Понятие коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить сущность такого понятия, как коррупция. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие коррупции, выявить ее значение;
2. Ознакомиться с разновидностями коррупции;
3. Выявить влияние коррупции на экономический рост;
4. Определить предпосылки появления коррупции;
5. Рассмотреть основные пути борьбы с коррупцией.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и виды коррупции……………………………………………………4
2. Причины и условия, влияющие на формирование и развитие коррупции в России…………………………………………………………………………..…9
3. Механизмы противодействия коррупции…………………………………. 28
4. Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции………………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

коррупция в системе государственной службы..docx

— 72.90 Кб (Скачать файл)

     К числу организационно - управленческих причин существования коррупции в условиях непрекращающегося реформирования органов государственной власти и местного самоуправления в современном российском обществе следует отнести и нестабильность государственной службы в этих органах. В поддержку данного тезиса можно привести несколько аргументов, которые уже были высказаны отечественными специалистами в научной литературе.

      Во-первых, трудно не согласиться с мнением криминолога О. Н. Ведерниковой, которая указывает, что « царящая в обществе политическая нестабильность формирует чувство неуверенности среди чиновников разного уровня, психологию временщиков, которые приходят во власть для того чтобы нажиться, в том числе и с использованием своего служебного положения, а также связанного с ним авторитета».

     Во-вторых, опасение за свое политическое будущее и настоящее вынуждает высших должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или руководителей органов местного самоуправления подбирать в аппарат управления «свои команды», подчиненных не по признаку профессионализма, а по иным признакам: родства, свойства, партийной или национальной принадлежности и, что обязательно, - личной преданности. Здесь работают принципы советской государственной службы, при которой граждане остаются подчиненными чиновника, а он, в свою очередь, подчиняется вышестоящему начальству, но не гражданам, его избравшим. В результате чего, по сути, нормой социального управления в регионах России стал коррупциогенный принцип государственной и муниципальной службы - личная преданность. В связи с изложенным становится понятным, почему среди правящей региональной политической элиты так много лиц, ранее скомпрометировавших или дискредитировавших себя некомпетентными решениями, аморальными или противоправными поступками, привлечением к уголовной ответственности за коррупционные и экономические преступления и откровенных проходимцев. Этим лицам довольно часто прощается даже явно преступное поведение за их преданность региональному лидеру или главе органа местного самоуправления. Тем самым обеспечивается надежная «круговая порука» и укрывательство «неблаговидных проступков» каждого члена этой «команды» и формируется информационная закрытость деятельности чиновников от большинства членов общества. Такое распространенное негативное социальное явление в зарубежной и отечественной научной литературе получило точное и емкое наименование - «непотизм».

     Непотизм как отрицательное политико - правовое явление не является чем - то новым для современной российской действительности. По данным зарубежных исследователей, оно в российскую политическую практику пришло из недалекого советского прошлого. Поэтому нынешние высшие должностные лица российских органов государственной власти и местного самоуправления лишь переняли, «творчески переработали» и «внедрили» в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях опыт своих советских предшественников. Безусловно, непотизм как девиантное (отклоняющиеся) поведение государственных и муниципальных служащих не только детерминирует коррупцию, но деформирует и дискредитирует саму систему государственной и муниципальной службы, а также ее этические (нравственные) и правовые основы.

     Другим организационно - управленческим фактором существования и воспроизводства коррупции является отсутствие эффективного финансового и иного государственного и общественного контроля за деятельностью субъектов государственного и муниципального (социального) управления. Хотя и указанные меры финансового контроля достаточно полно изложены в действующих российских правовых актах, отвечающих мировым антикоррупционным стандартам, однако до сих пор не создано эффективного механизма их реализации, а также системы регулярного контроля за исполнением положений этих актов.

     Бесспорно, способствует существованию и воспроизводству коррупции в обществе такое обстоятельство, как отсутствие независимых специальных служб, осуществляющих финансовый и иной контроль при проведении выборов или конкурсов для занятия соответствующей государственной должности в органах власти и местного самоуправления.

    Поскольку действующие контролирующие органы, входящие в состав Центральной избирательной комиссии России, занимаются проверкой законности и обоснованности финансирования только лиц, участвующих в избирательном процессе, а организация проверки финансового состояния лиц, занимающих государственные должности по конкурсу, возложена либо на неспециализированные органы: кадровые аппараты этих государственных органов либо на государственную налоговую службу. Кроме того, кадровым аппаратам вменяются в обязанность проверки соблюдения установленных законодательством ограничений лицами, состоящими на государственной службе. Трудно представить высокое качество и эффективность подобных проверок, которые проводятся кадровыми службами органов государственной власти и местного самоуправления, не обладающих для этого необходимыми профессиональными навыками и возможностями. И если даже такие возможности им будут в ближайшее время представлены, вряд ли сотрудники соответствующих кадровых служб будут тщательно осуществлять проверку своих руководителей. В лучшем случае такой проверке будут подвергаться служащие государственных и муниципальных учреждений низшего и среднего звена, а высшие должностные лица этих учреждений останутся вне контроля.

