Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:37, лекция

Описание работы

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Файлы: 1 файл

БФО и МСФО лекции.docx

— 86.86 Кб (Скачать файл)

До начала инвентаризации от каждого лица, ответственного за сохранность ценностей, берется  расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы. Инвентарная опись  печатается с вкладными листами  по образцу второй страницы формы, количество которых определяет заказчик бланков.

Данные из описи передаются в бухгалтерию для составления  синтетической ведомости.

Если при проведении инвентаризации выявлена недостача объектов ОС, то в учете производятся следующие  записи:

Списана первоначальная стоимость: Дебет счета 01-11 «Выбытие ОС» Кредит счета 01 «Основные средства.

Списание износа: Дебет  счета 02»Амортизация основных средств» Кредит счета 01-11 «Выбытие ОС».

Списана остаточная стоимость: Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счета 01 «Выбытие ОС».

Инвентаризация расчетов заключается  в проверке обоснованности числящихся на бухгалтерских счетах сумм дебиторской  и кредиторской задолженности и  их реальности. Инвентаризация расчетов включает в себя: расчеты с банками; расчеты с бюджетом и внебюджетными  фондами; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты с поставщиками; расчеты с подотчетными лицами; расчеты  с работниками, депонентами; расчеты  с прочими дебиторами и кредиторами, а также расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными  на отдельные балансы.

При проверке расчетов следует установить:

-имеется ли равенство остатков (дебетовых и кредитовых раздельно)  по счетам расчетов по балансу,  остаткам в оборотных ведомостях (карточках аналитического учета), а также законность и хозяйственную  целесообразность совершенной операции. При этом необходимо обратить  внимание имеются ли суммы  дебиторской и кредиторской задолженности,  по которым истекли сроки исковой  давности;

-правильность и обоснованность  числящейся в бухгалтерском учете  суммы задолженности по недостачам  и хищениям.

Сведения о реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации. При оформлении результатов инвентаризации расчетов составляется «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими  дебиторами и кредиторами» (форма N ИНВ-17) и «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» - Приложение к форме N ИНВ-17.

Инвентаризация расчетов с бюджетом заключается в том, что налоговая  инспекция по запросу налогоплательщика  выдает ему акт сверки, в котором  указываются виды налогов (которые  уплачивает данный налогоплательщик), начисленная по каждому виду налога сумма (сумма берется из представленных налогоплательщиком расчетов), суммы  фактически поступивших от данного  налогоплательщика в бюджет налогов, суммы недоимки или переплаты, а  также суммы начисленных пеней  и штрафов (если они имеются).

Задача предприятия состоит  в том, чтобы проверить данные, отраженные в акте сверки и в случае обнаружения несоответствия каких-либо сведений (например, неправильно начислена (или вообще не отражена в акте) сумма  по какому-либо расчету, не все уплаченные предприятием суммы налогов отражены в акте сверки и т.п.) сообщить об этом налоговому органу или внести исправления в свою бухгалтерскую  отчетность. Аналогичным образом производится сверка расчетов и с внебюджетными фондами.

При инвентаризация расчетов с поставщиками также составляются акты сверки, в  которых отражаются данные о состоянии  расчетов (количество отгруженных и  полученных сырья, материалов, оборудования, готовой продукции и т.п., сумма  оплаченных и полученных денежных средств). Указанные акты подписываются обеими сторонами.

Проверке должен быть подвергнут счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  по товарам, оплаченным, но находящимся  в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Рассмотрим основные операции:

  1. Дебет счета 10 «Материалы» - Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - оприходованы фактически полученные материалы по договорной стоимости;
  2. Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по оприходованным материалам.

При проведении инвентаризации была обнаружена ошибка. В этом случае в  бухгалтерском учете производятся следующие записи:

1. Дебет счета 10 «Материалы»  Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» - сторнируется  стоимость ранее оприходованных  по договорной стоимости материалов;

2. Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» - Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - сторнируется НДС, относящийся к материалам, оприходованным по договорной стоимости;

3. Дебет счета 10 «Материалы»  Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» - оприходованы  фактически полученные материалы  по стоимости, указанной в расчетных  документах поставщика;

4. Дебет счета 19 «НДС по приобретенным  ценностям» - Кредит счета 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»  - отражен НДС по оприходованным  материалам согласно счету-фактуре  поставщика.

Если стоимость материалов уже  оплачена поставщику, а на конец  месяца они находятся в пути или  еще не вывезены со складов поставщиков, то в конце месяца в бухгалтерском  учете производится запись по дебету счета 10 и кредиту счета 60 (без  оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская  задолженность по счету 60.

При инвентаризации расчетов с поставщиками нужно обратить внимание на наличие  сумм кредиторской задолженности, по которой  истекли сроки исковой давности.

Суммы кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству  на основании данных проведенной  инвентаризации, письменного обоснования  и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты организации.

Сроки исковой давности и правила  их исчисления устанавливаются законодательством  и не могут быть изменены по соглашению сторон. Общий срок исковой давности составляет три года. Специальные (сокращенные  или более длительные по сравнению  с общим) сроки устанавливаются  законодательством применительно  к отдельным видам обязательств. При списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, в бухгалтерском учете делается запись:

Дт.60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками"

Кт.99 «Прибыли и убытки» (с учетом налога на добавленную стоимость).

