Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 18:39, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить порядок учета товарооборота торговой организации,а также разработка направлений совершенствования.
Для изучения данной цели поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы, значение, состав и основные направления развития товарооборота на современном этапе;
-изучить нормативно-правовые акты, регулирующие учёт реализации;
-изучить и охарактеризовать основные направления и результаты деятельности рассматриваемой организации;
-выработать рекомендации по совершенствованию учёта реализации товаров и повышению эффективности деятельности организации.
КОРТУП «Альтаир» работает со следующими результатами в течение 2009-2010 гг. Если в 2009 г. рентабельность продаж составила 10,43 %, то к 2010 г. она уменьшилась на 0,16 % и составила 10,27 %. Это говорит о том, что деятельность предприятия в 2010 году менее эффективна, чем в 2009 году. Товарооборот на протяжении всего периода возрастает и в 2010 г. по сравнению с 2009 г. он возрос в сопоставимых на 7 % и составил 55409 млн р., при этом наблюдается увеличение уровня издержек обращения на 12,6 %.
Одним из наиболее важных показателей финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Под платежеспособностью понимается способность предприятия своевременно выполнять свои финансовые долгосрочные и краткосрочные обязательства перед поставщиками, банками, финансовыми органами и другими кредиторами, используя свои активы.
Платежеспособным
считается предприятие, у которого
текущие активы превышают
Платежеспособность
предприятия зависит прежде
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированных по сроку погашения обязательств.
Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности или неплатежеспособности предприятия в ближайший к рассмотренному моменту промежуток времени. Об этом свидетельствует факт, когда наиболее ликвидные активы покрывают наиболее срочные обязательства и краткосрочные пассивы.
Таким образом, в КОРТУП «Альтаир» коэффициент платежеспособности в 2010 году практически находится в пределах нормы. Коэффициент текущей ликвидности в 2010 году равен 1,105 (норматив 1), но это на 0,14 пунктов меньше, чем в 2009 году (на 11,24%).в целом, можно сделать вывод, что КОРТУП «Альтаир» платежеспособно.
Лучшим годом согласно проведенного анализа является 2009 год, результаты хозяйствования в котором оказались наилучшими за 2 года работы предприятия, взятых для проведения анализа
2. Учет товарооборота в торговой организации
2.1 Документальное оформление и учет поступления товаров
в торговую организацию, порядок формирования розничной
цены на товары
Документальное оформление приемки товаров по количеству и качеству зависит от места его передачи представителю покупателя (на складе покупателя – при доставке товара продавцом или перевозчиком; на складе продавца – при вывозе товара самим покупателем; на складе перевозчика – при доставке и выдаче товара перевозчиком); от места вскрытия опломбированных транспортных средств или тарных мест; от места разгрузки неопломбированных транспортных средств и тарных мест. (методич рекоменд).
Как и любые другие операции в бухгалтерском учете, операции, связанные с оборотом товара, должны подтверждаться первичными документами. Относиться к оформлению документов, связанных с поступлением и выбытием товара, следует очень внимательно, так как здесь напрямую затрагивается материальная сторона деятельности торговой организации.
Ответственность за оформление, своевременную передачу для отражения в бухгалтерском учете и достоверность сведений, содержащихся в первичных документах, несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются торговой организацией в соответствии с применяемой ею системой учетной документации в соответствии с Альбомом форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании, утвержденным Приказом Министертва торговли Республики Беларусь от 27 января 1997 г. № 12. Первичные документы заполняются чернилами или ручкой от руки, а также на печатных устройствах. При применении в организации компьютерного учета первичным документом служит созданный в бухгалтерской программе документ, распечатанный на бумажном носителе. Распечатка документа на бумажном носителе для покупателя производится поставщиком за свой счет. Помарки и подчистки, любые нечитаемые исправления в первичных документах не допускаются. Исправления в документах производятся зачеркиванием неправильной информации и внесением соответствующей надписи над зачеркнутым текстом (или цифрами). Исправления должны быть оговорены в самом документе и удостоверены подписями соответствующих лиц. Как правило, первичные документы составляются, как минимум, в двух экземплярах (для покупателя и поставщика). В этом случае исправления вносятся одновременно во все экземпляры документа.
Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Это могут быть такие документы, как товарная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура, железнодорожная накладная.
Одна и та же товарная накладная выступает и как приходный, и как расходный документ. Для поставщика накладная служит документом, обосновывающим выбытие товаров, а для покупателя та же накладная является основанием для оприходования товара. Накладная выписывается материально ответственным лицом организации-поставщика при отгрузке товаров со склада. Обязательными реквизитами накладной являются номер и дата составления документа, наименование поставщика и покупателя, наименование (краткое описание) товара, количество в единицах измерения, цена за единицу товара, общая сумма отпущенного товара с учетом налога на добавленную стоимость. Накладная подписывается со стороны поставщика материально ответственным лицом, сдавшим товар, а при приеме товара – материально ответственным лицом со стороны покупателя, принявшим товар.
Поступивший товар приходуется на счет 41 «Товары», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Торговые организации на счете 41 учитывают также тару (как покупную, так и собственного производства). Тара, служащая для хозяйственных (производственных) нужд самого предприятия, учитывается либо на счете 01 «Основные средства», либо на счете 10 «Материалы».
Если торговая организация принимает товары на ответственное хранение, они должны учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Комиссионные товары учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
К счету 41 действующий План счетов бухгалтерского учета рекомендует:
1) субсчет 1 «Товары на складах»;
2) субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;
3) субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»;
4) субсчет 4 «Покупные изделия».
При необходимости исходя из специфики своей деятельности организация может открывать и другие субсчета.
Если товар поступает непосредственно в розничную торговлю, например, если торговая организация небольшая и состоит из одного розничного магазина, разделение на рекомендуемые субсчета 41.1 и 41.2 обычно не производится.
Поступление товара отражается по дебету счета 41, а его выбытие – по кредиту счета 41.
Товары (а также тара), поступившие на склад организации, отражаются по дебету 41 счета в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. Некоторые предприятия розничной торговли ведут учет товара по продажным ценам, а не по покупным. В этом случае при поступлении товара одновременно с записью дебет счета 41 и кредит счета 60 делается запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между покупной стоимостью товара и его стоимостью по продажным ценам.
При признании выручки от продажи в бухгалтерском учете предприятия стоимость товара списывается с кредита счета 41 в дебет счета 90 «Реализация». В случаях, когда выручка от продажи товара не может быть признана в бухгалтерском учете сразу, до момента ее признания товары списываются с кредита счета 41 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
Партия товара, поступающего в КОРТУП «Альтаир» сопровождается товарно-транспортной накладной, в которой содержатся наименование поставщика и покупателя, наименование оставляемого товара, единицы измерения товара, его количество, цена и стоимость товара, а так же подписи ответственных поставщика и покупателя, заверенные печатями (приложение Г). К каждой товарно-транспортной накладной составляется реестр розничных цен и расшифровка операций (приложение Д).
На партию поступившего товара составляются следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет счета 41 «Товары» субсчет 2 «товары в рознице»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» субсчет 1 «расчеты с поставщиками»
На сумму 830 900 рублей (приложение Д).
2. На сумму НДС, причитающегося
к уплате составляется
Дебет счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 1.3 «НДС получен товарам»
Кредит счета 60 «Расчет с поставщиками» субсчет 1 «Расчеты с поставщиками»
На сумму 83 090 рублей (приложение Д).
3. На сумму торговой наценки составляется запись:
Дебет счета 41 «Товары» субсчет 2 «Товары в рознице»
Кредит счета 42 «Торговая наценка» субсчет 2 «Наценка на товар в рознице»
На сумму 143 164 рублей (приложение Д).
4. На сумму НДС:
Дебет счета 41 «Товары» субсчет 2 «Товары в рознице»
Кредит счета 42 «Торговая наценка» субсчет 7 «НДС»
На сумму 104 606 рублей (приложение Д).
