Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:25, контрольная работа
Цель данной работы - изучить сущность такого понятия, как коррупция. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие коррупции, выявить ее значение;
2. Ознакомиться с разновидностями коррупции;
3. Выявить влияние коррупции на экономический рост;
4. Определить предпосылки появления коррупции;
5. Рассмотреть основные пути борьбы с коррупцией.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды коррупции……………………………………………………4
2. Причины и условия, влияющие на формирование и развитие коррупции в России…………………………………………………………………………..…9
3. Механизмы противодействия коррупции…………………………………. 28
4. Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
7. низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни.
3. Механизмы противодействия коррупции.
Применение всех технологий борьбы с коррупцией должно носить комплексный характер, т.е. должно включать в себя комплекс мер: политико - идеологических, правовых, организационно - технических, социально -экономических и др.
Политико - идеологические меры противодействия коррупции. К данному комплексу можно отнести меры, направленные на обеспечение прозрачности принятия решений государственными органами всех уровней и органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов и т.д.; правовое воспитание и культурно-просветительскую работу для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.
Среди конкретных мер можно выделить следующие:
1. четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими государственными органами;
2. уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг;
3. сокращение прямого вмешательства государственных органов в экономику, прежде всего в части, касающейся разрешительных функций;
4. информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;
5. обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации;
6. формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы;
7. активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров;
8. оглашение данных социологических исследований о коррумпированности того или иного подразделения или учреждения, министерства, государственных учреждений того или иного субъекта РФ.
Правовые меры противодействия коррупции. В рамках правовых мер наиболее четко реализуется работа с текущим законодательством по приведению его в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее:
1. противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе, а не ужесточении уголовного законодательства;
2. ориентация законодательства на борьбу, главным образом, с коррупцией, а не с коррупционерами;
3. введение дисциплинарной или административной ответственности (а при определенных условиях - и уголовной) за совершение деяний, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений;
4. уменьшение диспозитивных норм законодательства в целях уменьшения у чиновников возможности выбора вариантов поведения;
5. ограничение иммунитетов высших должностных лиц государства для обеспечения расследования и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных преступлений;
6. рассмотрение вопроса об установлении в качестве основной меры наказания за коррупционное действие запрещения работать в государственных организациях и потери всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;
7. введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом;
8. продолжение наращивания (в качественном плане) действенной системы финансового контроля, усовершенствования мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия и иных действий, согласно Концепции национальной безопасности РФ. Представление коррупции как серьезной проблемы национальной безопасности;
9. реальная финансовая амнистия для сохранения гражданами за собой собственности и крупных состояний, добытых в 90-х гг. ХХ в., в т. ч. и нечестным путем;
10. обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров;
11. установление прозрачности и подотчетности государственного бюджета;
12. совершенствование взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации и общественными организациями в вопросах обеспечения достоверной и всесторонней информации о деятельности органов государственной власти;
13. конфискация имущества корыстных преступников, которая могла бы явиться источником доходов, необходимых для обеспечения достойного уровня жизни граждан.
Организационно - технические меры противодействия коррупции. Данный массив мер предусматривает создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; улучшением материального обеспечения государственных служащих; проведением мудрой и взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу. Среди конкретных мер можно выделить следующие:
1. создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне РФ и органов в субъектах РФ;
2. проведение непредвиденных проверок деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом;
3. создание благоприятных условий для граждан, которые обращаются с жалобой на того или иного чиновника;
4. обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
5. введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет. Доклады о результатах проверок, принятые к рассмотрению, обращения по факту коррупции и результаты внутренних расследований обеспечивают определенный успех в реализации стратегии профилактики коррупции, если план профилактики коррупции не приносит ожидаемых результатов;
6. разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих «точках»;
7. одной из наиболее действенных форм воспитания государственных служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия любых, даже, казалось бы, самых безобидных проявлений коррупции;
8. организация системы подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции, с обязательной и доскональной проверкой кандидатов независимым органом;
9. упразднение различных внебюджетных фондов, осуществляющих выплаты чиновникам. Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции;
10. существенное увеличение денежного содержания государственных служащих. Низкая заработная плата - основной экономический фактор, заставляющий чиновников продавать свои услуги тем, кто в них нуждается, что порождает массовую «низовую», в том числе «бытовую» и «деловую», коррупцию;
11. отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев»;
12. обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
13. организация системы поощрений, при которой чиновнику было бы выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно;
14. создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию;
15. реорганизация системы государственной службы в целях значительного сокращения непомерно разросшегося государственного аппарата;
16. изменение административно-правовых отношений в системе государственной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;
17. создание системы возмещения вреда, который причинен лицам в результате коррупционных деяний. Для этого возможна организация специального фонда, куда перечисляется определенный процент от жалования чиновника;
18. ратификация международных договоров и конвенций. Так, например, «Гражданско - правовая конвенция против коррупции», принятая Советом Европы в 1999 г., не подписана и не ратифицирована Россией, несмотря на то, что мы уже давно вступили в Совет Европы.
Социально - экономические меры противодействия коррупции. В рамках социально - экономических мер представляется необходимым выполнение следующих действий:
1. уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;
2. коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;
3. делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);
4. введение реальной зависимости системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления;
5. приведение к единству реальной и официальной экономики различных секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);
6. использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.
Итак, проведенное исследование
позволяет определить возможные
механизмы противодействия
4. Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции.
Изучение проблемы позволяет выделить конкретные направления, связанные с определением приемов и методов, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции.
Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции политико - идеологического характера:
1. введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги;
2. информационная поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;
3. все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке делать доступными для общественности;
4. для доступа граждан к информации о работе государственных и муниципальных органов недостаточно закрепления права граждан на информацию в ст. 29 Конституции РФ.
5. создание специальной государственной программы, в рамках которой через центры по информированию граждан обеспечен доступ любого гражданина к административной информации;
6. внедрение информационной системы, позволяющей гражданам и частным структурам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, других документов, о должностных лицах и службах, которые занимаются их вопросами;
7. формирование негативного отношения общества к коррупции посредством просветительской работы с несовершеннолетними, создания художественных фильмов и другой медиапродукции;
8. избавление от распространения вредного мифа - «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии;
9. распространение среди населения информации с комментариями юриста и психолога о том, как поступать при нарушении прав; распространение правовой грамотности среди населения;
10. использование в формировании надлежащего общественного мнения средств массовой информации, обеспечение свободы СМИ в получении и распространении информации о коррупции;
11. внедрение правила, согласно которому в случае серьезных подозрений о наличии коррупции среди сотрудников определенного департамента или учреждения руководство этого учреждения прибегает к использованию различных средств профилактики.