Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:25, контрольная работа
Цель данной работы - изучить сущность такого понятия, как коррупция. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие коррупции, выявить ее значение;
2. Ознакомиться с разновидностями коррупции;
3. Выявить влияние коррупции на экономический рост;
4. Определить предпосылки появления коррупции;
5. Рассмотреть основные пути борьбы с коррупцией.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды коррупции……………………………………………………4
2. Причины и условия, влияющие на формирование и развитие коррупции в России…………………………………………………………………………..…9
3. Механизмы противодействия коррупции…………………………………. 28
4. Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
План
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и виды коррупции……………………………………………………4
2. Причины и условия, влияющие
на формирование и развитие коррупции
в России………………………………………………………………
3. Механизмы противодействия коррупции…………………………………. 28
4. Технологии деятельности
по предупреждению и пресечению коррупции………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.
Наряду с этим, об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует приоритетная деятельность органов государственной власти направленная на противодействие коррупции, выражающееся в принятии ряда нормативно-правовых актов, в частности: Указ Президента «О мерах по противодействию коррупции», базовый Федеральный закон «О противодействии коррупции», также ряд законов коррупционной направленности.
Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах указывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно - правового контроля от преступной власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ей народом.
Цель данной работы - изучить сущность такого понятия, как коррупция. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие коррупции, выявить ее значение;
2. Ознакомиться с разновидностями коррупции;
3. Выявить влияние коррупции на экономический рост;
4. Определить предпосылки появления коррупции;
5. Рассмотреть основные пути борьбы с коррупцией.
Объектом исследования является экономическое развитие страны в современных условиях.
Предметом - понятие коррупции.
1. Понятие и виды коррупции.
Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких - либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Виды коррупции:
1. По субъектному составу делятся на:
а) высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве РФ, Федеральном Собрании РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных федеральных органах, а также на уровне субъекта РФ. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену - это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д. На этом уровне происходит и политический протекционизм, и клиентизм, и непотизм, и лоббизм, и подкуп избирателей, и проведение «грязных» выборных компаний;
б) низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления;
в) особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды. Например, получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующим исчезновением, как денег, так и людей, получающих их.
2. По объекту воздействия:
а) коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности «нужных людей» или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности;
б) коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.;
в) коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия «не наказания» виновных, разрешение дел, исходя из «телефонного права», и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе. А ведь это очень опасная тенденция, так как коррупция в правоохранительных органах влечет за собой увеличение коррупции и в иных органах государственной и муниципальной власти в негосударственных структурах;
г) коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется «меньшим размахом» коррупционных правонарушений;
д) коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве.
3. По характеру воздействия на регулируемые отношения:
а) уголовно наказуемые преступления;
б) гражданско - правовые нарушения;
в) административные и дисциплинарные проступки;
г) злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т. п.
4. По своему охвату (размерам):
а) региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов. По данным Фонда ИНДЕМ, наиболее коррумпированными субъектами РФ стали Москва, Санкт - Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, менее коррумпированными Архангельская и Воронежские области, Республика Карелия;
б) национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права;
в) межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Так, крупными корпорациями США выплачивались взятки должностным лицам различных уровней за рубежом для получения иностранных заказов поставок вооружений, нефтепродуктов и других товаров. В связи с разоблачением последних в 1977 году был принят первый в мировой практике Закон об иностранной коррумпированной практике в США, который предусматривал санкции до 2 млн. долларов для корпораций и 5 лет лишения свободы для физических лиц, участвующих в коррупционных действиях. Этим законом запрещалось предлагать, давать, разрешать выплаты какими – либо ценностями любому должностному лицу или официальным лицам в партиях с целью воздействовать на официальный акт или решение ради получения конкурентного преимущества.
Дахин А. В. писал, что особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, функциональных отношений должностных лиц, дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц, представляет собой альтернативу разрешенным законодательством действий этих лиц. При этом существование коррупции в системе органов государственного управления никем не отрицается, но практически ничего не пишут о коррупции в системе органов местного самоуправления и в коммерческих и некоммерческих организациях.
Почти полное отсутствие конструктивных, рационалистических метафор в осмыслении коррупции свидетельствует о том, что российское общество не находит позитивных ресурсов для борьбы с этим социально - политическим феноменом. Оно фактически сдалось и не в состоянии серьезно ему противодействовать. Эксперты сходятся на том, что «коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей - организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Подобные сети, по мнению экспертов, имеют три составляющие: коммерческую или финансовую структуру, реализующую полученные выгоды и льготы и превращающую их в деньги; группу государственных чиновников, обеспечивающих прикрытие при принятии решений; группу защиты коррупционных сетей, в которую входят должностные лица правоохранительных органов.
Коррупция в органах государственной и муниципальной службы ведет к неэффективной экономике и неоправданным расходам из-за своего влияния на распределение бюджетных средств, фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном, не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или передается в иностранный банковский сектор, что влечет за собой утечку капитала из экономики страны.
Кроме того, коррупция генерирует несправедливое распределение, разрешая наименее эффективному контрагенту, но имеющему возможность подкупать чиновников, быть получателем государственных контрактов. И поскольку затраты на взятку включаются в цену произведенного товара или услуги, в целом требования к продукции уменьшаются, вследствие чего ухудшается структура продукции и падает потребление товаров и услуг.
Таким образом, общее негативное влияние коррупции состоит в уменьшении общего благосостояния народа.
2. Причины и условия, влияющие на формирование и развитие коррупции в России.
По мнению отечественных криминологов, к факторам, детерминирующим преступность, в том числе и коррупцию, по содержанию или сферам социальной жизни относятся: правовые, организационно - управленческие, воспитательные, идеологические, социально - экономические, нравственно -психологические.
Российские специалисты основные правовые факторы, детерминирующие коррупцию в современном российском обществе, делят на несколько самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимозависимых групп.
К первой группе правовых факторов, детерминирующих коррупцию, специалисты относят ненадлежащее правовое регулирование государственной и общественной деятельности. В числе таковых наиболее часто российскими специалистами в области права, в том числе и криминологами, выделяются:
а) ненадлежащая правовая регламентация служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления;
б) отсутствие между ними четкого распределения компетенции;
в) дублирование и совмещение служебных обязанностей должностных лиц различных ведомств.
Отечественные специалисты в области конституционного и избирательного права указывают на необходимость более детального регламентирования деятельности членов избирательных комиссий, а также иных участников избирательных процессов. На их взгляд, ненадлежащая регламентация деятельности членов избирательных комиссий и других участников избирательных процессов может привести к совершению электоральных правонарушений и преступлений, в том числе и в форме электоральной коррупции.
К другой группе правовых факторов существования коррупции в обществе относятся существующие длительное время недостатки в действующем отечественном (федеральном и региональном) законодательстве.
По мнению некоторых ученых - правоведов, правовой причиной существования коррупции в современном российском обществе является недостаточная эффективность действующего отечественного уголовного законодательства об ответственности за конкретные формы проявления или виды коррупции. Тем более, по мнению авторитетного отечественного специалиста в области уголовного права профессора С. В. Бородина, действующее российское уголовное законодательство отстает от реальной жизни и нуждается в дальнейшем совершенствовании.