5. Дебет счета 41 «Товары» субсчет 2 «Товары в рознице»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» субсчет 1 «Расчеты с поставщиками»
На сумму 32 000 рублей (приложение Д).
6. Дебет счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 1.3 «НДС получен товарам»
Кредит счета
60 «Расчет с поставщиками»
На сумму 6 400 рублей (приложение Д).
7. Дебет счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 2.3 «Оплаченный НДС по товарам»
Кредит счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 1.3 «НДС получен товарам»
На сумму 83 090 рублей (приложение Д).
8. Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет 2.1 «Налоги уплачиваемые из выручки» «НДС»
Кредит счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 2.3 «Оплаченный НДС по товарам»
На сумму 83 090 рублей (приложение Д).
9. Дебет счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 2.3 «Оплаченный НДС по товарам»
Кредит счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 1.3 «НДС получен товарам»
На сумму 6 400 рублей (приложение Д).
10. Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет 2.1 «Налоги уплачиваемые из выручки» «НДС»
Кредит счета 18 «Причитающийся к уплате НДС» субсчет 2.3 «Оплаченный НДС по товарам»
На сумму 6 400 рублей (приложение Д).
Розничная цена на товар формируется путем прибавления к отпускной цене поставщика торговой надбавки и суммы НДС.
Формула расчета розничной цены (2.1):
РЦ = Цп + ТН + НДС (2.1)
Расчет розничных цен на поступивший товар производится в реестре розничных цен (приложение Е).
Например,на товар из реестра под номером 1отпускная цена 4800 р., торговая надбавка 25%, ставка НДС 10 %, получим:
4800*1,25*1,1=6600 р.
2.2 Документальное оформление и учет продажи товаров за наличный
расчет
Реализация товаров населению в КОРТУП «Альтаир» производится, как правило, за наличный расчет. Безналичные расчеты за эти товары иногда производятся чеками сберегательного банка, а в отдельных торговых объектах – банковскими пластиковыми карточками. Кроме того, практикуется реализация товаров населению в кредит. Контроль и учет торговой выручки, документальное оформление отпуска товаров зависит от способов организации их продажи и оснащенности торговых объектов соответствующими техническими средствами.
Подлинность банковских купюр, принимаемых от покупателей в оплату за товары, кассиры объектов розничной торговли КОРТУП «Альтаир» проверяют визуально по установленным признакам защиты.
Разовые расчетные чеки в торговых объектах коммунального предприятия принимаются в оплату за непродовольственные товары. При приемке расчетных чеков работники торговли по паспорту проверяют принадлежность чека (чековой книжки) покупателям; правильность и достоверность всех заполненных реквизитов; срок действия чека или чековой книжки; отсутствие подчисток и помарок, а в чековой книжке – правильность выведения остатка по корешку оплачиваемого чека. После проверки правильности оформления чек принимают к оплате за товары и на его обороте работник торгового объекта проставляет дату оплаты, штамп торгового объекта и заверяет своей подписью. В тот же день полученные деньги материально ответственные лица сдают в бухгалтерию. Бухгалтер оформляет поручение-реестр чеков на имя каждого банка-чекодателя в двух экземплярах и не позднее третьего рабочего дня после получения чеков передает их с поручением-реестром в обслуживающее отделение банка для оплаты.
Магазины коммунального предприятия производят прием денежных средств с использованием кассовых суммирующих аппаратов, предварительно зарегистрированных в Рогачевской инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, куда ежеквартально сдаются отчеты о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов.
Работники торговых объектов КОРТУП «Альтаир» на кассовом суммирующем аппарате (специальной компьютерной системе) регистрируют все суммы, полученные за товары наличными, чеками, по банковским пластиковым карточкам с выдачей кассового чека на получение приобретенного им товара. При возврате покупателями чеков в случае отказа от товара комиссия с участием администратора, кассира и продавца составляет акт на возврат денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Аналогично оформляют и ошибочно выбитые кассовые чеки. Все возвращенные и ошибочные чеки прилагаются к акту.
Информация о работе Порядок учета товарооборота торговой организации