Политика в области социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5
1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5
1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12 2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………...….32
Список использованных источников …………………

Файлы: 1 файл

CГиМУ.docx

— 166.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

 

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

         «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                Факультет экономики и управления

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

                            Курсовая работа

 

 

 по дисциплине «Система Государственного и Муниципального Управления»

 

 

              Политика в области социальной защиты населения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Руководитель работы

                                                                ______________О.М.Харькова

                                                          «____» ____________20__г.  

                                      

                                                            Исполнитель

                                                            студент группы з09ГиМУ

                                                                 _______________О.Н. Гуляева

                                                         «____» ____________20__г.

             

 

 

 

 

 

                           Оренбург 20__г.

                              Аннотация 

 

 

 

Тема: «Политика в сфере социальной защиты населения»

Объём курсовой работы 38 страницы, на которых размещены 3 рисунка и 2 таблицы. При написании курсовой работы использовалось 15 источников.

В курсовую работу входит введение, три главы, итоговое заключение. Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, ставится проблема, цель исследования, ставятся задачи. В главе первой предложено теоретическое обоснование сущности политики в сфере социальной защиты населения. В выводе по ней подводятся итоги по изучению теоретического материала. В главе второй осуществляется опытно-практическая работа. В главу входит постановка задач, цели практической работы, анализ результатов.

В выводе по ней описывается значимость полученных результатов.

Заключение посвящено основным выводам, которые были сформулированы во второй главе данной курсовой работы.

 

 

 

                                   Abstract 

 

 
 
              Theme: «the Policy in the sphere of social protection of the population» 
              The amount of coursework, 38 pages that host figure 3 and table 2. When writing coursework used 15 sources.

The course work is comprised of an introduction, three chapters, the final conclusion. Introduction considers the importance of research in the chosen direction, raised the problem, its purpose, objectives. In Chapter first proposed a theoretical justification of the essence of the policy in the sphere of social protection of the population. In the output it summarizes the results of study of theoretical material. In the second Chapter is carried out experimental-practical work. In Chapter includes setting objectives, targets of practical work, analysis of the results.

In the output it describes the importance of the obtained results.

The conclusion is devoted to main conclusions, which were formulated in the second Chapter of this course work.

 

 

 

 

 

                               Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..4

1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5

1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5

1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7

2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12

2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12     2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14

3 Рекомендации и пути  совершенствования системы социальной  защиты населения………………………………………………………………………....25

Заключение …………………………………………………………………...….32 

Список использованных источников ……………………………………..……34  

Приложение А…………………………………………………………………....35

Приложение В……………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Введение

 

 

 

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения  жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и  социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления  таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального  обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в  источниках средств к существованию  престарелых и нетрудоспособных.

Нужно отметить, что в современном  обществе социальное обеспечение перестало  выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными  слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев  общества.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства  является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию  при наступлении социальных рисков.

Одной из главных задач государства  является деятельность по социальной защите населения. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива  и многоаспектна. Имеет место  нестабильность в экономике, остро  ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается  численность людей с доходом  ниже прожиточного минимума, усиливается  дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке  труда, растет задолженность по выплате  заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции  неблагополучия, в том числе социальные девиации. Сложившаяся ситуация требует  принятия адекватных мер прежде всего  в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения  социальной безопасности, что может  быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной  и эффективной социальной политики государства. 
            Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.

 

 

 

 

1 Формирование системы социальной защиты населения в РФ

1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики

 

 

 

             В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты.

Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы  регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему  социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в  создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем), а также реализацию принципа социальной справедливости. 

Итак, субъект социальной политики, обеспечивая достижение благосостояния в обществе реализует принцип социальной справедливости, который, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.  

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику. 

 Социальное страхование – наиболее важная часть социальной политики государства. В процессе производства работники могут потерять возможность продолжить работу. При этом он лишается источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный здоровью ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему материальную возможность существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхования.

 Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь прежде всего слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того, социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают на ряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.

Политика государства  в области социальной защиты занятых  базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем  стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку  работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство  разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между  работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о  социальном статусе личности. Конкретными  механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать  развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной  социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В  свою очередь развитые системы социального  страхования способны оказывать  положительное влияние на состояние  экономики и социальное положения  трудящихся благодаря перераспределению  доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его  покупательной способности.

Социальная политика в  области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда  степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.

Политика обеспечения  необходимых жилищных условий рассматривается  в развитых западных странах как  инструмент социальной политики. Легко  и быстро решаемые социальные проблемы усиливают территориальную подвижность  рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает  существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения  из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.

Показатели социальной политики включает в себя следующие показатели: 
- Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения.

Информация о работе Политика в области социальной защиты населения