     Вместе с тем, как констатирует ЦИК России, даже специализированные контрольно - ревизионные службы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации не всегда своевременно, последовательно и эффективно осуществляют контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов (претендентов) на избираемые государственные должности.

     В современной России только лишь начинают создаться подразделения Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу при Министерстве финансов России. Хотя вряд ли в ближайшее время среди задач, стоящих перед этим органом и его структурными подразделениями, окажется функция финансового контроля за деятельностью должностных лиц. Поскольку данный государственный орган в первую очередь обязан заниматься противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Здесь на помощь финансовой разведки можно насчитывать только в случаях, когда легализация преступных доходов будет происходить через незаконное финансирование политических мероприятий, в первую очередь избирательных кампаний субъектов политики или «покупку государственных должностей».

     Наиболее часто в современной научной и учебной литературе по проблемам борьбы с коррупцией независимо от вектора ее направленности, вида и сферы проявления выделяется такая организационно - управленческая причина, как низкая эффективность деятельности государственных правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих противодействие коррупции.

     Следующей организационно - управленческой причиной, сохраняющей негативные тенденции развития коррупции в обществе, производной от предыдущей, является ненадлежащая координация деятельности правоохранительных органов как внутри государства (на межведомственном и межрегиональном уровне), так и на международном уровне.

     Заслуживает внимания такая организационно - управленческая причина коррупции, выделяемая отечественными учеными, как отсутствие надлежащих форм социального контроля над сферой политических отношений деятельностью представителей органов государственной власти и местного самоуправления, а также претендентов на эти должности как со стороны российского государства и его органов, так и общества. Здесь отсутствует информационная «прозрачность» публичной деятельности органов власти и принимаемых ими решений или нормативно-правовых актов. В условиях информационной «закрытости» для большинства членов общества деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, права, свободы и законные интересы человека, которые обязаны соблюдать должностные лица этих органов, подменяются «ведомственными», «территориальными» или «политическими интересами», «телефонным» или «теневым правом».

     Пожалуй, к числу организационно - управленческих факторов, детерминирующих коррупцию в современном обществе, следует отнести и ее теоретическую неизученность юридическими, социологическими и другими науками гуманитарного цикла. Этот фактор имеет особое значение, поскольку невозможно осуществлять эффективное предупреждение и пресечение того негативного явления, о котором имеется лишь некоторое общее представление. Когда не раскрыта его сущность, тенденции и закономерности развития, причины и условия существования и воспроизводства, тем более в условиях, когда отсутствуют научно обоснованные и апробированные на практике критерии оценки эффективности мер, применяемых государством, его органами и должностными лицами.

    Важными факторами в детерминации коррупции являются факторы идеологические. К числу идеологических факторов, детерминирующих коррупцию можно, отнести некоторые достаточно широко известные политические явления и процессы.

     Как показывает современная политическая действительность, высшие должностные лица органов государственной власти или претенденты на эти должности, громогласно провозглашающие непримиримую бескомпромиссную борьбу с коррупцией (операции «чистые руки» пли «крестовые походы» до победного конца), не всегда выполняют взятые на себя обязательства после того, как добьются поставленных перед собой политических целей, связанных с занятием или сохранением за собой или своими политическими сторонниками соответствующих государственных должностей. Как правило, после избрания или переизбрания на соответствующие государственные должности (добившись желаемой победы на выборах) они («непримиримые борцы с коррупцией») забывают о своих обещаниях избирателям по поводу повышения эффективности государственного и общественного противодействия этому негативному явлению, как, впрочем, и о большинстве других обещаний, тем более что за их неисполнение отсутствует какая-либо юридическая или политическая ответственность. Можно констатировать, что в подобных политических ситуациях борьба с коррупцией подменяется борьбой за власть. В таких государствах и регионах, создается иллюзия постоянной и все усиливающейся борьбы с коррупцией на правительственном, правоохранительном и судебном уровнях, как на национальном, так и на скоординированном международном уровне. Для создания подобной иллюзии достаточно широко используются средства массовой информации и отдельные проекты международных организаций по противодействию или предупреждению коррупции с привлечением государственных и муниципальных финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, а ее инициаторы, получают определенные политические дивиденды.

