Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование системы учёта и методов оценки затрат в системе управленческого учёта, процесса учёта затрат и калькуляции себестоимости на примере позаказного метода учёта затрат. Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
 особенности применения позаказного метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции;
 организацию учёта прямых затрат при позаказном метода учёта затрат;
 организацию учёта накладных расходов при позаказном методе учёта затрат;
 калькулирование затрат при позаказном методе учета затрат;

Содержание работы

ведение………………………………………..……………………………...3
1. Учёт затрат на производство продукции и калькулирование её себестоимости при позаказном методе учёта затрат.……………………………..6
1.1. Особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции…………………………….………..6
1.2. Бухгалтерский учёт, документооборот позаказного метода учета………………………………………………………………………………......9
1.3. Организация учёта прямых затрат при позаказном методе учёта затрат……………...………………………………………………………………....12
1.4. Организация учёта накладных расходов при позаказном методе учета затрат…………………………………………….…………………………...14
1.5. Калькулирование затрат при позаказном методе учёта затрат………………………………………………………………………………...16
1.6. Позаказный способ калькулирования себестоимости продукции:
«за» и «против»………………………………………………………...18
2. Применение позаказного метода в ООО «Сарстройсевис»………21
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарстройсервис»…………………………………………………………….21
2.2. Учётная политика ООО «Сарстройсервис»………………..23
2.3. Действующая практика по калькулированию себестоимости в ООО «Сарстройсервис»………………………………………………………28
3.Совершенствование учета затрат и организации управленческого учета..........................................................................................................................30
3.1. Выводы и предложения по совершенствованию организации калькулирования себестоимости…………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………...…...35
Список литературы..………………………………………………………...37
Приложение 1………………………………………………………………..38
Приложение 2……………………………………...………………………...39
Приложение 3………………………………………………………………..40
Приложение 4………………………………………………………………..41
Приложение 5………………………………………………………………..43
Приложение 6………………………………………………………………..44

Файлы: 1 файл

управленческий учет.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Выполнение заказа № 1 началось задолго до рассматриваемого отчётного периода. Остаток незавершённого производства на начало ноября 2010 г. по заказу № 1 составил 1 690 000 руб.

В конце ноября 2012 г. заказ № 1 был завершён и передан заказчику.

Выполнение заказа № 2 началось в ноябре, и к концу  месяца было закончено лишь строительство  фундамента и начато возведение стен.

Общехозяйственные расходы в ноябре 2012 г. составили 260 000 руб.

Учёт затрат по заказам  приведён соответственно в табл. 2.2. и 2.3.

 

Таблица 2.2.

Ведомость по учёту затрат по заказу № 1 на конец ноября 2012 г. (руб.)

Статья расходов

Потрачено

Материалы

110 000

Заработная плата основных рабочих

100 000

Отчисления во внебюджетные фонды (26%)

26 000

Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов

53 000

Топливо

23 000

Общепроизводственные  расходы

41 000

Остаток НЗП

1 690 000

Итого:

2 043 000


Таблица 2.3.

Ведомость по учёту затрат по заказу № 2 на конец ноября 2012 г. (руб.)

Статья расходов

Потрачено

Материалы

250 000

Заработная плата основных рабочих

110 000

Отчисления во внебюджетные фонды (26%)

28 600

Содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов

56 000

Топливо

20 000

Общепроизводственные  расходы

160 000

Остаток НЗП

-

Итого:

624 600


Распределение общехозяйственных расходов производится по заказам пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. (Общая сумма начисленной заработной платы составила: 210 000 руб.(100 тыс. руб.+110 тыс. руб.)).

Заказ № 1: (260 000 * 100 000)/210 000= 123 809,52 руб.

Заказ № 2: (260 000 * 110 000)/210 000=136 190,48 руб.

Фактическая   себестоимость  заказа № 1  после  выполнения составила:  2 043 000 + 123 809,52=2 166 809,5 рублей. Стоимость  заказа № 1 по договору – 3 000 000 рублей.   Следовательно,   выручка   с   заказа  № 1  будет составлять:  3 000 000  -  457 627   (НДС   18%)   =   2 542 373 рублей.   Выручка   больше   себестоимости, значит, финансовым результатом является прибыль – 375 563,5 руб. (2 542 373 -2 166 809,5=375 563,5).

