Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:37, лекция

Описание работы

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Файлы: 1 файл

БФО и МСФО лекции.docx

— 86.86 Кб (Скачать файл)

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые  для формирования достоверного и  полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных  операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской  отчетности обособленно в случаях  их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения  организации или финансовых результатов  ее деятельности.

Каждый существенный показатель должен представляться в бухгалтерской  отчетности отдельно, несущественные суммы аналогичного характера или  назначения могут объединяться и  не представляться отдельно.

Показатель считается  существенным, если его нераскрытие  может повлиять на экономические  решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

Данные бухгалтерского баланса  на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному.

Не допускается зачет  между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме  случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае создания организацией в установленном порядке в  конце отчетного периода резервов сомнительных долгов по расчетам с  другими организациями за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации, числящаяся в бухгалтерском  учете дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в  бухгалтерском балансе показывается в сумме за минусом образованного  резерва. При этом сумма образованного  и отраженного в бухгалтерском  учете резерва в пассиве бухгалтерского баланса отдельно не отражается.

Бухгалтерских баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

При отражении данных в  бухгалтерской отчетности следует  иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей  при исчислении соответствующих  данных или имеет отрицательное  значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых  скобках (непокрытый убыток, убыток от продаж, проценты к уплате, уменьшение капитала). 

Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению  отчетности

2.1 Инвентаризация  статей баланса

Одной из основных задач  бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском  учете» является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном  положении, необходимой внешним  и внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности.

Одним из основных способов контроля полноты и достоверности  бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций признается одним из способов ведения  бухгалтерского учета и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» должен быть утвержден в составе учетной политики организации на соответствующий финансовый год.

Под инвентаризацией понимается установление фактического наличия  на определенную дату активов и обязательств организации, а также объектов, учитываемых  на забалансовых счетах, в регистрах  налогового учета или учитываемых  внесистемно (например, условные активы и иные показатели, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету).

Основными целями инвентаризации являются:

  • проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете,
  • проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности,
  • проверка состояния товарно-материальных ценностей (их фактического соответствия стандартам по качеству) и условий хранения таких ценностей,
  • приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствие с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями,
  • выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имели место.

Перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация и отражаются результаты инвентаризации в бухгалтерском  учете. Инвентаризация позволяет выявить  и устранить расхождения в  данных бухгалтерского учета с фактическими данными. Она обеспечивает достоверность  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности. В соответствии с методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденных приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49. при этом необходимо использовать унифицированные  формы по учету результатов инвентаризации, установленные постановлением Госкомстата  РФ от 18.08.98 № 88.

Сроки и порядок проведения инвентаризации утверждается руководителем  организации в составе учетной  политики или отдельных распорядительных документов. В ходе инвентаризации проверяется и документально  подтверждается наличие, состояние, оценка имущества организации и ее обязательств. Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в учете того месяца, в котором была окончена инвентаризация. По итогам инвентаризации принимаются решения о создании оценочных резервов, списании дебиторской  задолженности, уценке кредиторской задолженности, уценке МПЗ.

Статьи бухгалтерской  отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых обязательств, т.е. учетные данные корректируются в соответствии с выявленными  суммами излишков и недостач ценностей, проверенными расчетами. Это одно из важных требований соблюдения достоверности.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организация обязана  проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения и сроки  проведения инвентаризации определяются руководителем организации. В ЗАО  «Воронцовское» инвентаризация проводится один раз в год, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже; перед  составлением бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных  лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях; при ликвидации организации; в других случаях, предусмотренных законодательством  РФ.

Основу любой инвентаризации составляет полная или выборочная проверка фактического наличия материальных ценностей, имущественных прав и  обязательств силами специально созданной  в организации комиссии. Различают  два вида проверок: натуральную и  документальную.

Натуральная проверка состоит  в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем  подсчета, взвешивания, обмера. Натуральной  проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и бланки документов строгой отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имущественных  прав и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентарная комиссия. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Персональный состав постоянно действующей и рабочей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации.

Составляется приказ «О проведении инвентаризации», который является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки  проведения инвентаризации, а также  персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ подписывается руководителем  организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Для отражения результатов  инвентаризации ценностей, по которым  выявлены отклонения от данных учета, применяется сличительная ведомость. В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения  между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

По результатам инвентаризации составляется протокол центральной  инвентаризационной комиссии, в котором  отражаются итоги инвентаризации производственных запасов.

Инвентаризация является составной частью организации учёта  и контроля над движением имущества  на предприятии. Инвентаризацию производственных запасов следует проводить не реже одного раза в год, но не ранее 1-го октября. Нефтепродукты следует  проверять не реже одного раза в  месяц. Порядок проведения инвентаризации регулируется приказом об учетной политике по ЗАО «Воронцовское» и ПБУ-5/01. ТМЦ (производственные запасы, готовая  продукция, товары и прочие запасы) заносятся в описи по каждому  отдельному наименованию с указанием  вида, группы, количества и других необходимых  данных. На основании описи производится инвентаризация ТМЦ.

Для отражения результатов  инвентаризации на предприятии используют следующие документы:

а) Инвентаризационная опись  ТМЦ;

б) Инвентаризационная опись  ТМЦ, принятых на ответственное хранение.

в) Акт инвентаризации ТМЦ  отгруженных.

г) Акт инвентаризации ТМЦ, находящихся в пути.

Суммы выявленных недостач и хищений как материальных ценностей, так и денежных средств, а также потерь от порчи ценностей учитывают на счёте 94. Исключением являются потери от стихийных бедствий, которые отражаются на 99 счёте. Недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, а недостача сверх норм естественной убыли относится на возмещение за счёт виновных лиц. Операции:

  1. Оприходован выявленный излишек ТМЦ:
  2. Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
  3. Выявлена недостача ТМЦ, готовой продукции: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 10, 41, 43.
  4. Списана недостача ТМЦ в пределах норм естественной убыли: Дебет счетов 20, 26, 44 Кредит счетов 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» . Списана недостача сверх норм естественной убыли на виновных лиц:

Дебет счета 73.2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба»

Кредит  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей»

  1. Списание недостачи на финансовые результаты: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 94«Недостачи и потери от порчи ценностей».

В соответствии с Кодексом законов  о труде, при обнаружении недостачи  ТМЦ у работника, с которым  заключен договор о материальной ответственности, администрация имеет  право разрешить ему добровольно  возместить ущерб, нанесенный им предприятию. Работник должен дать письменное согласие об удержании суммы ущерба из заработной платы, если сумма ущерба не превысила  его среднемесячной заработной платы. Если акт недостачи зафиксирован, а работник добровольно не возмещает  ущерб и не представляет заявления  о согласии удержания суммы недостачи  из зарплаты, то администрация вправе подать иск в суд.

Операции: Погашение недостачи  материально-ответственным лицом:

а) вносится наличными в  кассу: Дебет счета 50 «Касса» Кредит 73.2«Расчеты по возмещению материального  ущерба».

б) удержано из заработной платы: Дебет счета 70 «Расчеты по оплате труда» Кредит счета 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Инвентаризация объектов основных средств производится согласно методическим указаниям по инвентаризации. Она производится по местам хранения основных средств. Рекомендовано проводить  инвентаризацию 1 раз в 3 года.

Итоги отражаются в инвентаризационных карточках. Неучтенные основные средства, а также те, по которым выявлена недостача, записываются в инвентаризационную опись (форма № ИНВ-1). Инвентаризационную опись применяется для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники, производственного  и хозяйственного инвентаря). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах  и подписывается ответственными лицами комиссии отдельного по каждому  месту хранения ценностей и лицом, ответственных за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления  сличительной ведомости, а второй –  остается у материального ответственного лица.

Информация о работе Правила оценки статей бухгалтерской отчетности