятии отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.
Решение о распределении чистой прибыли принимают собственники (учредители) организации.
На
предприятии распределению
Определение
направлений расходования прибыли
находятся в компетенции
Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования чистой прибыли предприятия. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудового коллектива. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов предприятия и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
В процессе распределения предприятие вправе самостоятельно определить способ распределения чистой прибыли.
Распределение
чистой прибыли может быть осуществлено
посредством образования специальных
фондов. В соответствии с уставом или решением
распорядительного органа на предприятии
создаются фонды накопления, потребления,
социальной сферы (рис. 2). Предприятие
вправе создавать другие специальные
фонды и резервы. При этом организация
в целях обеспечения планового расходования
средств должна составить сметы расходования
фондов в виде дополнения к финансовому
плану.
Рис.2
Общая схема распределения прибыли предприятия
Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие предприятия. За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие.
Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению работников.
Под фондом социальной сферы понимаются средства, направляемые на мероприятия, направленные на охрану здоровья, организацию отдыха и культурно – массовых мероприятий.
Предприятие
может непосредственно
К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды, чистая прибыль является источником уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, уплаты процентов по просроченным и отсроченным кредитам, приобретения ценных бумаг и других прав участия в деятельности других предприятий, покупки государственных ценных бумаг, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложений, перечислений вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям.