Политика в области социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Целью данной курсовой работы является определение сущности политики в области социальной защиты населения, а также выявление социальных проблем и пути их преодоления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Формирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации…………………………..………………………...……………….....5
1.1 Сущность социальной политики и основные направления социальной политики…………….……………………………………………………….……5
1.2 Функции социальной защиты населения……………………………………7
2 Недостатки и проблемы в области социальной защиты населения………..12
2.1 Проблемы бедности и программного благосостояния…………………..12 2.2 Анализ состояния занятости и безработицы в России…………………..14
3 Рекомендации и пути совершенствования системы социальной защиты населения………………………………………………………………………....25
Заключение …………………………………………………………………...….32
Список использованных источников …………………

Файлы: 1 файл

CГиМУ.docx

— 166.04 Кб (Скачать файл)

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, тре-буют изменений в  социальной сфере, в том числе  создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентированна на создание условий  жизни и развития детей, позволяющих  всем детям, независимо от того в какой  семье они родились и живут, иметь  наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовнонравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также  детям, из неблагопо-лучных семей. Надо научиться заботится об этих детях  так, чтобы они не чувствовали  себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абст-рактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономи-ческой и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболева-ниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся  в особо сложных условиях, не исчерпывают  многочисленных забот государства  обо всех российских детях. Сложное  положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем ненаправляемому развитию детей, в том числе со стороны ма-терей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила иг-рать сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить  процесс коммерциализации услуг, предназначенных  детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка  на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков обуславливающих:

- мертворождение и патологические роды;

- врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;

- голодание и нерациональное для детей питание;

- безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуа-тацию;

- пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркоти-кам);

- негативное психологическое воздействие, дискриминацию по националь-ным, половым, имущественным или любым другим критериям;

- вовлечение в политическую активность и военные действия;

- проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигу-манные религиозно-культовые организации и движения.

От социальных рисков препятствующих:

- охране здоровья;

- пребыванию ребенка в семье;

- получению образования и духовно-нравственного воспитания;

- формированию комфортного психологического климата для каждого ре-бенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;

- развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общест-венно полезных способностей;

- приобщению к культурным ценностям;

- занятиям физической культурой и спортом;

- созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопас-ного отдыха;

- выбору вероисповедания;

- целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначен-ных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку се-мье принадлежит ребенок.

Социальная зашита трудоспособного  населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денеж-ные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

Социальная защита трудоспособного  населения должна предусматривать  механизмы, обеспечивающие гражданам  Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

- эффективной занятости человека;

- предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой соци-альной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:

- молодежи;

- одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолет-них детей или детей-инвалидов;

- лицам предпенсионного возраста;

- военнослужащим, уволенным в запас;

- бывшим воинам - участникам военных конфликтов;

- инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;

- лицам, продолжительное время не имеющим работы;

- лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лече-нии по решению суда.

- выплате и получению заработной платы и всех видов социальных посо-бий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательст-вом;

- охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

- оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризис-ные материальные и социально-бытовые ситуации;

- равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

- реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культур-ном и спортивном плане.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие: всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной при-надлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;

- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;

- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, проживанию в семье, сохранению денежных сбережений и ценных бумаг, имущественным интересам, достойному обеспечению ритуальными услугами.

Социальная защита семьи  как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной  целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний  на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма  функционирования системы многопрофильной целевой социальной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

1 определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;

2 нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее со-циальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;

3  разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;

4 нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;

5 разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;

6 разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;

7 разработка структурного реформирования государственного управления социаль-ным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;

8 институциональные и организационные преобразования социального комплекса: демонополизация, развитие инфраструктуры, приватизация социальных объектов, регулирование платных социальных услуг,инвестиционная политика в социальной сфере, определение приоритетов развития социальной сферы, инновационная политика социальных технологий, формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами, формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения, создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Информация о работе Политика в области социальной защиты населения