Политика в области социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5
1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5
1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12 2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………...….32
Список использованных источников …………………

Файлы: 1 файл

CГиМУ.docx

— 166.04 Кб (Скачать файл)

- Состояние здравоохранения, образования, обеспеченность жильём, коммунальными и другими услугами. Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией.

- Показатели рождаемости, смертности, продолжительности жизни. Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека.

- Средний и минимальный размер пенсии, заработной платы. 
-    Потребительские стандарты по продуктам питания или промышленным товарам.

-     Размеры фонда  потребления.        

-     ВВП на душу  населения. 

-     Состояние  экологии.

Индекс развития человеческого  потенциала.  Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.  

 

 

 

 

 1.2 Функции социальной защиты населения

 

С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой  продолжаются до сих пор. Первоначально  считалось, что социальная политика выполняет функцию «регулятора  труда и потребления». Впоследствии к указанной функции были добавлены  «функция повышения благосостояния народа» и «функция оказания социальных услуг населению». В последние  десятилетие тенденции таковы, что  объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.

Во-первых, это функция  регулирования воспроизводства  рабочей силы. В связи с развитием  производственных сил, переходом от экстенсивного характера развития производства к интенсивному предъявляются  более высокие требования к качеству рабочей силы. Поэтому объективно в развитых странах социальной сфере  уделяется огромное внимание.

Во-вторых, функцией социальной политики является поощрение прогрессивных  мотиваций к труду. Мировая практика знает несколько видов мотиваций: традиционный (образец, ритуал), этический (долг), административный (поощрение, наказание, иерархия), корпоративный (солидарность, участие), экономический (расчет, вознаграждение, экономический интерес). Практика показывает, что в современном обществе существуют все виды мотиваций, однако основную мотивационную роль играют в разном соотношении вознаграждение и участие.

В-третьих, к числу функций  социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и  унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом  регулирования социальных интересов.

Также функции социальной политики выражается в:

1. Интеграции различных  сфер общественной жизни, обеспечение  целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов  социальных групп и слоев общества, отдельных граждан. 

3. Управлении и руководстве  политическими и общественными  процессами в интересах наиболее  влиятельных слоев и групп  населения и общества в целом. 

4. Обнаружении и рассмотрении  социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными  способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир  общественных отношений. 

6. Обеспечении преемственности  и обновления развития общества  и человека.

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» - воздействие  общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей  к участию в политике;

Функции «вывода» - влияние  политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

Реализация социальных функций  государства осуществляется посредством  социальных институтов на разных организационных  уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К  субъектам социальной политики государства  относятся компетентные государственные  органы, формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи нуждающимся  в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных  гарантий.

Роль государства заключается  в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных  механизмов. Для решения своих  социальных задач государство задействует  профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в  социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими  обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими  усилиями, финансовыми ресурсами  и рассчитанные на определенные социальные результаты.

Государство реализует свои социальные задачи в условиях, когда  в демократическом обществе множественность  идеологий и субъектов порождает  разнообразие целей и множественность  стратегий социальной политики. При  этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных  субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства  в социальном прогрессе.

В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой  реализуются отдельные социальные функции.

Социальные механизмы  и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций, осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие  свойства социального государства.

Существуют этапы развития социальных функций государства:

1. Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ.

2. Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления.

3. Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов.

4. Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали  ведущими по отношению к другим государственным  функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация  экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Новые цели, появляющиеся у  государства в новых культурно-исторических условиях, обусловливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в  свою очередь, придают государству  новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств  или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом  модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

Иерархия становления  функций социального государства  представлена следующим образом:

1. Социальное обеспечение;

2. Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

3. Социальная защита;

4. Сглаживание социального неравенства;

5. Обеспечение занятости;

6. Предоставление социальных услуг;

7. Проведение государственной социальной политики.

В заключении можно сказать  что существует несколько подходов к пониманию социальной политики: Во-первых, социальную политику рассматривают  как деятельность по решению проблем  всего общества, следовательно, с  этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается  как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества - в данном случае она направлена на регламентирование  отношений труда и капитала. В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена  как деятельность, ориентированная  на социальные низы - деклассированные элементы, маргинальные группы с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности. В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель социальной политики в данном подходе - удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики. 

В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базовых ценностей современного гражданского общества и социального  государства - соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социального партнерства. В  отечественной науке и практике превалирует последний из теоретических  подходов к пониманию сущности социальной политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Недостатки и  проблемы в области социальной  защиты населения 

2.1 Проблемы бедности  и программного благосостояния 

 

 

 

Проблема бедности стоит перед  обществом с давних времен. Она  характерна для любого общества, независимо от общественного строя. Различия в  политическом и административном устройстве дают лишь различную степень проявления бедности. Определенные же ее черты  наблюдаются во всех странах. Бедность - такое состояние, когда имеющихся  ресурсов меньше, чем необходимо для  поддержания условий жизни, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность индивида (семьи).

Изучение проблем экономики  государственного сектора и бедности вызвало к жизни более узкую  область экономики, непосредственно  связанную с социальной защитой  населения и называемую социальным обеспечением в социальной сфере. К  ней принято относить экономические  объекты и процессы, виды экономической  деятельности, непосредственно связанные  с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом.

Социальная сфера непосредственно  связана с государственным сектором экономики и касается образа, уровня и качества жизни людей. Общая  характеристика социальной сферы свидетельствует, что социальная экономика охватывает широкий круг экономических объектов и процессов. Прежде всего, она изучает, анализирует природу и структуру  потребностей, потребительские запросы  и рациональные потребности различных  экономических субъектов.

Вместе с тем Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). При подсчёте ИРЧП в ООН учитываются 3 вида показателей: 
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР) - оценивает долголетие. Уровень грамотности взрослого населения страны (2/3 индекса) и совокупная доля учащихся (1/3 индекса). Уровень жизни, оценённый через ВВП на душу населения при паритете покупательной способности (ППС) в долларах США в России снижается. Россия сегодня занимает 71 место в списке с ИРЧП = 0,817 (индекс в России на 2009 год - 68 место). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. (ИРЧП в СССР составлял 0.920 - 26 место в мире). Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и снизившимся уровнем образования.

В последние десятилетия в Российской Федерации проявляются довольно широко особенности убыли и старения населения доля населения пенсионного  возраста достигла уже 26,6%. Средняя  продолжительность жизни у мужчин составляет 58,6 лет, у женщин - около 70 лет (данные по численности населения за 2009 год у нас составили 141,9 миллиона человек. 30,7 миллиона - это граждане в возрасте старше трудоспособного). Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении граждан пожилого возраста и повышении качества их жизни 25 октября 2010 года. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. По данным Роскомстата в стране более 700 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Численность детей, которые потеряли обоих или единственного родителя составляет порядка 20%, в ряде регионов доходит до 42%. На 1 января 2009 г. по данным госстатистики (форма 103-РИК) в России число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Цифра получена путем сложения детей на учете в региональных банках и на семейных формах из 103-РИК составляет - 681301. Количество детей и юношей до 18 лет в России сократилось на 14 миллионов человек, в стране более 7 миллионов наркоманов. К 2007 году в России доля семей с детьми среди домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума составила 49,3 %. В России домохозяйства с детьми составляют подавляющее большинство бедных семей и не только потому, что это самый массовый социально-демографический тип домохозяйств, но и потому, что семьи с детьми отличаются повышенным риском бедности.

Информация о работе Политика в области социальной защиты населения