Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5
1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5
1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12 2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………...….32
Список использованных источников …………………
В 2009 году, по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения составила 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения. Среднегодовая численность экономически активного населения в 2009 году сохранилась на уровне 2008 года на уровне 75,7 млн. человек.
В 3 квартале 2010 года численность
экономически активного населения
составила 76,3 млн. человек или около
54% от общей численности населения
страны, что на 0,1 млн. человек меньше
аналогичного периода прошлого года.
На сокращение численности экономически
активного населения
Начавшееся оживление в экономике привело к росту спроса на рабочую силу; так, в 3 квартале 2010 года в экономике страны было занято на 1,03 млн. человек больше, чем во 2 квартале, численность занятых составила 71,1 млн. человек.
Еще одной положительной
тенденцией на рынке труда в 2010 году
является снижение неполной занятости,
которая за период с конца февраля
по 13 октября 2010 года сократилась на
63% или на 1,027 млн. человек. По данным
мониторинга ситуации на рынке труда
в разрезе субъектов Российской
Федерации, численность работников,
находящихся в простое и
Среднемесячная начисленная заработная плата в сентябре 2010 г., по предварительным данным, составила 21 376 рублей, при этом темп роста реальной заработной платы за сентябрь 2010 года относительно сентября 2009 года составил 105,1%. Тенденция роста реальной заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается с начала 2010 года.
В целом за 9 месяцев 2010 года, по оценке Росстата, номинальная начисленная заработная плата составила 20 479 рублей (рост относительно прошлого года составил 111,7%).
Следует отметить, что наиболее высокие темпы роста заработной платы в августе 2010 года отмечались в финансовой деятельности и отраслях обрабатывающей промышленности. Например, в финансовой деятельности заработная плата в августе 2010 года относительно августа 2009 года выросла на 21,6%, в производстве готовых металлических изделий – на 21%, в производстве транспортных средств и оборудования – на 19,6%.
Темпы роста заработной платы в видах деятельности со значительным уровнем государственного участия, вследствие отсутствие индексации оплаты труда работников бюджетных учреждений, оказались значительно ниже среднероссийских. Так, в образовании номинальная заработная плата в августе 2010 года относительно соответствующего периода прошлого года выросла всего на 6,1%, в здравоохранении – на 5,0%, в государственном управлении – на 2,5%.
В результате продолжает увеличиваться разрыв в оплате труда в бюджетных отраслях и в обрабатывающих производствах. По последним данным, уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг за январь-август 2010 года составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 84%, работников образования – 79% (за январь-август 2009 года – соответственно 91% и 80%).
Дифференциация заработной
платы между различными видами экономической
деятельности с начала текущего года
не претерпела значительных структурных
изменений. По-прежнему лидерами по уровню
заработной платы продолжают оставаться
финансовая деятельность и отрасли
топливно-энергетического
Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы сохраняется в сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве – 50% и 48% соответственно от среднемесячной заработной платы в целом по экономике.
Несмотря на начавшееся восстановление
экономики, продолжается сокращение численности
работников. Если в целом по экономике
численность работников за январь-август
2010 года сократилась на 1,6% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого
года, то в промышленных видах экономической
деятельности оно составило 3,9%, а
в отдельных подвидах экономической
деятельности величина сокращений доходила
до 9%. Например, в производстве прочих
неметаллических минеральных
В то же время следует отметить, что в отдельных видах деятельности отмечается увеличение численности работников. Так, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности численность работников за январь-август 2010 года относительно аналогичного периода прошлого года увеличилась на 1%, в оптовой и розничной торговле – на 2,7%, а в производстве кожи – на 3,7%.
Следует отметить, что рост
численности работников в управлении
и обеспечении военной
Данные по уровню занятости населения по округам РФ, с учетом пола и вида поселения представлена в таблице 1 Приложение А.
Как видно из представленных данных, наибольший уровень занятости наблюдается в Северо-Западном, Центральном и Уральском федеральных округах.При этом, занятых среди мужчин существенно больше, чем занятых среди женщин; а относительная доля занятых в городах предвышает относительную долю занятых на селе.
Субъекты РФ, рынок труда которых характеризуется наибольшим уровнем занятости, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Субъекты РФ с наибольшим уровнем занятости по итогам 3 квартала 2010 года (в %)
Очевидно, что наилучшим образом ситуация с занятостью обстоит в Чукотском автономном округе, Санкт-Петербурге, Магаданской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Москве и других представленных на рисунке 1 субъектах РФ.