     Кроме того, крупномасштабные «кампании» по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления довольно часто используются находящимися у власти политическими группировками в качестве средства расправы с политическими противниками, в том числе и с применением уголовно - правовых норм при наличии к тому оснований. Хотя в качестве средства расправы с политическим оппонентом под видом активной, последовательной, наступательной, бескомпромиссной, зримой и прозрачной для общества «борьбы с коррупцией» возможно применение не только уголовно - правовых, уголовно - процессуальных и иных репрессивных мер, но и распространение через средства массовой коммуникации недостоверных сведений, порочащих или дискредитирующих политического соперника.

     Другим идеологическим фактором существования коррупции может выступать несформированность политической и правовой культуры большинства россиян, что отражается в первую очередь на процессе выборов в представительные и законодательные органы государственной власти и местного самоуправления, когда избиратели голосуют на выборах за лиц, предложивших небольшие денежные суммы или материальные ценности, получая незначительную имущественную выгоду, либо веря в авантюрные обещания скорого, в течение 3-5 лет (а иногда и немедленного, в случае избрания определенного соискателя на соответствующую высшую государственную должность), радикального изменения социальной жизни в стране или регионе в лучшую сторону без каких-либо дополнительных трудовых усилий самих избирателей. Избиратели в результате своего безразличия, легкомыслия, беспечности или равнодушия к будущему позволяют манипулировать своим поведением для достижения политических целей определенным категориям лиц, забывая при этом о том, что они неизбежно ответят за свой выбор в будущем. Ведь избранные нами представители на высшие государственные должности в органы власти наделяются правами от имени народа распределять огромные основные финансовые, материальные, природные, информационные и иные ресурсы государства и общества. Порой даже честному и добросовестному чиновнику трудно удержаться от искушения использовать власть в личных целях.

     С большой долей вероятности констатировать, что, используя данный идеологический фактор, в современном российском обществе довольно часто ответственные государственные должности в органах власти и местного самоуправления занимают богатые (материально обеспеченные) авантюристы или их представители.

     К числу социально - психологических факторов, детерминирующих коррупцию следует отнести в первую очередь сложившуюся и существующую социально - психологическую среду в органах государственной власти и местного самоуправления, в которых почти каждый служащий продажен, где лица, уклоняющиеся от дачи либо получения взяток, считаются «белыми воронами», и к ним относятся как к «чужакам» или чудакам, в некоторых случаях различными доступными способами и средствами преследуя их за такое позитивное поведение. Цель такого преследования очевидна - создание однородной криминогенной (а точнее - коррупциогенной) социальной среды и обеспечения круговой поруки как средства защиты от внешнего социального контроля. В этой социальной среде господствует мнение, что все продается и все покупается (разница лишь в цене). Здесь не стыдно быть привлеченным к уголовной ответственности или осужденным за экономические или коррупционные преступления. В результате создания коррупциогенной социальной среды в органах государственной власти формируется бюрократическая психология стяжательства, чуждая интересам большинства членов общества. И, как следствие, происходит массовое разложение органов государственной власти и местного самоуправления, в результате этого утрачивается доверие к ним со стороны большинства членов общества.

     Не менее значимым социально - психологическим фактором коррупции выступают складывающиеся тенденции внутри политических партий, общественных объединений, движений (блоков), где цель - достижение власти - допустима любыми средствами (здесь работает принцип «цель оправдывает средства»), в том числе с постоянным использованием в политической борьбе за власть так называемых «грязных» (безнравственных, противоправных или откровенно преступных) избирательных технологий.

     Другим социально - психологическим фактором существования коррупции является восприятие обществом, его политическими институтами и государственными органами «приобретения» голосов избирателей путем предоставления недорогих подарков, обещаний скорого материального обогащения либо «светлого будущего» со стороны кандидатов на избираемые высшие государственные должности в органы власти и местного самоуправления как нормального политического явления. При всей очевидности того, что такое явление должно считаться аморальной, противоправной или преступной деятельностью этих субъектов политики либо их представителей.

     Перечисленные выше факторы, детерминирующие коррупцию, лишь частично отражают весь спектр проблем, связанных с воспроизводством и распространением этого негативного явления на территории современной России, постоянно реформирующей политическую систему общества. Причиной тому служит неизученность этой проблемы отечественными гуманитарными, в том числе и юридическими, науками, и в первую очередь такими, как криминология, политология, социология, психология.

     Основными причины распространения взяточничества сегодня являются:

     1. низкая зарплата российского чиновника;

     2. нравственная деградация общества, когда деньги оказались едва ли не единственной ценностью в массовом сознании;

     3. низкий культурный уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение в первую очередь физических потребностей;

     4. незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать (без претензий, моральных принципов, собственного достоинства и в неограниченном подчинении);

     5. неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура и пассивность населения, устраненность его от участия в управлении делами общества и государства, авторитарный политический режим;

     6. монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ;

Информация о работе Понятие коррупции