В бухгалтерском учете дебиторская  задолженность, как правило, формируется  на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а также 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается в  проверке правильности и обоснованности, числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности. При проведении инвентаризации выявляют две группы обязательств - задолженности, которые будут погашены, а также  долги, не реальные для взыскания. Также  необходимо особое внимание обратить на наличие сумм дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой  давности.

В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета дебиторская  задолженность, по которой срок исковой  давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому  обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного  обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся  соответственно на счет средств резерва  сомнительных долгов либо на финансовые результаты деятельности предприятия.

По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные  суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы  и причины возникновения переплат работникам. Необходимо проверить правильность начисления налогов с заработной платы, правомерность применения льгот  по налогам. При этом проверке подвергаются счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 69 «Расчеты по социальному  страхованию».

При инвентаризации расчетов с работниками нужно обратить внимание на наличие сумм депонентской задолженности, по которой истекли  сроки исковой давности. В случае выявления таких сумм они подлежат отнесению на кредит счета 99 "Прибыли  и убытки" и включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам  с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов  по каждому подотчетному лицу.

Подотчетными лицами являются работники организации, получившие денежные средства из кассы организации  на оплату командировочных расходов, а также на оплату административно - хозяйственных расходов. Список работников, которым могут выдаваться деньги под отчет, а также порядок  предоставления отчетов об использовании  этих сумм утверждаются внутренними  распорядительными документами  организации (приказ, распоряжение руководителя предприятия и т.п.).

Учет сумм выданных под  отчет осуществляется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Списание подотчетных  сумм производится на основании предоставляемых  в бухгалтерию авансовых отчетов  с приложением всех первичных  документов, подтверждающих произведенные  расходы.

2.2 Проверка записей на счетах  бухгалтерского учета

 

Одной из особенностей ведения  бухгалтерского учета является необходимость  сверки данных аналитического и синтетического учета и обобщения данных. Подобные процедуры позволяют своевременно отслеживать допущенные ошибки и  формировать достоверное представление о происходящих в организации процессах, проверить правильности записей хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета, делают обобщение сведений за отчетный период (за месяц) по каждому счету и составляют оборотно-сальдовые ведомости.

В изучаемой организации, согласно действующим принципам  бухгалтерского учета, обобщение данных по счетам осуществляется ежемесячно при помощи программ автоматизации  бухгалтерского учета и составления  в автоматизированной форме оборотно-сальдовых  ведомостей.

Оборотно-сальдовые ведомости  – это способ обобщения учетной  информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Оборотно-сальдовая ведомость  составляется в конце месяца на основании  данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту за месяц всех используемых в организации счетов.

Различают оборотно-сальдовую  ведомость по синтетическим счетам и оборотно-сальдовую ведомость  по аналитическим счетам, сальдовую  оборотную ведомость и шахматную  оборотную ведомость.

В оборотно-сальдовую ведомость  по синтетическим счетам записывают все используемые в организации  счета. При правильной организации  бухгалтерского учета обязательно  должно быть попарное равенство итогов в колонках ведомости:

1) сумма сальдо по дебету  счетов на начало месяца должна  равняться сумме сальдо по  кредиту счетов за этот месяц;

2) сумма оборотов по  дебету счетов за отчетный  период должна равняться сумме  оборотов по кредиту счетов  за этот же период;

3) сумма сальдо по дебету  счетов н6а конец месяца должна  равняться сумме сальдо по  кредиту счетов за этот месяц.

Отсутствие этих равенств свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо выявить и исправить.

Информация данной оборотной  ведомости об остатках используется при составлении бухгалтерского баланса организации.

В результате подсчета итогов оборотно-сальдовой ведомости по аналитическим счетам необходимо получить те же равенства, которые отражают взаимосвязь  синтетического счета с его аналитическими счетами.

Данная оборотная ведомость  предназначена для получения  сведений для руководства организацией и для проверки правильности учетных  записей в бухгалтерском учете.

В сальдовой оборотной  ведомости отражается информация об остатках на счетах синтетического учета.

Шахматная оборотная ведомость  используется для проверки правильности произведенных бухгалтерских записей  и бухгалтерской корреспонденции. Она составляется на основе заранее  составленной корреспонденции счетов.

После разноски информации со счетов бухгалтерского учета подсчитывают итоги по строкам и графам. В  шахматной оборотной ведомости  должно получиться три пары равенства: 1) сальдо начальное дебетовое должно равняться сальдо начальному кредитовому; 2) итог по дебету счетов за месяц должен равняться итогу по кредиту счетов за месяц; 3) сальдо конечное дебетовое  должно равняться сальдо конечному  кредитовому.

Если эти суммы разные, то корреспонденция счетов составлена неправильно или допущена ошибка при разноске. Ее необходимо найти  и исправить.

2.3 Порядок исправления выявленных  ошибок

 

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Основными требованиями, которые  предъявляются к отчетности, являются правдивое и точное отражение  действительных результатов деятельности предприятия, строгая увязка всех показателей. Искажение отчетности и оценки статей баланса рассматриваются как  противогосударственные действия, а  руководители и главные бухгалтеры, виновные в этом, несут ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.

Информация о работе Правила оценки статей бухгалтерской отчетности