Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5
1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5
1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12 2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………...….32
Список использованных источников …………………
- Состояние здравоохранения, образования, обеспеченность жильём, коммунальными и другими услугами. Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией.
- Показатели рождаемости, смертности, продолжительности жизни. Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека.
- Средний и минимальный размер
пенсии, заработной платы.
- Потребительские стандарты
по продуктам питания или промышленным
товарам.
- Размеры фонда потребления.
- ВВП на душу населения.
- Состояние экологии.
Индекс развития человеческого
потенциала. Оценка качества жизни с использованием
индекса развития человеческого потенциала
строится на минимальном наборе базовых
показателей, каждый из которых количественно
представляет одно из основных направлений
человеческого развития: долголетие, образованность
и собственно уровень жизни.
1.2 Функции социальной защиты населения
С анализом сущности социальной политики тесно связан вопрос о ее социальной функции, споры о которой продолжаются до сих пор. Первоначально считалось, что социальная политика выполняет функцию «регулятора труда и потребления». Впоследствии к указанной функции были добавлены «функция повышения благосостояния народа» и «функция оказания социальных услуг населению». В последние десятилетие тенденции таковы, что объем и содержание функции социальной политики во всем мире расширяются.
Во-первых, это функция
регулирования воспроизводства
рабочей силы. В связи с развитием
производственных сил, переходом от
экстенсивного характера
Во-вторых, функцией социальной
политики является поощрение прогрессивных
мотиваций к труду. Мировая практика
знает несколько видов
В-третьих, к числу функций социальной политики относится социальная защита населения. Если социальная политика защищает индивидов от нужды и унижения и одновременно способствует согласию между социальными группами, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов.
Также функции социальной политики выражается в:
1. Интеграции различных
сфер общественной жизни,
2. Выражении интересов
социальных групп и слоев
3. Управлении и руководстве
политическими и общественными
процессами в интересах
4. Обнаружении и рассмотрении
социально политических
5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.
6. Обеспечении преемственности
и обновления развития
Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:
Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;
Функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.
Реализация социальных функций
государства осуществляется посредством
социальных институтов на разных организационных
уровнях. Это не обязательно должны
быть государственные структуры. К
субъектам социальной политики государства
относятся компетентные государственные
органы, формирующие социальное информационное
и правовое поле, осуществляющие материальное
обеспечение или представляющие
натуральные виды помощи нуждающимся
в них лицам в пределах утвержденных
федеральных или
Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.
Государство реализует свои
социальные задачи в условиях, когда
в демократическом обществе множественность
идеологий и субъектов
В этом качестве социальная
политика государства является обобщенной
социальной функцией, в рамках которой
реализуются отдельные
Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций, осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.
Существуют этапы развития социальных функций государства:
1. Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ.
2. Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления.
3. Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов.
4. Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение.
Пройдя через эти четыре
этапа, социальные функции стали
ведущими по отношению к другим государственным
функциям, трансформируя их под социальные
цели. Самый яркий пример дает трансформация
экономики под социальные задачи
в форме социально
Новые цели, появляющиеся у
государства в новых культурно-
Иерархия становления
функций социального
1. Социальное обеспечение;
2. Обеспечение доступного здравоохранения и образования;
3. Социальная защита;
4. Сглаживание социального неравенства;
5. Обеспечение занятости;
6. Предоставление социальных услуг;
7. Проведение государственной социальной политики.
В заключении можно сказать что существует несколько подходов к пониманию социальной политики: Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества - в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала. В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальные низы - деклассированные элементы, маргинальные группы с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности. В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель социальной политики в данном подходе - удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики.
В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства - соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социального партнерства. В отечественной науке и практике превалирует последний из теоретических подходов к пониманию сущности социальной политики.
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния
Проблема бедности стоит перед обществом с давних времен. Она характерна для любого общества, независимо от общественного строя. Различия в политическом и административном устройстве дают лишь различную степень проявления бедности. Определенные же ее черты наблюдаются во всех странах. Бедность - такое состояние, когда имеющихся ресурсов меньше, чем необходимо для поддержания условий жизни, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность индивида (семьи).
Изучение проблем экономики государственного сектора и бедности вызвало к жизни более узкую область экономики, непосредственно связанную с социальной защитой населения и называемую социальным обеспечением в социальной сфере. К ней принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом.
Социальная сфера
Вместе с тем Индекс развития
человеческого потенциала (ИРЧП). При
подсчёте ИРЧП в ООН учитываются 3 вида
показателей:
Средняя продолжительность предстоящей
жизни при рождении (СППЖР) - оценивает
долголетие. Уровень грамотности взрослого
населения страны (2/3 индекса) и совокупная
доля учащихся (1/3 индекса). Уровень жизни,
оценённый через ВВП на душу населения
при паритете покупательной способности
(ППС) в долларах США в России снижается. Россия сегодня занимает
71 место в списке с ИРЧП = 0,817 (индекс в России
на 2009 год - 68 место). Индекс стал падать
с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения
смертности. (ИРЧП в СССР составлял 0.920
- 26 место в мире). Россия отличается очень
низкой продолжительностью жизни и снизившимся
уровнем образования.
В последние десятилетия в
Информация о работе Политика в области социальной защиты населения