Таким образом, была рассмотрена динамика общего уровня занятости в РФ в 2008-2010 годах, а также выявлены округа РФ и субъекты РФ, характеризующиеся наивысшим уровнем занятости. Перейдем к анализу уровня безработицы.
Динамика общего уровня безработных в процентах от общего уровня экономически активного населения за период с 2008 по 3 квартал 2010 года, представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровень общей безработицы в процентах от экономически активного населения
Так, численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в декабре 2008 года увеличилась по сравнению с декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув к концу декабря 2008 года 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения. Такое резкое увеличение числа безработных явилось негативным последствием складывающейся под влиянием финансового кризиса экономической ситуации. В целом за 2008 год численность безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек.
Начиная с ноября 2008 года, наблюдался рост численности официально зарегистрированных безработных; однако, к концу 2008 года численность этой категории безработных граждан не превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически активного населения. При этом ожидалось, что сокращение численности занятых будет происходить, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.
Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, на конец 2008 года уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 231,6 тыс. человек, число вакансий в конце декабря 2008 г. составило 894,7 тыс. человек. Коэффициент напряженности (который определяется как численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию), по сравнению с декабрем 2007 года увеличился с 1,5 до 1,9 в декабре 2008 года.
В 2009 году негативное влияние экономического кризиса на рынок труда продолжилось. Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 году снизилась на 1,5 млн. человек и составила 69,4 млн. человек, эти люди пополнили собой ряды безработных. Именно на 1,5 млн. человек возросла среднегодовая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, которая составила в 2009 году 6,3 млн. человек (8,4% экономически активного населения).
При этом, численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 год выросла на 685 тыс. человек и составила 2,1 млн. человек (2,8% экономически активного населения).
Влияние мирового финансово-экономического
кризиса заставило
При этом следует учитывать, что увеличение доли работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, с одной стороны, позволило сохранить кадровый потенциал компаний, с другой стороны данные работники расширили категорию потенциально безработных граждан.
Экономический кризис затронул все виды экономической деятельности, однако, наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве, в строительстве, в обрабатывающих производствах, в том числе в автомобилестроении и машиностроении, и в торговле.
В 2010 году ситуация на рынке
труда начала выправляться. Так, в
среднем по итогам 3 квартала 2010 г. численность
безработных, определяемых по методологии
МОТ, составила 5,2 млн. человек или 6,8%
экономически активного населения,
что на 0,4 млн. человек меньше, чем
в прошлом квартале. На конец сентября
2010 г. численность граждан, не имеющих
работы, составила 5,0 млн. человек или
6,6% экономически активного населения,
что на 732 тыс. человек меньше, чем
на конец сентября прошлого года. Снижение
численности безработных
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, сокращается с конца февраля 2010 года. За семь месяцев 2010 года она стала меньше на 30% или на 697 тыс. человек. На конец сентября 2010 г. численность официально зарегистрированных безработных составила 1,598 млн. человек (или 2,1% экономически активного населения). По сравнению с концом сентября 2009 г. численность безработных снизилась на 437 тыс. человек.
Число вакантных рабочих
мест в органах службы занятости
населения за сентябрь 2010 г. снизилось
на 21 тысячу и по состоянию на конец
сентября текущего года составило 1,236
млн. вакантных рабочих мест. Однако,
вследствие сокращения численности
незанятых граждан, обратившихся в
службу занятости населения, продолжает
снижаться коэффициент
В таблице 2 Приложение В представлена характеристика федеральных округов РФ по отдельным показателям напряженности на рынке труда по итогам 3 квартала 2010 года: уровень безработицы, среднее время поиска работы безработными, доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более.
Очевидно, что наибольшее значение показатели, характеризующие напряженность на рынке труда, имеют в Северо-Кавказском федеральном округе. Далее по уровню напряженности идут Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.
Рейтинг субъектов РФ, характеризующихся наивысшими значениями уровня безработицы, представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Субъекты РФ, характеризующиеся
самым высоким уровнем
Очевидно, что худшим образом с безработицей дела обстоят в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике и других субъектах РФ, представленных на рисунке 3.
Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2010 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения
В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, по-скольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.
Информация о работе Политика в области социальной защиты населения