Выполнение заказа № 2 продолжилось. Остаток НЗП по заказу № 2 рассчитывалось по фактическим затратам за ноябрь месяц и составило на начало декабря: 624 600 + 136 190,48= 760 790,48 руб.

Таким образом, затраты  основной деятельности организации, действительно, учитываются с помощью позаказного метода. Учёт прямых затрат ведётся по каждому объекту отдельно. Общехозяйственные расходы распределяются по заказам пропорционально заработной плате основных производственных рабочих. Полная фактическая себестоимость заказа определяется после его выполнения. Образцы заполнения документов, необходимых для оформления заказа, приведены в приложениях 1 – 6 [с. 37-44].

Ниже схематично приведена  взаимосвязь синтетических счетов при позаказном методе калькулирования себестоимости (рис. 2.1.).

«Материалы»

«Незавершённое производство»

«Продажи»

Сальдо 260

 

 

Отпущено в производство 110

Сальдо 1690

 

 

Произве-дено 2166,8095

Сальдо - произ-ведено за период 2166,8095

Про-дано 3000

110

126

НДС 457,627

117

Итого 2624,4365

123,8095


 


«Фонд заработной платы»

 

«Общехозяйственные расходы»

 

«Финансовый результат»

Начис-лено 100

К выплате 87

123,8095

123,8095

 

375,5635

НДФЛ 13

       
 

Отчисления во внебюджетные фонды 26

       
       
 

Итого 126

       

 

«Общепроизводственные расходы»

 

«НДС»

 

Содержание строительных машин и механизмов 53

457,627

457,627

   
   
 

Топливо 23

   
 

Прочие 41

   
 

Итого 117

   

 

Рис. 2.1. Взаимосвязь синтетических  счетов при позаказном методе калькулирования себестоимости (извлечение), в тыс. руб.

 

3.Совершенствование учета затрат и организации управленческого учета

Сокращение затрат является одним из действенных инструментов управления прибылью организации.

Прежде чем приступать к сокращению затрат, следует обратить внимание на процедуру расчета финансовых результатов и определиться с  прогнозными значениями доходов  и расходов. Это позволит установить величину затрат, подлежащих сокращению. Необходимо привести в соответствие данные бухгалтерского учета и бюджетирования в части затрат. Это означает создание условий для организации жесткого контроля за затратами.

Для эффективности калькуляции  себестоимости услуг в  управленческом учете можно использовать калькуляцию по нормативным затратам в сочетании с позаказной калькуляцией. Калькуляция нормативных затрат является тем инструментом, который может дополнить позаказную калькуляцию. Установление нормативных затрат может быть полезным при предварительном производстве расчетов по прямым материальным затратам, нормативным накладным расходам, необходимым для выполнения каждого заказа. Это сочетание позволяет реально оценить степень риска при производстве, упростить работу менеджера и бухгалтера, сократить затраты времени при анализе конечных результатов деятельности организации на определенном отрезке времени. 

К недостаткам позаказного  метода учета затрат и калькулирования  себестоимости услуг следует  отнести отсутствие оперативного контроля за уровнем затрат, сложность и громоздкость инвентаризации незавершенного производства.

Цена оказанных услуг  рассчитывается на основе сметной стоимости. Если фактические затраты окажутся меньше сметной себестоимости, то это  означает, что предприятие получит  прибыль сверх плановых накоплений. Если же предприятие получило перерасход, то прибыль будет меньше сметной величины. Это и объясняет необходимость применения элементов нормативного учёта, который даёт возможность контролировать все отклонения от сметных и плановых норм. Так, материалы на каждый вид работ отпускаются в соответствии с нормами, каждый случай отклонений фиксируются, а его причины излагаются в приложении к материальному отчёту; размеры заработной платы, накладных расходов и др. также определяются на основе сметных (плановых) показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Выводы и предложения по совершенствованию организации калькулирования себестоимости

Анализируя действующую  практику учёта затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции ООО «Сарстройсервис», нетрудно сделать вывод о том, что благодаря позаказному методу учёта, предприятие получает возможность учитывать свои расходы в разрезе статей калькуляции раздельно по каждому заказу.

На предприятии ООО  «Сарстройсервис» принята группировка затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов:

  • материалы;
  • расходы на оплату труда рабочих;
  • расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • накладные расходы.

По способу включения  в себестоимость отдельных видов  продукции на предприятии принято деление затрат на прямые и накладные.

Прямые затраты включаются в себестоимость работы на основании  первичной документации по прямому  признаку. Косвенные расходы ежемесячно распределяются между договорами (заказами) на строительство.

Затраты на оплату труда, подлежащие отнесению на отдельные объекты (договоры, заказы), определяются на основании оформленных в установленном порядке первичных документов: нарядов, табелей, ведомостей учёта отработанного времени и других документов по установленным формам.

Следует отметить, что  в структуре издержек производства ООО «Сарстройсервис» оплата труда занимает значительную долю. В связи с этим, актуальна задача снижения трудоёмкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Сводный аналитический  и синтетический учёт затрат основного производства в ООО «Сарстройсервис» осуществляется с использованием карточек учёта затрат на производство и сводной ведомости затрат на производство.

Помимо прямых затрат на материалы, заработную плату, отчисления во внебюджетные фонды и затрат на работу строительных машин и механизмов относящихся непосредственно на конкретный вид работ, существуют затраты, прямо не прослеживаемые: такие как  заводские накладные расходы, которые относят на отдельные работы с использованием заданной ставки (распределения) накладных расходов.

Нельзя не отметить, что  на предприятии недостаточно внимания уделяется накладным расходам, имеющим  немаловажное значение. Недостаточный анализ учёта накладных расходов в разрезе калькуляционных статей расходов затрудняет анализ структуры и уровня себестоимости продукции в целом, что, в свою очередь, необходимо для контроля над данными о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.

Вследствие вышесказанного предприятию можно порекомендовать  применение метода накопления учёта затрат за определенный период времени по видам работ и местам возникновения затрат. В этом случае себестоимость сданных заказчику строительных работ будет определяться расчётным путём (например: исходя из процента, исчисленного как отношение фактических затрат, находящихся в незавершённом производстве, к их договорной стоимости, и договорной стоимости сданных работ). Применение этого метода позволит снизить количество бухгалтерской работы и уделить больше времени на проведение анализа себестоимости строительных работ и выявлению внутрихозяйственных резервов.

Можно также использовать калькуляцию по нормативным затратам в сочетании с позаказной калькуляцией. Калькуляция нормативных затрат является тем инструментом, который  может дополнить позаказную калькуляцию. Установление нормативных затрат может быть полезным при предварительном производстве расчётов по прямым материалам, нормативным накладным расходам, прямому труду, необходимым для выполнения каждого заказа. Это сочетание позволит реально оценить степень риска при строительстве (будет ли этот заказ рентабельным), также позволит упростить работу менеджера и бухгалтера, сократить затраты времени при анализе конечных результатов деятельности предприятия на определенном отрезке времени.

Таким образом, на предприятии  необходимо организовать такой аналитический  учёт издержек производства, чтобы  была видна не только себестоимость (а, следовательно, рентабельность каждого  заказа), но и чтобы отчётливо  прослеживалась работа по контролю над снижением расходов.

 

Заключение

Эффективная ценовая  политика, оптимизация производственной стратегии невозможны без наличия  достоверной информации об издержках на производство и реализацию конкретной продукции или её партии. В связи с этим повышается значимость планирования и учёта произведённых затрат, калькулирования себестоимости продукции (услуг).

В данной исследовательской  работе был рассмотрен позаказный метод  калькулирования себестоимости. Сущность позаказного метода заключается  в накоплении затрат по каждому заказу, то есть объектом калькулирования себестоимости является заказ. Общая сумма затрат по заказу рассчитывается после завершения всех работ по нему. Если заказ состоит из одного изделия, то его себестоимость и является суммой всех затрат по заказу. Если в заказ входят несколько изделий, то себестоимость одного изделия определяется путём деления всей суммы затрат на количество единиц заказа.

Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости