Политика в области социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5
1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5
1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12 2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………...….32
Список использованных источников …………………

Файлы: 1 файл

CГиМУ.docx

— 166.04 Кб (Скачать файл)

Особое значение следует  уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие - минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в  успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных  на эти цели, потребностям людей. Сложившееся  государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального на-логообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии со-хранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии соци-ального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования. Необходимо постепенно отойти от государственных дотаций по тем или иным социальным направлениям и ввести государственные заказы на решения конкретных социальных задач. Привлекать к выполнению социального заказа следует всех желающих юридических и физических лиц на конкурсной основе. Такой подход позволит упорядочить, целенаправить финансовые потоки, сделать их управляемыми и контролируемыми соответствующими государственными органами и общественностью.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеизложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость  поиска принципиально иных подходов к управлению социальными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах.

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Дос-тойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях  России отмечаются разительные отличия  в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых  объемов производства при благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуре  послужили основанием для выводов  о вступлении экономики страны в  фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов  развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев  создает иллюзию большой свободы  выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная  стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались  экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный.

 

 

                                     Заключение

 

Таким образом, социальная защита в любом государстве – это  комплексная система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно  необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно  реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального  недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты  и радикальные формы протеста.

Одна из главных задач  социальной политики на современном  этапе – социальная защита населения  от воздействия негативных последствий  рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса  между денежными доходами населения  и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы  услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и  услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в  политике государства принадлежит  обеспечению социальной справедливости в обществе.

В ходе проведения работы, была достигнута основная ее цель, то есть были изучены теоретические основы социальной политики, а именно сущность и основные направления социальной политики, принципы социальной защиты населения, а также была выявлена взаимосвязь их между собой.

Сущностью социальной политики является деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Социальная политика имеет несколько направлений: социальное страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику. Функциями социальной политики является регулирование воспроизводства рабочей силы, поощрение прогрессивных мотиваций к труду, социальная защита населения. А также к функциям можно отнести:  интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества, выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан, управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом, обнаружение и рассмотрение социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами, социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений, обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека, сущностью социальной защиты является предоставление социальных и юридических гарантий на достойный уровень жизни.

Принципами социальной защиты является гуманизм и социальная справедливость. Быть справедливым и гуманным в социальной защите – это уметь правильно  оценивать личностный потенциал  человека, его внутренние ресурсы, осознавать основные причины жизненных затруднений  и определять пути выхода из них. Функции  социальной защиты – экономическая, хозяйственно-бытовая, психолого-педагогическая, социально-медицинская, юридическая, культурно  –досуговая, организации труда и  другие.

Также в процессе выполнения работы выяснилось, что социальная политика и социальная защита тесно  взаимосвязаны между собой, по сути говоря, одна без другой просто невозможна. С одной стороны, социальная защита представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в  социальной защите. Какова социальная политика, такова и социальная защита. Но, есть место и обратной связи, то есть социальная защита не может не сказаться на социальной политике, ее ориентирах, целях и задачах.

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и превращение в жизнь различного рода социальных программ. 
Социальные программы в нашей стране реализуются посредством трех уровней: федерального, регионального и местного. Основной проблемой реализации данных программ является их недофинансирование.

Таким образом, социальная политика и социальная защита, - это одни из самых важнейших составляющих жизни  любого общества, но уровень их развития напрямую зависит от уровня развития этого общества.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Социальная политика : учебное пособие/ Григор Артушевич Ахинов. – ИНФРА. М, 2009г.

2 Захаров М. Л., Тучкова  Э.Г. Право Социального Обеспечения.  Учебник 4-е изд. – М. 2010г. 

3 Мониторинг положения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и развитие семейных форм их устр-ва в ЦФО в 2008г. (третий доклад). – М.: ООО «Вариант», 2009 – С 22-29.

4 Ежемесячный краткий  доклад росстата. Информация о  социально-экономическом положении  России 2010г. Федеральная служба  государственной статистики. http// www. gks.ru/bgd/regl/B09

5 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный коментарий к Закону РФ « О занятости населения в РФ» // СПС Гарант, 2009г.

6 Официальный сайт государственной  статистики http:// www.gks.ru/

7 Страшун. Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Издание 3, дополненное, переработанное М.: НОРМА, 2007г.

8 http://www.budgetrf.ru

9 Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003. с.92-94

10 Безработица в Российской федерации: причины и следствия [электронный ресурс] Департамент аналитики «Интегрум» - Режим доступа к сайту: http:// www.integrum.ru/ArticlesByCategoryPage.aspx?oid=2640

11   Сланченко, Л. Роль социальной защиты в обеспечении уровня и качества жизни населения / Людмила Сланченко, Ксения Резвова // Социальная политика и социальное партнерство, 2010. - N 6. - С. 47-51. - Библиогр.: с. 51.

12 Васильева, Е. В. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России / Васильева Е. В., Куклин А. А., Леонтьева А. Г. // Уровень жизни населения регионов России, 2010. - N 9. - С. 22-31. - Библиогр.: с. 3.

13 Солонцов, С. Ю. Города и социальные проблемы : роль государственной социальной политики в развитии городов в системе расселения / Солонцов С. Ю. // Российское предпринимательство, 2008. - N 11, вып. 2. - С. 10-15. - Библиогр.: с. 15

14 Морозова, Е. К. Система социальной защиты населения: исследовательский подход / Е. А. Морозова // Регион: экономика и социология, 2005. - N 4. - С. 120-130. - Библиогр.: с. 130

15 Гулидов, П. В. Органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства: основные проблемы и перспективы реформирования / П. В. Гулидов // Право и политика, 2005. - N 12. - С. 124-135

 

                                   Приложение А

 

Таблица 1  Уровень занятости населения по полу и виду поселения по итогам 3 квартала 2010 года (в %)

 

 

Округ РФ

Всего

из них:

муж.

жен.

город

село

Центральный федеральный  округ

64,2

69,4

59,7

65,5

58,8

Северо-Западный федеральный  округ

66,0

70,3

62,3

67,8

57,4

Южный федеральный округ

58,0

64,3

52,5

58,9

56,6

Северо-Кавказский федеральный  округ

50,2

56,5

44,6

53,0

47,3

Приволжский федеральный  округ

60,5

65,0

56,5

61,8

57,2

Уральский федеральный округ

61,9

67,3

57,2

62,9

57,9

Сибирский федеральный округ

58,9

63,8

54,6

60,5

54,8

Дальневосточный федеральный  округ

60,4

64,5

56,5

62,9

53,0


 

 

 

 

 

                                       Приложение В 

 

Таблица 2 Характеристика регионов России по отдельным показателям напряженности на рынке труда (в %)

 

 

Федеральные округа

Уровень безрабо-тицы, в %

Среднее время поиска работы безработными, месяцев

Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, в %

 
 

Центральный федеральный  округ

5,6

7,2

25,3

 

Северо-Западный федеральный  округ

7,1

6,9

24,6

 

Южный федеральный округ

8,7

7,3

29,5

 

Северо-Кавказский федеральный  округ

19,5

9,0

40,8

 

Приволжский федеральный  округ

9,1

7,2

27,3

 

Уральский федеральный округ

9,6

7,5

26,8

 

Сибирский федеральный округ

10,4

7,7

31,1

 

Дальневосточный федеральный  округ

10,5

7,2

27,4

 

Информация о работе Политика в области социальной защиты населения